Книги для НЕтворческой мамы
Книги о воспитании и развитии детейМеня всегда восхищали люди, которые создают что-то своими руками: шьют, рисуют, вяжут, пекут торты, декорируют и прочее. Всю свою сознательную жизнь я была убеждена, для того, чтобы творить, нужен талант и особый дар. В противном случае не стоит и пытаться, только "испортишь" ткань, "переведешь" продукты, "израсходуешь" краски. Этот "блок" родом из детства стал особенно мне мешать, когда я стала мамой.
Однажды, наблюдая, как мой ребенок открыл новую коробочку с красивыми ровными брусочками пластилина и принялся самозабвенно лепить, я почувствовала щемящую тоску внутри. Я не могла позволить себе так же свободно, как он, мять все брусочки, перемешивать пластилин между собой и лепить всякую несуразную "дичь", и главное, получать от этого удовольствие. Не могла, но очень хотела научиться...
Мне пришлось проделать большую работу со своими детскими негативными убеждениями, чтобы не только научиться самой радоваться процессу созидания, но и поддерживать творческое начало в своих детях. И в этом мне сильно помогли книги, о которых дальше и пойдет речь.
1. Трилогия «Как вылепить отфыркивание» Елена Макарова
Когда в руки попадают книги, написанные человеком, который по-настоящему увлечен своей работой и горит своим делом - это огромная удача! Трилогия Елены Макаровой «Как вылепить отфыркивание» как раз из тех самых жемчужин. Невероятно добрый посыл, а может быть даже пинок - любите, любите, и еще раз любите детей! Учитесь их понимать! Протяните им свою руку и свою душу - они такие маленькие. Каждая страница книги освобождает, словно снимая с тебя слой за слоем глупую взрослость. И я вспоминаю себя маленькой девочкой, и всё, что я так любила, что меня удивляло и завораживало, к чему тянулась по-настоящему сама, самозабвенно и искренне, еще без оглядки на кого-то и без ожидания оценки со стороны. Потрясающая трилогия, заставляет задуматься о многом - об отношениях с детьми, о своих и чужих слабостях, о важных и неважных в жизни вещах, о скоротечности и непостоянстве жизни, о творчестве, о воспитании.
Том 1. «Освободите слона»
Итак, как же вылепить отфыркивание? Для начала, освободим...ребенка внутри себя. Занимаясь творчеством, надо просто забыть, что ты взрослый. Может быть придется вспомнить себя в детстве, отключить в себе «всезнайку» и посмотреть на мир глазами ребенка. Чтение этой книги погружает в истинный мир детства. И вот тебе уже удается поймать нужную волну, и ты начинаешь замечать, как много творческого в самых обычных вещах.
Мы, взрослые, так легко и не задумываясь, навязываем шаблоны детям: вот так нужно лепить колобка, вот так рисовать солнышко, а вот так танцевать и т. д. А дети - они познают жизнь через свой игровой опыт: помять так и эдак, посмотреть, что получилось; смешать и размазать, порвать, постучать, пожевать. Конечно, при желании мы можем добиться от ребенка «правильного» и «красивого» снеговика и домик, но этим мы не научим ребенка мыслить, фантазировать, делать выбор. Главная идея книги: не пытайтесь получить от вашего ребенка что-то по заданному образцу! Тонкая грань между самостоятельным поиском формы и страхом получить "неправильный" результат очень быстро рушится от неосторожного слова "взрослого", стремящегося научить, показать, "раскрыть творческий потенциал" ребенка.
Книга удивительная: очень светлая, искренняя, полная любви к человеку, читается на одном дыхании, но при этом дает пищу для размышлений. В ней много дословно записанных детских разговоров, неожиданных и остроумных детских идей и находок. Вы не найдете здесь пошаговых инструкций и готовых формул. Зато есть множество "несовершенных" детских рисунков, сюжетов, игровых возможностей различных материалов. Книга заряжает творческой энергией. После нее хочется схватить глину, пластилин, краски, карандаши, и бежать творить, самой и вместе с ребенком, открываться и радоваться миру, который вдруг появляется из ничего и дарит столько счастья! Часто ли мы, взрослые, в своей повседневности можем позволить себе столько свободы, сколько дарит нам творчество? Освободить слона - значит увидеть в привычном новое содержание, поддержать ребенка в его творческих замыслах, позволить ему творить по его правилам совершенно неузнаваемые вещи, радоваться его безграничной фантазии и заново учиться быть свободной.
