«СОВРЕМЕННАЯ ШКОЛА ПОРОЖДАЕТ ДИЧАЙШУЮ НЕОБРАЗОВАННОСТЬ"
Школа и детский сад, образование детейОчень интересная статья,найденная мной на форуме Марины Соловей.Если кто не знает,семья Соловей знаменита своей многочисленностью(16 детей) и потрясающей мамой (папа к сожалению умер).Если кому интересно,вот адрес форума Игорь и Марина Соловей А вот сама статья:
Музыкант, философ и автор «комплексно-волнового урока» Михаил Казиник - о том, почему учат Моцарту, а любят Стаса Михайлова
В моей юности учителя были намного более знающими, чем нынешние. Образование было более фундаментальным. И все равно я считаю, что очень много времени пропало зря. Жалко детство, в котором много ненужной информации.
Я узнаю у людей про их оценку по истории. Отвечают: «Пятерка». Тогда я спрашиваю: «Что такое огораживания?». Вспоминает только учитель истории. Я не совсем понимаю, зачем у меня был урок про «огораживания». Зачем все это было нужно, когда никто никогда не помнит ни про какие огораживания?
Вот в самолетах каждый раз стюардесса рассказывает про технику безопасности. Конечно, никто ничего не запоминает. Нет таких историй, в которых человек все надел, поплыл и потом заявил: «Самолет упал, все погибли, а я спасся, потому что внимательно выслушал стюардессу». Мне наша школа напоминает эту стюардессу, которая всегда обязана все рассказывать.
Современная школа - это школа прошлых веков; школа, которая абсолютно неправомерна. Раньше все было понятно - никаких источников информации, кроме учителей, не было. А сейчас все учителя, с точки зрения знаний, будут посрамлены перед интернетом. Ни один, даже самый замечательный, учитель географии не знает и одной миллиардной доли того, что есть в сети.
Любой нормальный ребенок наберет ключевое слово и получит десять миллионов единиц информации, а бедный учитель географии по-прежнему задает прочитать страницу 117 и пересказать ее. Абсурд очевиден.
Школу надо менять, потому что сейчас она порождает дичайшую необразованность. Это просто ужас, и он с каждым годом все ужаснее и ужаснее, извините за тавтологию. Мы забираем у детей десять лет в самые лучшие годы их жизни. А что получаем на выходе? Поклонников Стаса Михайлова и Леди Гаги. А ведь эти дети десять лет учили поэзию Пушкина, Тютчева, учили Моцарта, пели в хоре, изучали великие творения, которые порой и взрослые не понимают. Учили великую литературу и музыку, доказывали теоремы, изучали логическое мышление. Но после этого всего в мир выходит человек, который не может связать и пяти звуков, у которого не стыкуются правая и левая части мозга, у которого речь насыщена словами, которые ни один педагог в школе не преподавал.
Школа не соответствует требованиям социума. Единственное спасение - другая школа, школа будущего. Она существует в реальности - это «Семь ключей» в Челябинске. Ее главный принцип - избежать клипового сознания, клипового преподавания и в итоге клипового знания. Всякое явление имеет первопричины в прошлом и воздействие на будущее. Каждое понятие - это движение от прошлого к будущему через настоящее.
Каждый предмет должен преподаваться вкупе с другими предметами. Нет оторванных друг от друга предметов, есть панорамная картина мира. Она и дает нам как нобелевских лауреатов, так и просто нормальных людей с нормальным мышлением. Идеальная школа - это создание панорамного видения, воссоздание мышления во всей ассоциативной связи. В моей школе все уроки комплексно-волновые, они связаны единым понятием, явлением, вещью, предметом. Урок может длиться день, ведут его все учителя, сопричастные с этим явлением.
