Created with Sketch. Created with Sketch. Created with Sketch. Created with Sketch. Created with Sketch. Created with Sketch. Created with Sketch. Created with Sketch. Created with Sketch. Created with Sketch. Created with Sketch. Created with Sketch. Created with Sketch. 1 Created with Sketch. Created with Sketch. Created with Sketch. Created with Sketch.
Сообщество Развитие и обучение детей от трех до шести лет

ЗАПИСЬ

Надежда 5 ноября 2012, 13:33 , Москва ···

Фефекты фикции

Часть иатериала находится у меня в дневнике! если кому-то интересно)))

Мой знакомый сильно рвался в политику, обозначив ее для себя в виде должности государственного чиновника высшего звена, считая это место хлебным и увлекательно интрижным. А интриган он был завзятый и злой. Только одно сбивало его с пути к мечте – заикание, от которого он никак не мог избавиться, потому что поздно взялся. Зато другой деятель, страдавший легкой картавостью, в политику пробился и такого наворотил, что мы до сих пор икаем.

Я это к тому, что дефекты речи и стимулируют честолюбие, и ущемляют самолюбие, но в любом случае ребенок, а потом взрослый чувствует свою инакость. И это не всегда делает его добрее, умнее и терпимее, потому что часто он не встречает именно этих качеств в окружающих и отвечает им взаимностью отторжения.

А ведь всего-то и надо, что вовремя попытаться избавить ребенка от такой особой приметы.

– Мама, слушай: кАсный цвет – угоги (дороги) нет, зеленый свет – угога есть!
– Чего нет у Гоги?
– Мама! Не у Гоги, а У-ГО-ГИ нет!



Но все-таки наиболее распространенное нарушение речи у детей – заикание, – считает Елена Парцалис, заведующая детским отделением Центра патологии речи, доктор медицинских наук.
– Заикание – нарушение плавности и слитности речи. Очень тяжелая и многогранная проблема. Довольно часто – до 30 % – первые формы заикания можно попробовать устранить, достаточно нормализовать атмосферу в доме, не перегружать ребенка информацией и впечатлениями и не запугивать. Дома должно быть спокойно и тихо. Плюс минимальная медикаментозная помощь в виде успокаивающих препаратов. Иначе может сформироваться очаг патологической судорожной активности мозга и заикание перейдет в привычную стадию, от которой не так-то просто избавиться.

– Елена Михайловна, бывает, что едва заговоривший малыш запинается в начале фразы, с этим тоже бежать к врачу?
– Обязательно! Если это явление становится привычным, имеет волнообразный характер – вспышка, которая постепенно сходит на нет, тихий период и новый, еще более сильный всплеск – немедленно к специалисту. В данном случае специалистов как минимум двое: невролог и логопед.

– Понятно, что малыша следует ограждать от скандалов, конфликтов, психических травм, а как насчет положительного стресса?
– Если говорить о заикании, то мы рекомендуем не допускать как отрицательных, так и положительных стрессов. На моей памяти не один десяток случаев, когда детям, с которыми мы долго и успешно работали, родители устраивали веселый праздник – с множеством гостей, подарков, игр. А на следующий день выплеснувший эмоции ребенок двух слов связать не может. И наступает еще более тяжелая стадия заболевания, чем до праздника. В остальных случаях все зависит от эмоционального фона малыша: если ребенок возбудимый и впечатлительный, надо стараться не волновать его.

– Существуют ведь и другие нарушения речи?
– Конечно. К примеру, дислалия – когда при хорошем словарном запасе и правильном построении предложений есть дефекты произношения некоторых звуков. Дислалия хорошо корректируется, в отличие, скажем, от дизартрии – нарушения произношения, вызванного не неумением или нежеланием говорить, а определенными нарушениями нервной системы.
При алалии ребенок либо вообще не понимает речи, либо все понимает, но не умеет речь воспроизводить, либо и не понимает, и не говорит. Эта патология требует комплексного подхода к лечению – с такими детишками занимаются и психиатры, и психологи, и неврологи, и логопеды.
Ринолалия (говорение в нос), которая часто обусловлена врожденными аномалиями развития верхней челюсти (волчья пасть или заячья губа), но после хирургической коррекции этих дефектов часто все приходит в норму.
Мутизм – прекращение речевого развития из-за психической травмы. С такими детьми тоже работают как психиатры, так и логопеды.