Ссылки на книгу в
Том 2. «В начале было детство»
Вторая книга - это сборник историй. Историй с уроков "эстетического воспитания", которые вела Елена Макарова; историй о борьбе с "системой"; историй о «трудных» детях со счастливым концом; историй-размышлений о том, как работать с детьми. Книга вдохновляет на созерцание детей, на то, чтобы ценить их такими, какие они есть. Автор, в маленьких рассказах, доносить главную мысль о доброте и терпении к детям. И делает это очень просто, образно, не нагружая поучениями и воспитательными рассуждениями. Каждая глава, как короткая зарисовка из жизни о чем-то общечеловечески важном. Лепка и рисование выступают здесь не просто как вид детского творчества, а как способ понять переживания ребенка, которые ему самому ещё сложно осознать и выразить словами. Прочитаешь несколько страниц и будто в детство окунаешься, возвращаясь от состояния «казаться» и «иметь» к состоянию «быть». Книга очень атмосферная и душевная. В ней много света, но много и боли. И много-много правды. От которой порой становится стыдно.
Ссылки на книгу в
Том 3. «Вещность и вечность»
Книга о Терезине 1942-1944 г, о месте заключения евреев, о Фридл - женщине, которая учила рисовать и жить детей в условиях концлагеря.
Книга не для всех. Признаюсь, я прочитала ее не с первого раза. Но эта книга не о войне и смерти (они лишь фон), а о свободе - внутренней и творческой. Удивительная история о противостоянии человеческого духа жестокости и лишениям, об огромной работе педагогов, о желании людей, лишенных почти всего, не только выживать, но и жить - учиться, думать, любить и творить. Потому что если ты - творец, то ты способен сотворить новый мир, в котором нет войны и страданий. Книга - как приводящая в чувство пощечина во время всеобщей истерии потребления.
Ссылки на книгу в
2. «О детском рисовании» Марина Озерова
Было ли у вас такое, к вам прибегает ваш счастливый ребенок с листочком бумаги, на котором в хаотичном порядке нарисованы кривые кружки, и начинает рассказывать о том, что он изобразил на своем чудесном рисунке? А вы смотрите на это «произведение» и думаете, то ли восхититься, то ли отобрать карандаш и показать, как «правильно» нарисовать человечка, (солнышко, цветочек, елочку), а может быть выдать раскраску с фломастерами, чтобы «художества» ребенка имели хоть сколько-нибудь эстетический вид. Подождите! Не делайте резких движений:D Отойдите в сторонку со своими "похоже - не похоже". Пусть ребенок вволю фантазирует, калякает-малякает, рисует от души. А вы тем временем почитайте книгу Марины Озеровой «О детском рисовании». Если ваш ребенок не увлекается рисованием, то тем более почитайте! Даже если у вас нет детей, почитайте:D
Эта чудесная книга о настоящем процессе творчества, который оказывается бесконечно далёк от получения красивого результата. Книга как раз для таких взрослых как я, которые хотят открывать вместе со своим ребенком (в том числе для себя) увлекательный мир творчества.