Почему я говорю о нескольких учителях сразу? Очень унизительно бегать из класса в класс каждый час, все время менять атмосферу и переделываться. В обычной школе каждый учитель абсолютно не соотносится с другим учителем и его предметом. Учитель физики даже не задумывается, что у детей только что была география, и не может понять, почему не получается навести дисциплину. А потом приходит учитель, которого дети очень любят, и ему вовсе не надо наводить порядок. Это все хорошо, но невозможно школу положить на индивидуальность учителей.
Школа должна стать не только школой панорамного, но и ассоциативного мышления. Все нобелевские открытия сделаны на междисциплинарном уровне, на стыке предметов. Распространить такую систему вполне реально. Начинать нужно с отдельных точек. То, что я предлагаю, куда более естественно, чем школа, в которой бедный учитель постоянно приспосабливается к разным классам. Учитель физики, который прошел мою методику, приходит в школу и начинает говорить про Баха. Химик включает музыку Бородина, через которую становится ясной связь между музыкой и химическими реакциями. Музыка - это питание мозга, я знаю это по нобелевским лауреатам.
В моей школе любой учитель начинает с неожиданного, непривычного. Это принцип отстранения. Как только учитель приходит на урок и говорит: «Великий русский писатель Достоевский», внимание у детей ослабляется - лучше почитать какой-нибудь детектив. Мысль о том, что Достоевский - великий, должна родиться в конце урока у самих детей.
Еще одно условие - чувство юмора. Да, не у всех оно есть, и в будущем людям без него лучше идти в бухгалтеры, нежели в учителя. Пусть педагоги заводят картотеки веселых историй и рассказывают их детям - устраивают перезагрузку.
Неужели нормальный учитель не может выяснить знания ребенка без дурацких ЕГЭ, без глупых билетов? А если ребенок забыл точную высоту Джомолунгмы - это что, ему тройку нужно ставить? Да ерунда! А он скажет: «Иван Иваныч, вот там внизу целая религия родилась. Там Тибет, там такое творится! Можно я вам расскажу?». Обучение - это не тюрьма и не армия. Это светлое место академии Платона, где люди, улыбаясь, познают всякие вещи. Ребенок некомпьютер и не большая советская академия. Главное - чтобы ребенок был счастливым. В современной школе он не будет счастлив никогда.
Нормальному индустриальному обществу нужен лишь один процент математиков. Остальные будут уметь считать только деньги. Зачем же всех детей мучить математическими деталями, которые они забудут навсегда на следующий день? Стране нужны 3% фермеров, 1,5% химиков, еще 4-5% рабочих. Математики, физики, химики, производственники - 10% населения. Остальные будут людьми свободных профессий, как это уже произошло в Швеции.
Вся система должна измениться. Куча знаний во всех предметах никому не нужна. Зачем вам изучать географию Дании - вы же найдете все в интернете, как туда соберетесь. Другое дело - если познавать ее через Андерсена. Мой урок объединяет его сказки с географией, историей Дании, красотой Копенгагена, историей любви Русалочки. Вот это и есть школа.
Главный двигатель к знаниям - это любовь. Все остальное не играет роли. То, что человек любит, он знает. Нельзя вбить в голову никакую математику и геометрию. Современной школе не хватает искусства, культуры и риторики. Нужно просто посмотреть семь свободных искусств, которые изучали античные дети, это было неплохо поставлено.
В общем-то, смысл и цель всего движения цивилизации - создание артефактов культуры и искусства. Кто правил во времена Баха? Какой по счету был король во времена Шекспира? Эпоха Шекспира, эпоха Пушкина, эпоха Мольера, эпоха греческого театра... А кто был в это время цезарем - это надо смотреть в справочниках. От всего развития человечества остается только культура и искусство. Остальное - ерунда. Ничего другого не остается, как бы мы не старались. Даже научное открытие только мостик для следующих. Искусство и культура нужны для того, чтобы люди не убивали друг друга.
Школа должна быть радостным воспоминанием детства, самой светлой частью жизни человека. Все равно с каждым годом мы приближаемся к смерти. В этом плане жизнь - достаточно пессимистичная штука, печальная. Забирать у детей еще и детство, чтобы сообщать им кучу информации, которую они никогда не запомнят и которой никогда не воспользуются - это совсем преступно. Выпустить надо не математика или физика, а человека.
