Откуда ноги растут у слабых ручек
Неврологияавтор: Вероника Карэновна, невролог. источник
"Доктор, помогите! Мой ребенок родился здоровым, но во время осмотра перед прививкой не смог сесть, когда невролог потянул его к себе за ручки, хотя в роддоме у врача все получалось. В остальном развитие по возрасту, но из-за гипотонуса в ручках у нас медюотвод, назначили массаж, гимнастику, НСГ и уколы из мозга коровы. Наш невролог считает коровьи мозги лучшим средством от всех болезней". Знакомо?
В статье про "тонус" мы с Вами говорили о важности этой проблемы и о трудностях, с которыми сталкивается детский врач при исследовании мышечного тонуса. Чтобы облегчить себе сравнение напряжения мышц в правой и левой ручках, неврологами была придумана проба на тракцию: врач захватывает кисти рук младенца и пассивно разгибает, оценивая разницу в сопротивлении справа и слева. Легко и доступно.
По тем же причинам, по каким некоторые люди пытаются жарить яичницу на утюге или варить пельмени в электрическом чайнике, многие доктора в нашей стране заключили, что пробу на тракцию можно использовать в качестве основного теста мышечной силы пояса верхних конечностей (некоторые по результатам пробы делают даже заключение о величине внутричерепного давления и насыщении крови кислородом!). Считается, что, если младенцу в ладони вложить свои большие пальцы и едва заметно потянуть на себя, он непременно должен сообразить, что врач хочет, чтобы он присел и сыграл с ним в ладушки (шутка), вне зависимости от возраста.
И здесь нам требуется небольшое отступление. Человек не рождается неподвижным, но его движения носят не осознанный, а рефлекторный характер. Целенаправленное движение (когда мы знаем чем, зачем и как именно будем двигать) называется праксией (или на, латинизированном сленге, праксисом). Праксис формируется в процессе обучения. Например, всем известный коленный рефлекс: доктор бьет молоточком по связке надколенника, нога разгибается в коленном суставе. До нашего головного мозга доходит только информация, что нога разогнулась, а сам рефлекс замыкается на уровне спинного мозга. Но нужно ли Вам при ходьбе бить по колену всякий раз, когда нужно разогнуть ногу? Нет. Вы управляете своими конечностями усилием воли, корой головного мозга, посылаете сигнал к определенным мышцам, чтобы они сократились и расслабились в определенном порядке, чтобы Вы могли согнуть и разогнуть ноги в коленях и даже ходить. Это и называется праксисом. Более, того, у многих людей настолько развит контроль коры за движениями ног, что при ударе молоточком по сухожилию, коленный рефлекс просто так не вызывается - его тормозит кора, и врачу приходится просить пациента закинуть ногу на ногу, сжать руки и даже читать вслух Евгения Онегина или вспоминать основное тригонометрическое тождество, чтобы кора, наконец, отвлеклась от ног, и врач смог убедиться что с нервами и спинным мозгом на поясничном уровне у пациента все в порядке, вызвав рефлекс.
При обследовании новорожденных и детей первого года жизни врач обязательно исследует хватательный рефлекс, вкладывая свои большие пальцы в ладони новорожденного и нажимая на них. В ответ здоровый новорожденный плотно сжимает пальцы врача, иногда настолько крепко, что его можно поднять над столиком для осмотра (это называется рефлекс Робинсона). Когда наши предки носили новорожденных, крепко держащихся за шерсть (а, возможно, уже и длинные волосы - почему нет?) своих мам, этот рефлекс был стратегически важным для сохранения вида. Впоследствии на базе этого рефлекса формируется произвольный захват предметов и манипуляции с ними, в которых представители нашего вида достигли невиданных успехов. Рефлекс этот (хватательный) наиболее выражен в первые пару месяцев жизни и после трех-четырех месяцев начинает угасать, тормозиться корой. Пока рефлекс выражен достаточно, при пробе на тракцию ребенок будет рефлекторно сильнее хвататься за руки врача и, снова рефлекторно, "присаживаться". После трех-четырех месяцев рефлекс уже достаточно заторможен, и, чтобы сесть, ребенку нужно включить целенаправленную программу действий, а именно праксис, которому еще не время формироваться именно в отношении присаживания, поэтому, если дома никто не играл с малышом в хваталки-приседалки во время гимнастики, ему сложно понять, чего от него хотят и сразу сгруппироваться. В то же время, если у врача хватает терпения (что бывает крайне редко, и терпеливые врачи не используют диагностические тесты по своим надуманным показаниям, они знают много специальных проб для каждого показателя), повторить и усилить тракцию на себя, пригласив человека присесть улыбкой и словами, движением глаз, ребенок понимает и присаживается, хотя и с трудом, ибо в этом возрасте сидеть еще рано. Чем старше ребенок, тем меньше выражен хватательный рефлекс и тем больше результат приглашения к переходу в сидячее положение зависит от воли ребенка.
Для тех, кому, все-таки, страшно, опровергают заключение о слабых ручках после трех-четырех месяцев способность удерживать голову вертикально, настойчивые, с каждым днем более уверенные попытки опираться на локотки при выкладывании на живот (отжиматься на кулаках в три-четыре месяца малыш не должен), способность удерживать погремушку, другие игрушки, активно двигать руками, при таких условиях силу в руках можно считать достаточной. Если ребенок поторопился появиться на свет до срока, нужно сделать поправку на этот перид времени в оценке умений малыша.
Спасибо за внимание и будьте здоровы!
(с) Вероника Карэновна, невролог. источник