Интересно, что для нас взрослых, хороший рисунок - тот, что максимально похож на изображаемый предмет. Но, оказывается, ребенок до трех лет рисует не сам предмет, а свое представление о нем, свое восприятие и отношение к нему. Поэтому нет неправильных детских рисунков! Все эти рамки только в нашей голове. И стремление взрослого научить малыша, как рисовать «правильно», навязать шаблоны и втиснуть в них полет фантазии детского рисунка, только тормозит развитие творческих способностей у ребенка и ограничивает его в самовыражении. А сами вы сможете нарисовать радость? Или ощущение от поглаживания кошки? Или хлопок в ладоши? А ваш ребенок наверняка сможет =)
В книге простым и доступным языком рассказывается о влиянии рисования на развитие ребенка, о взаимосвязи рисования и развития речи, о стадиях развития детского рисунка, приводятся примеры игр на зрительную память и восприятие, даются рекомендации по выбору наборов юного художника, а также множество идей о том, чем, с помощью чего и на чем рисовать. Действительно, создавать красоту и самовыражаться можно миллионом способов. Рисовать можно на чем угодно (не только бумага, но и стекло, песок, дерево и даже вода), чем угодно (не только красками и карандашами, но и, например, вареньем или кофе). Это далеко не все, что можно узнать из этой книги. Особенно любопытно почитать о влиянии мультфильмов, фломастеров, раскрасок и убогих иллюстраций в детских книгах на мышление и восприятие ребенка и формирование у него вкуса.
После прочтения книги хочется отложить свои «важные» дела, сесть рядом с дочкой и порисовать. Единственное, о чем жалеешь после прочтения книги, что она не попала в руки раньше…еще моим родителям.
Ссылки на книгу в
3. "Художник есть в каждом" Джулия Кэмерон
Книга - кислородная маска для мамы, книга - психотерапия, которая учит больше доверять себе, слышать себя и относиться с уважением к своим потребностям. Особенно актуальна для тех, кто впервые соприкоснулся с материнством и тех, кто чувствует, что начинает терять себя в родительских заботах. Книга о том, как в ежедневный будничный ритм жизни мамы вплести творчество. В ней описаны проблемы, с которыми сталкивается чуть ли не каждый родитель: нехватка времени, зацикленность на ребенке, одиночество рядом с любимым чадом. И она же дает простые, но верные советы, как с ними справляться творчески, не продумывая каждый свой шаг и не высчитывая коэффициент полезности своих действий.
«Нередко мы совершаем ошибку, думая, что должны целиком и полностью принадлежать детям, а иначе мы - плохие родители. Но на самом деле, отказываясь от своих интересов, полностью переключаясь на ребёнка, мы перестаём быть собой, а это может привести к тому, что мы не сможем впоследствии научить его всему, что умеем и любим сами. Когда мы стараемся найти время на себя, когда мы делаем то, что нас радует, мы преподносим прекрасный подарок своим детям. Мы показываем им, как нужно заботиться о себе. Мы учим их получать удовольствие от того, что им интересно. Уделяйте любимому занятию по 15 мин в день. Пятнадцать минут - это гораздо больше, чем ничего. И даже этого времени иногда достаточно. Появление ребёнка - не повод забывать о себе. В этой новой жизни есть место для вас прежнего и для вас настоящего» (Джулия Кэмерон)
Основная мысль книги такова: ребенку будет интересно всё, что по-настоящему интересно вам, поэтому наполняйте свой день любимыми делами, занимайтесь совместным творчеством или занимайтесь им каждый сами по себе - это все равно укрепляет вашу связь с ребенком.
12 глав, 12 тем, упражнений и игр для всей семьи, которые не только добавят веселья и творчества в жизнь семьи, но в конечном итоге еще больше сблизят вас между собой. Тон у книги легкий и вдохновляющий - тот случай, когда, читая, не просто киваешь и листаешь дальше, а хочется брать на вооружение, выполнять предложенное и придумывать свое!
К сожалению, в онлайн продаже эту книгу я не нашла, но возможно, она встретится вам в оффлайн магазинах, тогда покупайте обязательно!
С того момента, как я открылась творчеству, прошел уже не один год. Иногда мне по-прежнему приходится себя преодолевать, чтобы взяться за рисование новыми акварельными карандашами, или пустить в ход стопку фетра, которая лежит уже полгода в шкафу, или начать выжигать на красивых деревянных заготовках, или раскроить отрезок ткани, чтобы сшить дочкиной кукле платье. Но я научилась получать удовольствие от творческого процесса вне зависимости от результата. Да что там, теперь творчество - это моя медитация, моя терапия, мои крылья.
А вы разрешаете себе творить?)