Илья Иванов
В моей юности учителя были намного более знающими, чем нынешние. Образование было более фундаментальным. И все равно я считаю, что очень много времени пропало зря. Жалко детство, в котором много ненужной информации.
Я узнаю у людей про их оценку по истории. Отвечают: «Пятерка». Тогда я спрашиваю: «Что такое огораживания?». Вспоминает только учитель истории. Я не совсем понимаю, зачем у меня был урок про «огораживания». Зачем все это было нужно, когда никто никогда не помнит ни про какие огораживания?
Вот в самолетах каждый раз стюардесса рассказывает про технику безопасности. Конечно, никто ничего не запоминает. Нет таких историй, в которых человек все надел, поплыл и потом заявил: «Самолет упал, все погибли, а я спасся, потому что внимательно выслушал стюардессу». Мне наша школа напоминает эту стюардессу, которая всегда обязана все рассказывать.
Современная школа - это школа прошлых веков; школа, которая абсолютно неправомерна. Раньше все было понятно - никаких источников информации, кроме учителей, не было. А сейчас все учителя, с точки зрения знаний, будут посрамлены перед интернетом. Ни один, даже самый замечательный, учитель географии не знает и одной миллиардной доли того, что есть в сети.
Любой нормальный ребенок наберет ключевое слово и получит десять миллионов единиц информации, а бедный учитель географии по-прежнему задает прочитать страницу 117 и пересказать ее. Абсурд очевиден.
Школу надо менять, потому что сейчас она порождает дичайшую необразованность. Это просто ужас, и он с каждым годом все ужаснее и ужаснее, извините за тавтологию. Мы забираем у детей десять лет в самые лучшие годы их жизни. А что получаем на выходе? Поклонников Стаса Михайлова и Леди Гаги. А ведь эти дети десять лет учили поэзию Пушкина, Тютчева, учили Моцарта, пели в хоре, изучали великие творения, которые порой и взрослые не понимают. Учили великую литературу и музыку, доказывали теоремы, изучали логическое мышление. Но после этого всего в мир выходит человек, который не может связать и пяти звуков, у которого не стыкуются правая и левая части мозга, у которого речь насыщена словами, которые ни один педагог в школе не преподавал.
Школа не соответствует требованиям социума. Единственное спасение - другая школа, школа будущего. Она существует в реальности - это «Семь ключей» в Челябинске. Ее главный принцип - избежать клипового сознания, клипового преподавания и в итоге клипового знания. Всякое явление имеет первопричины в прошлом и воздействие на будущее. Каждое понятие - это движение от прошлого к будущему через настоящее.
Каждый предмет должен преподаваться вкупе с другими предметами. Нет оторванных друг от друга предметов, есть панорамная картина мира. Она и дает нам как нобелевских лауреатов, так и просто нормальных людей с нормальным мышлением. Идеальная школа - это создание панорамного видения, воссоздание мышления во всей ассоциативной связи. В моей школе все уроки комплексно-волновые, они связаны единым понятием, явлением, вещью, предметом. Урок может длиться день, ведут его все учителя, сопричастные с этим явлением.
Почему я говорю о нескольких учителях сразу? Очень унизительно бегать из класса в класс каждый час, все время менять атмосферу и переделываться. В обычной школе каждый учитель абсолютно не соотносится с другим учителем и его предметом. Учитель физики даже не задумывается, что у детей только что была география, и не может понять, почему не получается навести дисциплину. А потом приходит учитель, которого дети очень любят, и ему вовсе не надо наводить порядок. Это все хорошо, но невозможно школу положить на индивидуальность учителей.
