Раз словечко, два словечко! Поиграем со словами.
Просто болталка)))Как весело скоротать время во время путешествия, поездки, переменки в школе или сидя дома? Конечно же, играя в настольные игры! Тем более, что из реквизита потребуется только ручка, листочек бумаги и, хотя бы, один товарищ.
Сегодня рассмотрим игры с буквами, слогами и словами. Игры всеми любимые, но давно забытые, а некоторые неизвестные нашим деткам!
Такие игры помогают ребенку справиться с первым этапом освоения языка - научиться грамотно согласовывать слова, пользоваться ими по назначению.
Список таких игр достаточно разнообразен. Специальной подготовки они не требуют, не нужно много свободного пространства. В любой дружеской компании такие игры будут прекрасным развлечением на вечер.
Палиндромы.
Эта веселая забава очень нравилась мне в детстве. А теперь я показала своим детям эти "волшебные фразы", которые как ни читай - слева направо или справа налево, - они все равно будут звучать одинаково, они были в полном восторге. В чем же польза от таких занятий? Это замечательное упражнение для тренировки навыка чтения.
А роза упала на лапу Азора. (знаменитая фраза, знакомая всем из сказки А.Толстого «Буратино»)
- У дуба буду.
Oколо Миши молоко. - Коту скоро сорок суток.
- Леша на полке клопа нашел.
- Аргентина манит негра.
- Нажал кабан на баклажан.
- Лев осовел.
- Ты сама сыта.
- Ежу хуже
Акростихи.
На первый взгляд обычное стихотворение, но если прочитать первые буквы каждой строчки по вертикали. то они сложатся в какое-то слово. Такими шифровками можно передать тайное послание или важную информацию.)))
Вода ручьями землю омывает,
Еще остатки снега кое-где,
Сильнее солнце землю пригревает,
Настало время - почка оживает,
А птичья суета слышна везде.
После знакомства с акростихами мы стали придумывать свои собственные. И очень любим играть так - в стихотворении текст загадки, а из букв получается ответ на нее.
Вечно голодный
Одинокий зверь,
Любит он зайчишек,
Кто же это?
(Волк)
Алый бант готовит Надя-
Завтра в школу в первый раз!
Будет в красочном наряде
Удивлять Надежда нас!
Кто ей первым даст урок?
А ответ в начале строк.
Перевертыши
Суть игры в том, чтобы взять строчку из известного стихотворения и все слова в ней заменить на обратные по смыслу. А второй игрок должен эту строчку назад восстановить. Например, «Ваш Степа тихо смеется» - это строчка из А.Барто: «Наша Таня громко плачет«.
Буриме
Дается рифма, например, «палку-скакалку«. И сочиняется на нее стихотворные строчки: «Я нашел в кустах ту палку, ей порвал свою скакалку»
Пример:
Кресло-тесто
Творог-пирог
Ответ:
Отодвинула я кресло,
Замесила быстро тесто.
Начинила внутрь творог -
Вкусный должен быть пирог.
Ребусы, кроссворды
В возрасте пяти лет ребенок уже может разгадывать кроссворды и ребусы. Сейчас достаточно печатной продукции, в которой предлагаются их детские варианты. Но для начала самые простые их образцы можно рисовать самим.
Кентавр.
Игра заключается в том, чтобы из двух данных слов составлять сложное слово. Обычно мы играли в получение новых названий животных. Например, что за зверь будет, если соединить зебру и крокодила? Зебродил! Это нехитрое развлечение научит детей правилам словообразования и поможет развить интуицию в понимании того, как по-русски сказать можно, а как «не звучит».
Одна буква.
Загадывается какая-нибудь буква, и надо составлять предложения, все слова в котором начинаются на нее. Например, загадана буква «Л»: Леопард лазает лучше лося. Если ребенку еще трудно выполнить это задание, то его можно облегчить, попросив его отвечать на ваши вопросы словами только на эту букву. Например,что лежит на столе? - Лупа. Что малыш видел на улице? - Лужу.
Каркас.
Расскажите ребенку, что раньше люди записывали не все буквы слова, а только согласные, и до сих пор есть языки, в которых согласные буквы пишут, а гласные иногда пишут сверху, а иногда - и вовсе пропускают. Попробуйте придумать, сколькими способами можно бы было прочитать слово БР, если бы в русском языке тоже писали только согласные. (Бор, бур, бар, убор, буря, бра, Боря, бюро.) А потом попробуйте взять любой другой каркас - и придумывайте по очереди разные слова, где эти согласные встречаются именно в такой последовательности.
Можно добавлять к каркасу буквы спереди, сзади, в середине.
Например, каркас - СЛ:
- СЛон
- СоЛь
- СеЛо
- СаЛо
- СЛово
- СЛоварь
- УСЛовие
- ПоСеЛок
- ПоСоЛ
- СаЛют
- СЛеды
- СиЛа
Каркас может состоять и из гласных, например ООО:
- МОлОкО
- МОлОтОк
- ЗОлОтО
- ОлОвО
- КОрОлевствО
- ОкОрОк
- ПОрОшОк
- ГОрОдОк
- КОрОмыслО
- КОлОвОрот
- ОстОрОжность
Составь рассказ.
«Составь рассказ» является излюбленной игрой детей, в которую играют исключительно ради удовольствия - тут нет ни победителей, ни побежденных. Участвовать может любое количество игроков, и каждому из них выдается лист бумаги и карандаш.
Цель игры состоит в написании смешных историй, число которых равно количеству участников игры, и причем каждый игрок участвует в написании каждого рассказа.
Правила игры.
Один из игроков является ведущим (что не исключает его из игры). Он рассказывает первую часть истории. Каждый игрок записывает соответствующие имя, фразу или предложение, делая их как можно смешнее. Затем он загибает верхнюю часть листа так, чтобы скрыть написанное им, и передает лист игроку слева. Затем ведущий повествует следующую часть рассказа, и участники записывают что-либо на листе, только что полученном от игрока справа.
По завершении рассказа каждый игрок передает лист бумаги, на котором он написал последнее предложение, соседу слева. Листки разворачиваются, и рассказы по очереди зачитываются вслух, - возможно, это не шедевры литературы, но смеха они вызовут много!
Телеграммы.
Игрокам выдается список из 15 букв, и они должны с его помощью составить телеграмму из 15 слов, где каждое слово начинается с одной из букв списка (в данном порядке).
В качестве варианта, игрокам дается слово примерно из 10-15 букв, например «программирование», таким образом, первое слово должно начинаться с «п», второе - с «р» и т. д.
Телеграмма может включать одно-два названия мест и может по желанию игрока иметь имя отправителя в качестве последнего слова. Для пунктуации можно использовать точки и запятые. Победителем становится первый игрок, составивший свою телеграмму, или, если установлен некий срок написания, игрок, чья телеграмма признается лучшей в конце игрового периода.