Недельный план. Часть 3
Режим дняЧетвертый шаг.
Распределять темы занятий по дням недели, например, так:
Пн - математика
Вт - музыка
Ср - день неживой природы + день экспериментов
Чт - день развития речи
Пт - творчество
Сб - жизнь людей
Вс - день живой природы
Взято с сайта Елены Мулюкиной .
Теперь поподробнее пропишем каждый день с учетом возраста.
Математика. Различать геометрические фигуры (шар, куб, параллелепипед(кирпич), пирамида, конус, цилиндр); находить фигуры с одинаковыми очертаниями; сравнивать фигуры; делать геометрические фигуры из различных материалов и предметов; находить предметы заданной геометрической формы; сортировка по цвету, форме, размеру; играть с много-мало; понятия один-много-ни одного; счет от 0 до 3х; противоположности (твердый - мягкий, большой - маленький, горячий - холодный, широкий - узкий, высокий - низкий, далеко - близко, спереди-сзади, сухой-мокрый, легкий-тяжелый); последовательности (от большего к меньшему); подбирать крышки к банкам; детские считалки; игры на пространственное мышление («коробочки»: нужна коробочка и небольшая игрушка. Спрятать игрушку внутрь и сказать «Смотри матрешка внутри ее невидно», потом поставить сверху, слева, справа и т.п.; проползание по самодельному лабиринту); творческие игры со счетом пластилиновых шариков; чтение Великой книги о зайке (часть большой-маленький); пособие Даниловой, пособие Земцовой.
Музыка. Презентации (ноты, композиторы, музыкальные инструменты), танцы, прослушивание музыки, занятия по Железновым (удобен альбом Топ-топ), слушать и различать звуки; играть в игры, развивающие чувства ритма и умение двигаться в такт музыки и стихотворения; лого ритмика; выполнять танцевальные движения; игра на детских музыкальных инструментах (в том числе самодельных(например на банке тушенки и терке)); знакомимся с понятиями «громко - тихо» (играем на ложках, барабане громко-тихо); знакомимся с понятиями «быстрая - медленная музыка»; знакомимся с понятиями «шум - тишина»; активное слушанье классической музыки - обсуждение («вот это быстрая и веселая музыка, она рассказывает нам как быстрые птички летают по небу, мы вот так быстро и весело танцуем под нее. А вот грустная, спокойная музыка, это кошечка скучает - мы вот так медленно танцуем под нее» - ребенок вслушивается в музыку, интуитивно начинает понимать, что у каждой музыки свой характер и особенности); прислушайся (как капает вода из крана, как пот птицы, шумят деревья, едет машина); рисование под музыку; простучать ритм.
День неживой природы+ экспериментов. Игры с водой (снегом, льдом), презентации с явлениями природы, просмотр энциклопедий. Превращения (лед в воде, сахар в воде). Растворение и смешивание красок.
День развития речи. Кукольный театр; расширение словарного запаса; больше игр на мелкую моторику; сенсорная коробка; игры на тренировку дыхания, игры-потешки; занятия по альбому говорим правильно; пособие Земцовой; песни и аудиосказки на иностранных языках.
Творчество. Соленое тесто, рисование (самостоятельное и из руки в руку по методу Тепляковой), аппликации. Карточки для игр с цветами, когда на рисунке вырезается какая-либо его часть (например, на рисунке зайчика в штанишках вырезаете его штанишки макетным ножиком) и карточка прикладывается к одеялу, стене, цветным карточкам и штанишки меняют цвет. Для ребенка это занятие сродни волшебству. Цветные сказки (На листе бумаги необходимо нарисовать/приклеить крупные рисунки определенного цвета, например: машинку, облачко, цветок, шарик, мячик. В рисунках желательно использовать большие круги (не обязательно, конечно, круг, просто этот элемент ребенку удобнее всего брать в руки и сопоставлять + у нас было очень много крышек от детского питания, с которыми мы играли). Теперь начинайте рассказывать сказку о том, как маленький шарик отправился гулять и познакомился с мячиком, машинкой и прочими, как машинка укрыла его от дождика, облачко покатало в небе и т.д. Когда вы называете персонажа сказки, делайте акцент на его цвет (со временем добавляйте и указание на форму) и предлагайте малышу взять крышечку (если ребенку сложно, помогайте ему) и поставить ее на место нового знакомого Шарика (положить на облачко, под машинку, рядом с шариком…Такая сказка поможет вам познакомиться с цветом, формой, сюжетом и еще пальчики ребенок потренирует.).( http://www.schoolearlystudy.ru/napravleniya-razvitiya/po-sledam-sleta-v-gostyah-u-vasilis) Чтение сказок Сутеева.