Школа должна стать не только школой панорамного, но и ассоциативного мышления. Все нобелевские открытия сделаны на междисциплинарном уровне, на стыке предметов. Распространить такую систему вполне реально. Начинать нужно с отдельных точек. То, что я предлагаю, куда более естественно, чем школа, в которой бедный учитель постоянно приспосабливается к разным классам. Учитель физики, который прошел мою методику, приходит в школу и начинает говорить про Баха. Химик включает музыку Бородина, через которую становится ясной связь между музыкой и химическими реакциями. Музыка - это питание мозга, я знаю это по нобелевским лауреатам.
В моей школе любой учитель начинает с неожиданного, непривычного. Это принцип отстранения. Как только учитель приходит на урок и говорит: «Великий русский писатель Достоевский», внимание у детей ослабляется - лучше почитать какой-нибудь детектив. Мысль о том, что Достоевский - великий, должна родиться в конце урока у самих детей.
Еще одно условие - чувство юмора. Да, не у всех оно есть, и в будущем людям без него лучше идти в бухгалтеры, нежели в учителя. Пусть педагоги заводят картотеки веселых историй и рассказывают их детям - устраивают перезагрузку.
Неужели нормальный учитель не может выяснить знания ребенка без дурацких ЕГЭ, без глупых билетов? А если ребенок забыл точную высоту Джомолунгмы - это что, ему тройку нужно ставить? Да ерунда! А он скажет: «Иван Иваныч, вот там внизу целая религия родилась. Там Тибет, там такое творится! Можно я вам расскажу?». Обучение - это не тюрьма и не армия. Это светлое место академии Платона, где люди, улыбаясь, познают всякие вещи. Ребенок некомпьютер и не большая советская академия. Главное - чтобы ребенок был счастливым. В современной школе он не будет счастлив никогда.
Нормальному индустриальному обществу нужен лишь один процент математиков. Остальные будут уметь считать только деньги. Зачем же всех детей мучить математическими деталями, которые они забудут навсегда на следующий день? Стране нужны 3% фермеров, 1,5% химиков, еще 4-5% рабочих. Математики, физики, химики, производственники - 10% населения. Остальные будут людьми свободных профессий, как это уже произошло в Швеции.
Вся система должна измениться. Куча знаний во всех предметах никому не нужна. Зачем вам изучать географию Дании - вы же найдете все в интернете, как туда соберетесь. Другое дело - если познавать ее через Андерсена. Мой урок объединяет его сказки с географией, историей Дании, красотой Копенгагена, историей любви Русалочки. Вот это и есть школа.
Главный двигатель к знаниям - это любовь. Все остальное не играет роли. То, что человек любит, он знает. Нельзя вбить в голову никакую математику и геометрию. Современной школе не хватает искусства, культуры и риторики. Нужно просто посмотреть семь свободных искусств, которые изучали античные дети, это было неплохо поставлено.
В общем-то, смысл и цель всего движения цивилизации - создание артефактов культуры и искусства. Кто правил во времена Баха? Какой по счету был король во времена Шекспира? Эпоха Шекспира, эпоха Пушкина, эпоха Мольера, эпоха греческого театра... А кто был в это время цезарем - это надо смотреть в справочниках. От всего развития человечества остается только культура и искусство. Остальное - ерунда. Ничего другого не остается, как бы мы не старались. Даже научное открытие только мостик для следующих. Искусство и культура нужны для того, чтобы люди не убивали друг друга.
Школа должна быть радостным воспоминанием детства, самой светлой частью жизни человека. Все равно с каждым годом мы приближаемся к смерти. В этом плане жизнь - достаточно пессимистичная штука, печальная. Забирать у детей еще и детство, чтобы сообщать им кучу информации, которую они никогда не запомнят и которой никогда не воспользуются - это совсем преступно. Выпустить надо не математика или физика, а человека.
Илья Иванов
Eleshenka
У меня, к сожалению, нет достаточно времени, чтобы аргументированно поучаствовать в обсуждении, но на нескольких моментов хотела бы отметить...
