Математический кружок. Занятие 1.
Смотрю на экран и даже не знаю с чего начать. Наверное с того, что считаю математикой очень важной наукой или даже отраслью нашей повседневной жизни. Вот я в математике не особо сильна, хотя в школе нормально училась, но знаете, школьная система – убийца любазнательности и жажады к познаниям у детей. И вот тут самое время привести одно из высказываний из замечательной книги А.К. Звонкина «Малыши и математика», собственно благодаря которой и родилась идея заниматься регулярно математикой. «Детям нужно полноценное интеллектуально-эстетическое удовольствие. Если одна из половин отсутствует, полноценность теряется, а с ней и ощущение праздника. Новогодняя елка без игрушек имеет в глазах детей так же мало притягательности, как игрушки без елки. Только когда они соединяются вместе, наступает праздник. Я надеюсь, что в будущем, через годы, когда мои ребята будутзаниматься более абстрактной , «умственной» математикой, они будут получать от этого больше удовольствия, чем их сверстники. Ведь вознкающие у них в уме абстрактные образы и понятия будут где-то на дне сознания эмоционально сливаться с «елкой», окрашиваться воспоминаниями о разноцветных задачах их детства.» Вот и я надеюсь именно на это))))) Я уже писала об этой книге http://www.babyblog.ru/community/post/kids_books/1707507
Так что благодаря этому учебному пособию и начались наши со Степой занятия, но до этого они насили какой-то хаотичный характер, и мне это не нравилось. Мне было тяжело собрать себя, у меня не было должной подготовки к таким занятиям. Так что я решила, что надо вводить систему. Теперь четверг – это у нас математический день. Я буду заранее готовиться к нашим занятиям и буду писать о них отчет, что тоже меня будет дисциплинировать. К тому же у Степы сейчас такой познавательный голод, я прямо чувствую как его головной мозг необходимо немного больше «нагрузить». Конечно мне бы хотелось, чтобы наши занятия носили именно кружковый оттенко, чтобы было несколько детей, разного возраста, чтобы была более длительная дискуссия. Хотя я сама не сильна в математике, но думаю что все-таки и я смогла бы что-то рассказать))))) Еще хочется отметить, что Степа у меня не особо тяготеет к математике, скорее всего это не его направление, вот придумать историю какую-нибудь это да, но наши занятия – это прежде всего игра. Они веселые и интересные. Они короткие, и я стараюсь закончить заниматься до того как у ребенка пробадет интерес и он заскучает, пусть лучше он будет с нетерпением ждать следующего урока) Еще раз скажу, что пособие это уникальное и подходит для домашнего обучения, написан он в стиле дневника, в котором описываются занятия с детьми и сами задания, как и проводить и на что следует обратить внимание ребенка. Ну что ж, вступление окончено, пристпаую к описанию наших заданий. Многие задания я буду описывать именно так как это делал автор в своей книге.
Продолжительность занятия 20 минут.
Задние 1.
Я кладу на стол 5 машинок. Считаем. Степа считает до двух, дальше счет продолжаю я.
- А теперь положи на стол столько же водителей. С заданием справляется, теперь на столе оказывается еще и 5 водителей. Мы кладем машины и водителей в два одинаковых ряда, друг против друга.
- Чего больше, машин или водителей? – спрашиваю я
- Одинаково - Значит поровну – говорю я
– А теперь смотри что я сделаю И я раздвигаю ряд машин так, чтобы он стал длинее
- А теперь чего больше?
- Машин. Считаем машины – 5. Считаем водителей – 5.
- Значит их поровну?
- Нет машин больше
Я забираю две машины и ряды становятся одинковой длины
- Теперь одинаково – говорит Степа
Очень хорошо. Я снова раздвигаю монеты пошире и задаю тот же вопрос. Ответ все тот же – машин больше. Наконец, машин остается две, но рад длинее. Ответ все тот же – машин больше.
И снова цитата из книги: «Пожалуй, самое время прерваться и перейти к другой задаче; пусть дальше думаю сами.»
Задание 2.
Разложить спички. Задание из
Задание 3.
Далее у меня было запланированно поговорить про четырехугольники и квадрат в частности. И беседа моя начиналась с того, что я дала геометрическую линейку- трафарет. Хотела чтобы он через нее рисовал квадрат, но Степка сказал, что будет рисовать круг. Я решила не спорить и поддержать его желание и поговорить про кргуг. Достала круги из блоков Дьенеша, пособие к ним и из пособия "Математика с пеленок" карточку с изображением круга. И заодно обсудили что круглое есть в природе. Надо будет в следующий раз подготовить карточки с изображением солнца, ябоока, мяча, колеса и прочее, чтобы он нагляднее все это увидел и сделать какую-нибудь апликацию. Но в этот раз я не была готова.
Раз уже говорим про кргу, то Спонтанно родилась идея поговорить тогда и о целом и части. Достала Дроби Никитина. Посомтрели, подержали в руках целый круг и его половинку, подумала хорошо бы поделить яблоко для наглядности, но яблока не оказалось, делили гранат.
Задание 4. (задание из сборника А.К. Звонкина)
Четвертый лишний.
Сначала был простой ряд: мяч, юла, кукла - игрушки. гитара - музыкальный инструмент
С заданием справился быстро. Объяснил, что ЭТО (гитара) музыка.
а потом я дала ряд с неоднозначным ответом: воробей, божья коровка, улитка, самолет. Можно лишним считать самолет (неживой), а можно улитку (не летает).
Цитата из пособия: "Так я пытался внушить им эту важную для математики идею, что нужны не только и даже не столько правильные ответы, сколько правильные объяснения."
С заданием справился хорошо. Выбрал лишнюю улиткой. Объяснил, что ЭТО не летает. Удивляюсь, когда Степу просишь назвать предметы никогда этого не делает, хотя и знает название.
Задание 5.
Один из блоко заданий будет о цифрах. До этого мы цифры не изучали. Только количество. И вот вчера мы познакомились с цифрой 1. Для этого нам помогли деревянные цифры из этого пособия
Вот на этом наше занятие закончилось и мы побежали есть гранат)))
Вам понадобиться для занятий:
1) 10 маленьких предметов, в зависимости от пристрастий вашего ребенка. Для своего автолюбителя я взяла 5 маленьких машинок и 5 человесков из Лего. Количество вы тоже можете варировать так как вам удобнее и в зависимости от знаний ребенка. В книге автор берет 8 пуговиц и 8 монет.
2) геометрическая линейка-трафарет
3) Блоки Дьенеша + альбомы для занятий
4) Дроби Никитина + круглый фрукт
5) карточки для игры 4-ый лишний - уменя были карточки из комплектов "Маленький гений" и просто вырезанные из разных журналов картинки. Для прочности я их скотчем прозрачным обтянула
6) Спички или счетные палочки. Я решила что на разных занятий буду их менять, чтобы сохранить интерес.
7)
10)