Жизнь людей. Навыки самообслуживания (
Вот когда я взрослым стану
И купаться захочу,
Влезу сам
В большую ванну,
Оба крана откручу.
Сам потру живот и спинку
И веснушки на носу.
Заверну себя в простынку
И в кроватку
Отнесу!), презентации, ролевые игры ( обыгрывание правил вежливости, этикета, дорожного движения), строить дома и мебель из кубиков или конструктора, кормить игрушки, пособие Даниловой. Поливаем цветы, вытираем пыль, пылесосим методом рука в руке, расчесываем и моем кукол, собирать шарики в бидончик, льем воду через дуршлаг, вылавливать мячики ситечком, доставать предметы палкой или грабельками, проговариваем простейшие причинно-следственные связи (моют, чтобы сделать чистым; лечат, чтобы выздороветь; одеваются, чтобы не замерзнуть). Мультик Бэби Эйнштейн (Baby's Favorite Places - First Words - Around Town, Baby Wordsworth - First Words - Around The House). С года день Монтессори.
День живой природы. Презентации; игры с животными; просмотр и сортировка карточек; просмотр энциклопедий; физические игры по типу как мишка ходит, как зайка прыгает; пособие Даниловой; в идеале общение с живыми животными. Знакомства с животными по схеме:
1. Названия животных - обязательно учим ребенка говорить полное название и уменьшительно-ласкательное, а так же различные склонения, чтобы он знал, что все это - одно, и тоже животное. Пример: кошка-кошечка-киса и т.д.
2. Названия детенышей животных и как правильно называются животные мужского и женского пола (выделила отдельным пунктом, т.к. логопеды уделяют этому особенное внимание и у детей часто проблемы с этим) - учим, правильно называть и выстраивать цепочки - мама-детеныш, папа-мама-детеныш. Пример: бык-корова-теленок, баран-овца-ягненок и т.д.
3. Умение узнавать животное - реальные фотографии, изображение животных в различных сказках и книгах (рисованные животные, животные в одежде и т.п.), настоящие животные, фигурки животных.
4. Кто как «говорит» - учим ребенка озвучивать как «говорит» определенное животное. Пример: кошка - «мяу-мяу», волк - «ууууу». В дальнейшем, учим правильно называть «речь» животных. Пример: кошка - мяукает, волк - воет, корова - мычит.
5. Кто как двигается - особенности движения и поведения животных, умение ребенка без слов изобразить определенное животное. Пример: показываем, как косолапит медведь, как лакает молочко кошка, как она выгибает спинку, как умывается лапкой, как прыгает лягушка и т.д.
6. Строение животных - показываем, где у животного голова, уши, нос, учим ребенка правильно называть части тела у животных. Пример: у человека - ноги, у кошки - лапы и т.п.)
7. У кого какая «шубка»(одежда) - учим ребенка как правильно называется покров тела у животных, обращаем внимание на особенности, учим определять по фрагментам фотографий-изображений покрова животного что это за животное и т.д.) Пример: у волка - шерсть, у ежа - иголки; зайчик зимой меняет цвет шубки на белый (объясняем - зачем).
8. Кто где живет - учим, где живут животные. Пример: собака - в будке (конуре), овцы - в хлеву, белка - в дупле и т.п., показываем, как выглядят «дома» животных.
