На приеме психолога
Разное
Решила написать отзыв, как дочка была на обследовании у нейропсихолога Ольги Александровны Семеновой. Я лично очень довольна, что сходила. Подтвердились мои опасения о нарушенном мозговом кровообращении, и дана надежда на исправление ситуации. Я узнала, в каких областях ребенок отстает, а что ему удается хорошо. Получила очень полезные рекомендации по мотивации, правильному использованию ограничений., и по другим вопросам воспитания. Поняла, что в целом, не все так плохо, как мне казалось.
Ольга Александровна удивительно легко умеет располагать к себе ребенка, Агния сразу же стала охотно с ней общаться, рассказывать о себе. Некоторые вещи, я сама узнала впервые)
К сожалению, не могу рекомендовать Ольгу Александровну, так как она уезжает из страны,но есть контакты рекомендованных ей коллег. Но она может дать консультацию по скайпу, взрослым тоже. C разрешения даю ее почту semenovaolga2000@gmail.com
Кому интересно, в чем заключалось тестирование, прошу под кат.
Я обратилась за консультацией со своими конкретными проблемами и с проблемами моего ребенка, о которых здесь не пишу подробно.
По данным наблюдения за поведением во время консультации:
Контактность: Девочка адекватна, контактна.
Мотивация: Мотивация к обследованию формируется. Девочка старается, конструктивно сотрудничает с психологом. Агния очень хорошо реагирует на похвалу и эмоциональную поддержку, заинтересована производить хорошее впечатление. Также очевидно, что для нее важно получать внимание взрослых. Во время беседы мамы с психологом она часто заходила в кабинет и переключала внимание взрослых на себя.
Дистанция в отношениях: Не нарушена.
Отказ от выполнения заданий: Отсутствует.
Импульсивность в поведении: Отсутствует.
Эмоциональный фон ровный, спокойный. В самом начале консультации отмечается реакция на новую ситуацию в виде некоторой напряженности.
Тревожность: В течение обследования выраженных проявлений не выявлено.
Агрессивность: В течение обследования не выявлена.
Другие эмоционально-поведенческие особенности: Во время выполнения заданий, где нужно постараться, например, хорошо запомнить, Агния физически сильно напрягается, сморщивает лицо, сжимает зубы, выпучивает глаза, как будто поднимает тяжесть.
Неусидчивость: Проявления достаточно выражены с самого начала и усиливаются на фоне утомления. Девочка все время болтает ногами, ерзает на стуле, а под конец обследования встает со своего места и начинает ходить по кабинету.
Навязчивые движения: Во время консультации не отмечены.
Темп деятельности: В ряде заданий медленный.
Работоспособность: Не снижена.
Утомляемость: Признаки утомления появляются ближе к концу обследования (важно учесть, что оно было длительным и сложным). На фоне утомления эффективность деятельности не снижается, усиливаются проявления неусидчивости. Согласно самоотчету к концу обследования девочка не устала.
По данным нейропсихологического обследования:
Правшество / левшество:Девочка правша без выраженных признаков изменения латеральных предпочтений: некоторые привычные позы рук левосторонние, ведущая нога без отчетливых предпочтений. В роду левшей нет.
Состояние функций программирования, регуляции и контроля деятельности.
Возможности усвоения инструкций и алгоритмов: Не нарушены, но в некоторых случаях Агнии трудно выполнять задание точно так, как требуется по инструкции (например, рисовать безотрывно графическую последовательность).
Возможности планирования: В настоящее время несколько ослаблены в речевой деятельности, что допустимо по возрасту, и снижены в зрительно-пространственной деятельности.
Импульсивность в деятельности: Не отмечается.
Возможности своевременного затормаживания начавшегося действия: Не снижены.
Возможности переключения с одного способа действий на другой: Несколько снижены. При необходимости переключения увеличен латентный период ответа (девочка долго думает и готовится к действию, но, в результате, делает правильно).
Устойчивость усвоенной программы: Не снижена.
Контроль за собственным выполнением: Девочка, как правило, может самостоятельно заметить и исправить допущенные ошибки.