– Сегодня больше детей с дефектами речи, чем десять - двадцать лет назад?
– Их несколько больше в процентном соотношении. Какое-то количество малышей, которые раньше погибали в родах или во время беременности, сейчас выживает, но рождается больными. К сожалению, с годами и женщины здоровей не стали. По данным Всемирной Организации Здравоохранения, 30 % способного к деторождению населения поражены заболеваниями, передающимися половым путем. Любая инфекция во время беременности создает неблагополучную для малыша среду: развивается недостаточность работы плаценты и как следствие – нехватка кислорода. А поскольку самый уязвимый человеческий орган – мозг, то у таких ребятишек в дальнейшем могут быть проблемы с развитием высших психических функций, в том числе с речью.

Огромнейшую роль в развитии речи играет обстановка в семье. В неблагополучных семьях дети, как правило, запущены, заброшены и страдают от психологических травм. Но в последние годы наблюдается другая, по сути сходная тенденция – состоятельные семьи, очень успешные родители и ребенок на попечении няни. К сожалению, Арины Родионовны встречаются редко. В основном няням платят за то, чтобы ребенок вовремя поел, выспался, погулял, был ухожен и чист. Вы знаете, что самые запущенные дети, которые поздно начинают говорить – это дети нуворишей? Если с ребенком не заниматься, не играть, не общаться и не вытягивать его на общение, он недополучит очень важную для него информацию и станет отставать от общего развития.

Кстати, передозировка занятий грозит теми же проблемами – нарушениями общего здоровья, а иногда и речи. Скажем, успешные и амбициозные родители, жаждущие вырастить из своего чада вундеркинда, начинают развивать речь во всех ее проявлениях – обучать двух-трехлетних малышей языкам, математике, географии, истории искусств. Так ли это необходимо?

– А вам не кажется, что детские неврологи слишком торопятся поставить двухлетнему ребенку диагноз задержка развития речи и подкормить его медикаментами?
– Когда врач абсолютно уверен в необходимости медикаментозной терапии, его основная задача – объяснить маме, для чего это необходимо. А мама должна всецело доверять своему неврологу. Или логопеду. Правда, здесь встает проблема выбора врача.

– И как же его выбирать?
– Как и любых других врачей. Во-первых, послушать сарафанное радио. Во-вторых, контактировать. Очень многое зависит от того, как специалист будет общаться с вами и ребенком. Если вы получите подробную и внятную консультацию – считайте, что с врачом вам повезло. То же касается и логопеда.

– В каком возрасте проявляются проблемы с речью? Если малыш не говорит, может, он просто мал и накапливает словарный запас?
– Ребенок – не сейф, чтобы что-то накапливать. Если малыш молчит, его это напрягает. Обратите внимание на ребятишек: как только они начинают говорить, ведь не заткнуть! И надо уметь правильно на это реагировать: спокойно отвечать на все вопросы, поддерживать диалог, постоянно общаться. Что интересно: у многих бабушек хватает терпения это делать, а у молодых родителей – нет. И начинается: «Господи, как же ты надоел со своими вопросами! Когда ты, наконец, замолчишь?!» Вы хотите, чтобы ваш ребенок замолчал или научился говорить правильно? Тогда поощряйте его.

Самый ранний этап становления речи – год - полтора, когда малыш учится ее понимать, пробует произносить отдельные слоги и слова. В этот период полезно заниматься звукоподражательными упражнениями: «как каркает ворона?», «как пищит мышонок?», «как гудит машина?». А после 2 лет у ребенка формируется развернутая фразовая речь – его должны понимать не только папа с мамой, но и остальные люди.

– Перечислите, пожалуйста, наиболее частые, на ваш взгляд, родительские ошибки?
– Отгонять от себя ребенка и не обращать на него внимания. Пытаться быстро его чему-то научить. Сегодня у нас множество школ подготовки к родам, где родителей учат рожать, пеленать и кормить новорожденного. Но нет школ для хороших родителей. В их отсутствие читайте хотя бы книги о развитии ребенка.

– Многие родители жаждут отдать ребенка в специализированный детский сад – тот же логопедический.
– Я не считаю это хорошей идеей. Понятно, что родителей привлекают квалифицированный персонал и маленькое число детей в логопедической группе. Но здоровый ребенок может перенять недостатки своих новых друзей. А есть еще сады коррекционного типа для детей с задержкой психического и речевого развития – там и вовсе могут быть малыши, мягко говоря, не совсем адекватные.

– Можно ли самому, без помощи специалистов, исправить речь ребенка, например, при помощи логопедических пособий?
– Вы же не собираетесь оперировать, глядя в учебник по хирургии? Логопед не только знает методики, но и умеет правильно их применять. Не думаю, что даже очень хорошая мама может заменить собой грамотного специалиста.

Инна Величко

Материал Фефекты фикции с сайта vginekolog.ru

1