Дорогие феминистки, я одна из вас. Пожалуйста, не надо меня "спасать".
шариатС ростом популярности феминизма увеличивается количество онлайн-дискуссий о том, что на разные феминистские проблемы можно смотреть по-разному, с точки зрения разных культур. Чем больше я вчитываюсь в такие дискуссии, тем очевидней мне становится, что среди феминисток существует склонность считать, что западное общество - это тот идеал, которому должны стремиться подражать остальные культуры. "Почему в твоей культуре так поступают?" "Твоя культура такая отсталая". "Твоя культура деспотична". Утверждения, подобные этим, не только отталкивают от феминизма огромное количество женщин*, но и вносят ненужный раскол в феминистское пространство.
Возможно, вы этого не замечаете, но идея о том, что западные женщины "больше феминистки" или "более освобожденные", чем женщины других стран, существует уже очень, очень давно. Этот феномен возник из концепта, который можно коротко описать как "культурный империализм": идея, что западное общество на шаг впереди других обществ, и эти "другие" культуры должны стараться его догонять. Это предположение не только неверно, но и поддерживает маргинализацию всех, кто не вписывается в западные стандарты.
Мышление в ключе культурного империализма опасно по многим причинам, первая из которых достаточно проста: оно способствует появлению и распространению предрассудков и расовых стереотипов. Если вы видите пакистанку в традиционной одежде, не стоит сразу списывать ее со счетов как "угнетенную своей культурой". Возможно, она всего лишь отдает дань уважения своей стране и культуре, с которой она себя идентифицирует, самым простым из возможных способов - надев национальную одежду. Предполагая, что любая, кто одета в традиционную одежду, является "менее свободной", чем западные женщины, мы формируем систему, в которой Запад должен постараться "спасти" этих "подавленных деспотичной культурой" женщин. Обратите внимание также, что когда мы говорим о Западе, мы употребляем такие понятия как "западный" или "западное общество", в то время как большинство остальных культур, обществ и практик получают ярлык "этнических", "экзотических", "обусловленных культурой". Все это поддерживает идею о том, что западное общество - это общество "по умолчанию", норма, а все остальные группы - это аномалия.
Это особенно вредит феминисткам из других культур, которым приходится сначала бороться с этим стереотипом, а потом объяснять, почему их культура не делает их "меньшими феминистками", чем их западные коллеги. Этот барьер мешает феминисткам по всему миру организовать сотрудничество в рамках движения. Когда западные феминистки усваивают этот подход "спаси угнетенную деспотичной культурой женщину", а феминистки из других культур в то же время вынуждены заниматься объяснением "не нужно нас спасать, давайте работать вместе", это приводит к разобщенности внутри движения и отвлекает феминисток от их главной цели - улучшения жизней женщин по всему миру.
Исключение женщин из феминизма и отказ им в феминистской идентичности на основе того, к какой культуре они принадлежат, - это примерно то же самое, что считать, что мужчины в принципе не могут разделять феминистские идеи. Это создает границы между нами, которые только мешают. Не найдется двух человек, у которых абсолютно одинаковый жизненный опыт, и эти различия позволяет нам распознать проблемы в наших социальных институтах. Эти же различия помогают нам найти решение проблем. Так что вместо того, чтобы спорить, чье понимание феминизма лучше, нам стоит сфокусироваться на том, как различные перспективы можно использовать для лучшего понимания механизмов угнетения в различных обществах.
Женщины из не-западных культур не являются беспомощными жертвами. Когда я выхожу на улицу в шальвар камиз - это не крик о помощи, это такой же способ самовыражения, как синие волосы или пирсинг языка. Это демонстрация того, что я не стыжусь своего происхождения. И моя культурная принадлежность не должна ставить под угрозу мою феминистскую идентичность.
Было бы отлично, если бы все мы могли сначала поговорить и выслушать друг друга, прежде чем автоматически предполагать, что разница между нами обязательно станет проблемой.
Снова отсюда