9. Кто что ест - учим, предпочтении в еде определенных животных. Пример: заяц - капусту, морковку; белочка- орехи и т.п.
10. От кого какая польза - какую пользу животное приносит человеку, природе. Пример: лошадь - помогает передвигаться и перевозить грузы, корова дает молоко, коза - молоко и шерсть, что в дальнейшем с этим делают: из молока делают…., из шерсти вяжут….и т.п.
11. Кто с кем «дружит» - «не дружит» - учим особенностям взаимодействия животных между собой. Пример: заяц убегает от лисы и волка, объясняем почему, мышки боятся кошку и т.д.
12. Виды животных - учим ребенка делить животных по видам, природным зонам.
Плюс ко всему этому привязывается тема ТН или ТЗ если они есть. В каждой недельке занятий пять дней - пять различных направлений занятий (по рекомендациям Умницы):
1. Интеллектуальное развитие= день математики
2. Физическое развитие= день живой или неживой природы
3. Творчество.
4. Сказка, музыка, мультфильм=день музыки
5. Мелкая моторика руки.=день развития речи
Примерные темы ТН
1. Посуда.
2. Растительность (деревья, кусты, трава, цветы, листья).
3. Насекомые (муравей пчелка и т.п.).
4. Мой дом (кухня, ванная, туалет, прихожая, гостиная, спальня, детская, шкафы).
5. Город (улицы, дома, дворики, проезжая часть, общественный транспорт, парки).
6. Овощи, фрукты.
7. Продукты, еда.
8. Животные домашние.
9. Животные дикие (лес)
10. Животные дикие (зоопарк)
11. Одежда и обувь.
12. Мебель.
13. Птицы.
14. Части тела, части лица.
15. Сказки.
16. Мое тело.
17. Цвета радуги.
18. Геометрические фигуры.
19. Время года (зима, весна, лето, осень).
20. Транспорт.
21. Игрушки.
И хотя бы раз в неделю игра на интуицию - наперстки. Шичиду если и буду вводить, то после года.
Пятый шаг.
Дополнительные занятия по сферам развития не вошедшие в предыдущий шаг.
Физическое развитие:
-переступаем через препятствие
Киска, киска, киска, брысь!
На дорожку не садись!
Моя доченька пойдет
Через киску упадет.
-поднимаемся на ступеньку 10-15 см
-приседаем по команде
Алиса шла, шла, шла
Пирожок нашла.
Села, поела и дальше пошла.
-учимся прыгать на месте
Маленькие девочки, прыгаю как белочки, (или Маленькие мальчики прыгают как зайчики)
Ножками топочут, весело хохочут
Скок, скок, скок!
-лежит на спине, придерживая за ноги показывать игрушку, побуждая сесть. Не давать опираться на руку
-наклоны, при поддержке за ноги
-раскачивание и раскручивание в летунках
-упражнения на фитболе
- бросать мяч с замахом
-катить мяч маме
-прыгаем у мамы на коленях отклоняясь в сторону
«Едем-едем далеко-далеко
Что там с правой стороны?»
- тянуть предметы на веревочке
-догонялки
-ходьба по массажному коврику и крупе
-висы на перекладине
-перелезать через препятствия
-залезать в горку
-ходьба по наклонной поверхности
-толкать игрушечную коляску
-съезжать с горки
-шведская стенка
-ходить со страховкой и без
Мелкая моторика:
-пропихивание всякой мелочевки в горлышко бутылки
-проталкивание мячиков в отверстие
-собирание пирамидки
-снять прищепки с листа или с банки
-запускать манку в мельницу для песка
-искать наклейки под слоем крупы
-открывать-закрывать банки-коробки
-стаканчики-вкладыши
-матрешка
-катать машинку
-отщипывать и размазывать соленое тесто
-пересыпать из емкости ложкой, руками, стаканчиками
-искать спрятанный в крупе предмет
-мешать ложкой (например кашу куклам)
-стучалки-забивалки
-лего
-кубики
-выковыривать из теста фасоль
-собирать с пола и складывать в емкость мелкие вещи(пуговицы, счетные палочки, помпоны, перья, листочки и т.п.)