Опосредование собственных действий: Отмечаются попытки использования дополнительных способов саморегуляции в ситуациях, вызывающих затруднения, что очень хорошо.
Данные обследования позволяют судить об отсутствии снижения интеллектуальных функций и искажений мыслительной деятельности.
Социальная компетентность.Достаточная. Девочка понимает мотивы поведения персонажей сюжета, может дать им адекватную моральную оценку, высказать гипотезу о правильном способе поведения в той или иной ситуации. Агния справляется с заданиями подобного рода лучше многих своих сверстников.
Состояние двигательных функций, тактильной и кинестетической чувствительности.
Отмечается гипермобильность суставов кистей рук. На этом фоне захват ручки осуществляется не совсем правильно, рука напряжена, пальцы мало подвижны. В результате при выполнении графических заданий возникают трудности безотрывного выполнения и микрография.
Трудности регуляции мышечного тонуса в активности: Выраженных трудностей не отмечается.
Дифференцированность движений: Не достаточная. Отмечаются синкинезии.
Двигательные координации (реципрокная координация рук): Затруднены, но девочка понимает принцип организации движения.
Выработка двигательного навыка: Не затруднена.
Двигательная память (припоминание заученной последовательности движений): Не нарушена.
Конвергенция глаз: Не затруднена. Следящие движения глаз: Не затруднены, но сопровождаются легким поворотом головы в сторону объекта слежения.
Кинестетическая чувствительность (воспроизведение поз пальцев по кинестетическому образцу): Несколько снижена в левой руке.
Состояние речи, слухового восприятия, слухоречевой памяти.
Слух: Не нарушен. Жалоб нет.
Оральный праксис: Язык дистоничен. При облизывании проскальзывание справа. При оскаливании отмечается повышенный тонус круговой мышцы рта слева. При надувании щек - дистония щечной мышцы справа.
Артикуляция звуков: Отмечаются выраженные трудности артикуляции ряда звуков, звуковые замены (Г-Д, Р-Л, Ч-Ц, Ч-ТЬ, М-Н, Ш-С, Ж-З, ДРУГ-ГЛУК и т.д.). В целом, речь не внятная, смазанная.
Переключение со звука на звук при произнесении последовательностей звуков, сложных слов и скороговорок: Затруднено. При произнесении сложных слов отмечается упрощение, пропуск согласных в стечениях, перестановки звуков (вместо «физкультура» - «фикустула»).
Возможности звукоразличения: Выраженных нарушений не выявлено.
Словарный запас: Достаточен.
Возможности припоминания нужного слова: Отмечаются единичные трудности припоминания.
Точность словоупотребления: Отмечаются замены слов близкими по смыслу, но не точными вариантами, что допустимо по возрасту.
Фраза: С единичными аграмматизмами, не правильным словообразованием («И за ними побегли»).
Построение развернутого речевого высказывания: Доступно в полном объеме.
Механическое запоминание речевого материала на слух: Не затруднено. Объем отсроченного воспроизведения сужен. Кривая запоминания 5 слов: 4 5 / 3 (отсрочено).
Смысловое запоминание: Пересказ текста, предъявленного на слух: Доступен с пропуском некоторых деталей повествования, восстановимых с помощью наводящих вопросов.
Письмо и чтение. Девочка буквы знает, но написание некоторых из них требует подсказки (путает близкие по звучанию, например К и Х). При написании некоторых букв отмечаются зеркальные ошибки. Девочка достаточно уверенно пишет свое имя. Прочитывает по буквам сложное слово, повторяет его после прочтения с ошибками перестановки (вместо «корзина» - «крозина»). Уровень чтения и письма допустим по возрасту девочки.
Состояние зрительных функций, зрительной памяти, пространственных представлений.
Зрение: Не нарушено. Жалоб нет.
Рассматривание группы изображений: Осуществляется не всегда последовательно, что допустимо по возрасту.
Целостность зрительного восприятия: При копировании сложного изображения отмечается выраженная фрагментарность.