1. У старшей дочки тяжело идет алгебра и геометрия. Раньше на ее стоны (да зачем мне это на таком уровне, для чего мне в жизни дискриминанты и логарифмы и т.п.) я строгим голосом говорила "надо". Пока в одном пособии не прочла, что математика развивает логическое мышление. Банально, но факт! Ттеперь доче отвечаю, что чем сложнее алгебра/геометрия, тем больше она совершенствует свое логическое мышление.
2. Да, возможно по истории, географии и другим устным предметам будет информация, которая никогда не пригодиться. Но, ведь заучивание определений, запоминание дат, пересказ параграфов, как мне кажется, развивает и тренирует память, учить анализировать и отбирать важное. P.S. Однажды наткнулась на совет для пожилых людей: чтобы не "просела" память, каждый день учить наизусть по маленькому стихотворению. А школьники ведь тоже заучивают наизусть...
3. У меня есть старая (еще советская) детская энциклопедия. В начале каждого тома указан внушительный список рецензентов (доктора наук, академики и т.д.). А кто подтверждает достоверность, правильность сведений, указанных в Интернете? Как быть уверенным, что даты указаны верно, факты освещены полностью и тому подобное? Я один раз помогала ребенку по географии: разные сайты давали разную информацию, в общем, схожую, но детали разнились...
4. Фраза из статьи - "Кто был цезарем - надо смотреть в справочниках". Но "кто был цезарем" иногда имеет большое значение. Из истории можно привести много примеров, когда изменения "в верхах" влияли на культуру и искусство.
5. И напоследок, чуть в шутку, чуть всерьез: школьные знания пригодятся, когда бывшие школьники будут помогать с уроками своим детям...
Вот сколько написалось, хотя поначалу хотела кратко. Видимо, задело за живое...
27.12.2015
Ответить
Иришка1035
Не читала ни пост, ни статью. Дочки выросли , учатся и я вполне довольна образованием. Они намного больше нас знают, умеют. На порядок больше получили , чем мы в своё время.
Доступность хорошего образования для простых людей улучшилась в разы и кардинально.
26.12.2015
Ответить
Ирина
Статья типичного ПОТРЕБИТЕЛЯ! Человека, абсолютно не понимающего, что синергетические разнонаправленные нейронные связи - это и есть результат изучения базовых предметов. Смешно слышать, когда взрослые люди начинают рассуждать о том, что им в жизни никогда не пригодились логарифмы и тригонометрия, набор исторических дат и прочие вещи, "захламляющие" мозг. Нет лишней информации, нет лишних знаний! Нет ничего лишнего! Есть лишь субъективный подход ко всему каждого отдельно взятого человека! И если вовремя масса людей не будет обогащать ноосферу минимальным набором волн той же математической направленности, то человечество завтра забудет, как правильно ложку держать! Школа не захламляет голову информацией, она учит, как правильно с этой информацией работать! А артефакты культуры и искусства - это в итоге пыль, а не смысл существования цивилизации.
26.12.2015
Ответить
toma
вот насчет "как правильно с этой информацией работать" на данном этапе у меня очень большие сомнения. Ибо лично мне школа дала очень много информации, но в процессе жизни мне пришлось ну очень постараться, чтобы научится с ней работать. То же самое приходилось и приходится лицезреть и в сыне. История без культуры и тригонометрия без логики- сухие цифры и правила, которые употребить в жизни практически не возможно. Это не значит что что то нужно, а что то нет. Это неотъемлемые части одного целого. А школа зачастую это не учитывает.
26.12.2015
Ответить
Ирина
Вот как раз наоборот! Школа пытается это все слить воедино, а маленький человек либо сам, либо с гласного или не очень посыла родителей фильтрует все через слишком крупные отверстия.
26.12.2015
Ответить
toma
вот во всем этом мне не нравится одно единственное слово- пытается. В нашей школе каждый педагог, не в обиду его авторитету, считает что его предмет является главным.И все равно как ученик знает другой предмет, главное чтобы знал этот.
26.12.2015
Ответить
Юленька
Правильно, зачем учиться?
