"Воображение - это источник всех человеческих достижений", сказал сэр Кен Робинсон, и я абсолютно с ним согласна! Воображение - удивительная вещь, способная из ничего сделать конфетку. А уж какая это важная вещь в играх с детьми!
Наблюдаю за Машей и думаю о том, что, наверное, в каждом ребенке заложена бездна возможностей, богатое воображение. Все дело в отношении к этому взрослых. Если не задавливать творческое начало, не называть смелые идеи «бредовыми», не ворчать каждый раз: «Ну, еще выдумал! Делай, как надо!», то все получится, ребенок будет творить, играть, ему никогда не будет скучно. Мой сегодняшний призыв сводится к следующему: подключайте воображение! Вы сделаете к этому один маленький шажочек, ребенок потом за вами сделает два больших! Хвалите ребенка за каждую придуманную им деталь, гордитесь им, развивайте дальше его идеи, ведь у вас больше опыта и разнообразия в голове. А потом в один прекрасный день ваш ребенок вас поразит. Своей фантазией и богатым внутренним миром
Вообще, воображение и игры с выдуманными персонажами - это одна из отличительных особенностей возраста от 1 до 3. Именно тогда формируется речь, и ребенок начинает экспериментировать с разными предметами, словами и представлять их чем-то другим, что они есть на самом деле. В его мозгу образуются новые связи и посредством игры и повторений закрепляются. Все, что мы должны сделать как родители, - это предоставить нашему ребенку играть, читать ему книги, много разговаривать, подпитывать его воображение новыми занятиями, поощрять его выдумки. Исследователи в один голос твердят, что использование воображаемых предметов подготавливает ребенка к пониманию и использованию символов, а это - прямая дорога к обучению чтению.
Расскажу о наших играх с моей дочуркой Машей.
Вот в сумке у меня лежит обыкновенная маленькая палочка. Но для нас с Машей - это наша волшебная мышка Пи-пи, она сопровождает нас в поездках в городском транспорте. Она любит смотреть в окно, забираться к Маше на плечо, есть из ее ладошки, играть с ней в прятки и просто разговаривать.
Ребенок никогда не скажет вам: «Мама, ну что за ерунду ты придумала!»Так могут сказать только окружающие взрослые. Мне безразлично их суждение. Моя дочь воспринимает любую новую идею радостно, живо и непосредственно. А мышка эта, кстати, не раз спасала нас от начинающихся слез, когда Машуля маленькая, уставшая, ехала с долгой прогулки домой.
Если мы рассматриваем книгу, обычно это наш виммельбух, то Маша обязательно взаимодействует с персонажами. Кого-то погладит, кого-то успокоит, кому-то дает мороженое (из нарисованной рядом тележки мороженщика) или раздает воздушные шарики. А если кто-то ей не нравится, то можно просто закрыть его ладошкой и все! Можно про каждого персонажа придумать предысторию, почему он здесь оказался, где его родители, что он любит… Нам с Машей это еще рановато, все впереди.
А вот Маша играет с маленькими игрушками и кого-то ей недостает. На выручку пришли мамины пальчики. «Топ, топ, топ, я Дима» (был у нас такой любимый герой, наш знакомый мальчишка). - «Привет, Дима, а где твой дом?» - «Вот он!» (опять же все воображаемое). Смотрю, а через пару дней Маша сама добавляет в игру пальчикового персонажа. Оказались где-то вообще без игрушек? Не беда! Маша устраивает увлекательные диалоги между пальчиками.
Машуля очень любит прыгать. Поэтому мы часто прыгаем через воображаемую реку, кишащую крокодилами. Можно прыгать через лужи, постеленное на полу покрывало, пространство, ограниченное палочками, кубики, через что угодно. Наступать внутрь речки нельзя - крокодил укусит. На одном берегу у нас дома, а на другом - воображаемый магазин, там мы обычно покупаем мороженое.
Из одних развлечений. Мы гуляли во дворе. Взяли мелки порисовать на асфальте. Я нарисовала Маше воздушный шарик на веревочке. Маша говорит: «Дай мне (шарик)». Я как бы поднимаю его и вручаю ей. Маша делает вид, что отпускает его в небо. Я бегу за ним, подпрыгиваю, ловлю шарик и возвращаю его Маше. Так повторяется несколько раз. Потом мы разнообразили игру: то совсем отпустим шарик в небо и помашем ему вслед, то он лопнет, и Маша идет в магазин покупать новый, то настает Машина очередь его ловить.
Я не сторонник большого количества игрушек. Терпеть не могу аляповатые пластмассовые безделушки на один день. Все игрушки мной тщательно отбираются, поэтому Маша иногда, увидев у кого-то из детей подобную бессмыслицу, не заражается восторгом и вообще не знает, что с ней делать. Для меня игра, которая сводится к физическим манипуляциям с материальным объектом-игрушкой, - это не игра, игра - это когда ты сам придумываешь, кто ты, где ты, что делаешь, что говоришь, реагируешь на действия и слова партнера. А игрушки - вспомогательные средства, которые делают игру богаче, живее и интереснее. У нас катастрофически мало игрушек, когда к нам приходят чужие дети, они не знают, что им делать. Но это этого Маша не играет меньше, она играет «наполненнее», я бы сказала. Она заполняет пустое пространство вокруг себя чем-то более важным. Маша обычный ребенок. Возможно, такая, как все. Просто в каждом ребенке заложены несметные сокровища, а нам, взрослым, нужно их разглядеть.