Восприятие структурно-топологических отношений: При копировании сложного изображения отмечаются ошибки данного типа. В заданиях, где требуется анализ более простых изображений, подобных ошибок нет, что говорит о том, что данный компонент зрительных функций находится в процессе формирования.
Восприятие метрических отношений: При копировании сложного изображения отмечаются выраженные трудности воспроизведения линейных и угловых пропорций.
Продуктивность зрительного опознания: Опознание предметных изображений: Не затруднено. Опознание предметных изображений в условиях зрительного «шума» (восприятие перечеркнутых, наложенных изображений): Отмечаются отдельные ошибки опознания. Опознание изображений с недостающими деталями: Доступно по возрасту.
Механическое запоминание зрительно-пространственного материала: Несколько снижена эффективность заучивания. Точность припоминания снижена. При воспроизведении по памяти отмечаются искажения формы фигур образца и пространственные ошибки. Объем отсроченного воспроизведения несколько сужен, отмечается потеря одних изображений и припоминание тех, которые раньше Агния никак не могла запомнить. Кривая запоминания 5 фигур с учетом искажений: 3 4 4 / 4 (отсрочено); за исключением искажений: 2 3 4 / 3 (отсрочено).
Пространственные представления: Девочка знакома с понятиями «право» и «лево», не ошибается при определении сторон своего тела. При выполнении заданий, требующих удержания пространственных характеристик изображения, отмечаются единичные ошибки по типу инверсий (пространственных поворотов).
Таким образом, в настоящее время на первый план выступают: 1) Неусидчивость, усиливающаяся на фоне утомления; 2) Недостаточная сформированность некоторых компонентов речевых функций: правильной артикуляции звуков (на фоне неярко выраженной дистонии мышц артикуляционного аппарата), правильного словообразования; 3) Недостаточная сформированность некоторых компонентов зрительно-пространственных функций: целостности зрительного восприятия, восприятия топических, метрических и координатных отношений, эффективности и точности запоминания зрительно-пространственного материала; 4) Недостаточная сформированность некоторых компонентов двигательных функций, в первую очередь, дифференцированности движений (наличие синкинезий).
Эмоциональное, социальное и интеллектуальное развитие, а также уровень внимания и функций произвольной регуляции деятельности девочки соответствует ее возрасту.
С учетом жалоб, данных анамнеза и результатов обследования рекомендуется:
-
УЗДГ (ДС) сосудов шеи с функциональными пробами с целью исключения позиционных влияний на кровоток.
-
ЭхоЭГ.
-
Консультация детского невролога с целью улучшения мозгового кровообращения.
-
Консультация семейного системного психолога с целью коррекции детско-родительских взаимоотношений.
-
Регулярные занятия с логопедом-дефектологом, направленные на формирование правильной артикуляции, правильного словообразования, речевой грамматики и подготовку к письму и чтению.
-
С целью развития зрительных и зрительно-пространственных функций, а также мелкой моторики рук девочке полезны занятия рисованием.
-
Занятия спортом, сопряженным с аэробной нагрузкой (плаванием, велосипедным спортом, лыжным спортом и т.д.) с целью развития дифференцированности движений и сосудистой тренировки.
-
Для повышения мотивации девочки к определенным видам деятельности рекомендуется правильно использовать систему поощрений (описание прилагается в отдельном файле).
-
Для регуляции негативных проявлений в поведении рекомендуется правильно использовать ограничения (описание прилагается в отдельном файле).
-
Применение любых воспитательных приемов дает неизмеримо лучший эффект, если между родителями и ребенком установлены доверительные отношения. Послушание ради хороших отношений намного продуктивнее в перспективе, чем послушание из страха наказания. Книжки для мамы: Гиппенрейтер Ю.Б. «Общаться с ребенком как?»; Фабер, Мазлиш «Как говорить, чтобы дети слушали. Как слушать, чтобы дети говорили».
-
Повторное нейропсихологическое обследование зимой 2017 года с целью оценки динамики развития.
канд.психол.наук Семенова О.А.