Айфоном пользоваться и без школы научишься. Пиццу разогреть в микроволновке, особых знаний не нужно😂
05.11.2016
Ответить
Светлана
Школа -это достояние человечества.Она даёт шанс(!) любым детям идти после школы куда они хотят.Создаётся какое -никакое ,а равенство возможностей. Потом,чтобы развить извилины мозга,выяснить свои способности и даётся эта математика или геометрия.
26.12.2015
Ответить
toma
Я не знаю для чего дается геометрия, но за 15 лет работы в бухгалтерии она мне не пригодилась ни разу,никогда. Зато включать извилины мозга на этикет и логическое мышление приходится по сто раз на дню. У меня ребенок ходит на подготовку в частной школе,где все предметы взаимосвязаны. Я в диком восторге.
26.12.2015
Ответить
Светлана
Наша система образования имеет,конечно недостатки.Но есть дополнительное образование, курсы.
Мы не провидцы и не знаем,что пригодиться нам,но школа даёт фундаментальные знания .
А что на подготовке не дают знания об арифметике?
26.12.2015
Ответить
toma
арифметика это не геометрия. А доп.образование и курсы как то совсем не бесплатны. Да и дело даже не в цене. Скорее во времени. Для меня доп.образование для ребенка с моей работой ну очень трудно совмещаемое.
26.12.2015
Ответить
Светлана
Тут уж выбирать приходится:или ритмика.этика ,основы искусств или физика,естественные науки и т.д. Родители вправе выбирать школу с необходимым уклоном.Можно ,конечно, всё успеть ,но тут уже от ребёнка зависит. Но вся эволюция современного образования и общества в целом показывает необходимость всеобщего образования, а то и в феодализм можно скатиться.
26.12.2015
Ответить
Nata
А моему мужу геометрия вообще неожиданно приходилась. Начал делать мебель и с помощью формул легко высчитывает радиусные фасады и т.д. никогда не знаешь что пригодится. А интернет может вдруг и отключитьсч
27.12.2015
Ответить
toma
А я и не сказала что она не нужна.Проблема в том, что 2/3 из нас не особо знают как ее применить.
27.12.2015
Ответить
Русалочка
А мне пригодилась, я ведущий инженер. Вообще странно что вы не видите взаимосвязи логики, которая вам нужна и геометрии. Как ни крути все теоремы это самая что ни на есть логика.
И вообще дело не в том что нужна алгебра или геометрия или чтение наизусть, а в том что все это тренирует и развивает мозг, учит концентрировать внимание, соображать, находить нужное, контачить с учителями и другими учениками, за переменку написать домашку, за ночь подготовится к контрольной, заранее делать уроки чтобы в следующий раз не пришлось сидеть всю ночь и прочим прочим вещам. Да я согласна что школа сейчас устарела, и наука шагнула вперед, кроме того многие учителя просто работают, но тем не менее школа не так плоха, хотя очень многое зависит от конкретного учителя.
10.09.2017
Ответить
toma
Всему что вы написали помогает не алгебра или геометрия, а правильный подход в воспитании и учении. Я вышла со школы абсолютно не контактным ребенком, при этом любой экзамен могла выучить и сдать за одну ночь. А многое из русской и украинской классики читаю своим детям наизусть до сих пор. О лекции или ДЗ вообще молчу. Но никто не знает, как тяжело пришлось мне, пока я научилась применять все свои знания в реальной жизни.
10.09.2017
Ответить
allena
Марина Соловей мама, безусловно, выдающаяся, но ее взгляды на образование детей не поддерживаю. После домашнего обучения дети самой Марины сдать ЕГЭ не смогли.
26.12.2015
Ответить
svetlana
Да, согласна - школа, это много времени и куча ненужной информации. А как по другому? Какие то понятия, ценности стараешься рассказать сам, донести до ребенка... но вот знания - все равно по учебникам. Как по другому? Какие есть идеи?
26.12.2015
Ответить