- сортировка бобов, фасоли, гороха, изюма, а также крупы (пшена, гречки, риса)
-выжимать губку
-игры с крышечками от детского питания
- разворачивать конфетки (в конфетные бумажки можно
заворачивать печеньки, орехи, каштаны и т.д.);
-комкать и рвать бумагу
-отклеивать наклейки
-играть с бусами и браслетами
-чистить мандарин или яйцо
-монеты в копилку
- карандаши, мелки, фломастеры, ватные палочки, счетные палочки в коробку/банку с дырочками
-застегивать и расстегивать пуговицы/кнопки/молнии
-снимать одевать шапку, бусы, браслеты, ботинки
- обводить предметы;
- проводить по линии;
- проводить по лабиринту;
-прысканье из пульверизатора
-сжимание пищащего мяча
-нажимание на кнопки (синтезатор, телефон, музыкальные книжки)
-пальчиковые игры со стишками
- мокрые стены ванны или душевой кабины - прекрасное пространство для игры с наклейками. Сегодня в продаже имеются специальные наборы наклеек и конструкторов для ванны. Если же вам пока такие не попадались - не беда. Их нетрудно сделать самостоятельно. Материалом для этой полезной для развития мелкой моторики игры послужат обычные целлюлозные хозяйственные губки, из которых с помощью ножниц вы можете вырезать самые разные фигурки. Намокая в воде, они отлично прилипают к поверхности ванны, а чтобы отклеить, малышу понадобится подцепить их за край своими маленькими пальчиками.
- «Рыбалка» Нестареющая классика. «Рыбачить» во время купания удобнее всего с помощью небольшого сачка, ситечка с длинной ручкой или собственных рук. В роли рыбок могут выступать любые плавающие игрушки для ванной, хотя бы те же наклейки для ванной. Во время этой нехитрой игры можно повторять цвета и размеры, а также изучать счет с малышом.
-На дне морском» Для этой игры вам понадобится утопить несколько игрушек или других интересных предметов - например, камушков и ракушек без острых краев, добавить в воду немного пены и предложить ребенку найти на этом импровизированном морском дне какой-то конкретный предмет на ощупь или выловить их все. Игра очень полезна для обогащения сенсорного опыта, развития тактильной памяти и представлений, ловкости пальчиков
-игры с магнитами
-играть с брызгалками
-рассаживать игрушки по кубикам
Эмоциональное развитие:
-говорить за одну игрушку весело, а за другую грустно
-показывать сценки по типу: кукла упала и заплакала, зайка катается на машинке и смеется
-ку-ку
-идет коза рогатая
-жалеть-гладить куклу и родителей
Эстетическое развитие:
-просмотр репродукций
-походы в музей
-прослушивание различной по жанрам музыки
-чтение взрослой классики
Сенсорное развитие:
-давать пробовать разные вкусы. Например налить в стаканчики воду. Один подсластить, второй посолить и дать пробовать называя вкус
-давать нюхать специи и арома масла
-обводить пальчиком сенсорные карточки
-сделать сенсорное лото
-ощупывание предметов (кубики, мячики, шарики, палочки Кюизенера, кубики и фигуры Никитина)
- наложение фигур (сортер, рамки-вкладыши, пазлы)
- конструирование (кубики, конструктор, мозаики), прикладывание фигур
-у взрослого три красных и три синих шарика. Перед ребенком ставят два стаканчикакрасного и синего цвета. Просят найти красный стаканчик. Затем дают два шарика - красный и синий, предлагают взять красный, положить его в красный стаканчик. Хвалят. Синий шарик откладывают в сторону. Повторяют еще два раза. Когда в стаканчике оказывается три красных шарика, хвалят ребенка: "Молодец, все красные шарики сложил в красный стаканчик". Подвигают к ребенку синие шарики: "А теперь остальные шарики сложи в другой стаканчик". Затем все шарики выкладывают в маленькую миску и просят достать по очереди сначала все красные, а потом другие.
- взрослый просит ребенка поставить кубик на кубик, затем рукой малыша сверху ставит треугольную призму. "Вот какой домик построил! Молодец!" Дома, построив с ребенком такой домик, мама может спрятать за него маленькую игрушку и спросить: "Кто в домике живет?" или "Кто за домиком спрятался?" Затем показать игрушку: "Зайка в домике живет!"
-разобрать башенку из Лего построенную взрослым
- обведение пальчиком контура фигур
- обрисовывание фигур и предметов и наложение их с контуром
- рисование фигур
-тактильные книжки
- отбирать фигуры по образцу
- игры с блоками Дьенеша.
Самообслуживание и бытовые навыки + ролевые игры:
-Укладываем спать куклу, мишку
-Покорми, умой куклу
-Шофер - отвези кирпичи, молоко
-Кухня, готовим
-Игры с посудкой
-Игры с игрушечными продуктами питания
-Город с жителями
-Пальчиковый театр
-Ферма, зоопарк, лес
-Есть ложкой, вилкой
-Пить из трубочки
-Пить из чашки
-Соблюдать чистоту во время еды (пролитое надо вытирать, рассыпанное собрать, не пачкать одежду) - учить , а не ругать
-Вытирать со стола
-Собирать губкой воду и отжимать губку
-Переносить легкие , но крупногабаритные предметы (пустой таз)
-Поливать цветы (с осторожностью)
-Готовить кашу - насыпать крупу в кастрюлю, налить воду)
-Раздеваться - снимать шапку, варежки, носки, штаны, кофту и т.д.)
-Разбирать сумки из магазина
-Мыть посуду
-Мыть пол, подметать
Социальное развитие:
-Здороваться и прощаться (жест и слово)
-Жалеть (гладить)
-Благодарить (спасибо, поцелуй)
-Делиться и меняться
-Помогать маме-папе (выполнять просьбы принеси, подай и т.д.)
-Учить сопереживать, дружить, не драться и т.д. через сказки, спектакли и т.д.\
-Этикет, вежливость
Шестой шаг .
Собственно план готов. У нас есть ежедневный костяк к которому прибавляются занятия по дням недели и по теме ТН/ТЗ. Занятия по каждому пункту также расписаны. Осталось подробней прописать игры. Заводим на компе папки с названиями по дням недели и раскидываем по ним весь имеющийся материал или ищем его в интернете. Если есть распечатанный материал и специальные пособия раскидываем их по коробкам/папкам и т.п. Интересная идея выбрать для каждого дня свою игрушку помощник, но у нас пока на каждый день Нямлик. А так для творческого дня можно, например, наклеить на толстую малярную кисточку глазки и назвать его Сэр КисточкаJ
Седьмой шаг или как это будет выглядеть на деле.
Утречком за чашкой кофе посмотрели, какой сегодня день, если настроения на эту тему нет - спокойно поменяли ее. Открыли план, вспомнили, чем в этот день заниматься, открыли папочку соответствующую - подсмотрели игры. Это если лениво, а если настроение боевое можно и с вечера наготовить новый интересный материал и т.п. А чтобы сделать день тематическим, достаточно посмотреть презентации/карточки по теме и почитать. Благодаря такому плану можно не беспокоиться, что какое-то направление упущено, а также не страдать от однообразия игр. И чем старше ребенок, тем удобнее такое распределение, как мне кажется. Единственный минус, что для его составления нужно убить достаточно много времени, зато настолько глобальная работа проводится один раз, а потом раз 2-3 месяца проводится ревизия и все.
Надеюсь наш план будет вам полезенJ Буду рада дополнениям и подсказкам, как бы еще удобнее все сделать.