Created with Sketch. Created with Sketch. Created with Sketch. Created with Sketch. Created with Sketch. Created with Sketch. Created with Sketch. Created with Sketch. Created with Sketch. Created with Sketch. Created with Sketch. Created with Sketch. Created with Sketch. 1 Created with Sketch. Created with Sketch. Created with Sketch. Created with Sketch.

Бизнес-мама

Как составить бизнес план, чтобы дело действительно «пошло»?

Помните удивление Воланда: «Позвольте же вас спросить, как же может управлять человек, если он не только лишен возможности составить какой-нибудь план хотя бы на смехотворно короткий срок, ну, лет, скажем, в тысячу, но не может ручаться даже за свой собственный завтрашний день?»

В нашем случае о целом тысячелетии речь не идет, но о завтрашнем дне подумать стоит. Особенно, если вы тот человек, которому не чужды бизнес-идеи и если среди них попадаются даже оригинальные, то вполне возможно, что вы, в пику дьявольским утверждениям, способны управлять своим делом, своими финансами, своим будущим и своей жизнью. Но для этого нужен план, здесь мессир Воланд очень прав.

План начинается с идеи

Бизнес-идея, даже очень хорошая — это лишь первая ласточка и только общее представление о том, чем вы хотите заниматься. Ее можно выразить одним предложением, и то, оно будет выглядеть не как конкретный план, а как намерение: «Буду продавать мороженное летом», «Буду делать оригинальные и красивые брелки для ключей и магнитики на холодильник».

Звучит, как мечта, правда? Но, поскольку именно намерения движут миром, то ничего плохого в них нет. Но и оставлять их в зародышевом состоянии (т.е на уровне намерения навсегда) не годится. Если есть мечта, ее нужно осуществлять. Если это идея, то нужно определиться, насколько она успешна, стоит ли ее конкретизировать, продвигать дальше и как составить бизнес план на ее основе.

В принципе, прибыльный бизнес можно сделать на основе любой идеи, но на это способны лишь очень опытные и грамотные бизнесмены. Если вы пока не можете похвастаться опытом, то сто раз взвесьте, насколько ваша идея подходит для основания своего дела.

В принципе, прибыльный бизнес можно сделать на основе любой идеи, но на это способны лишь очень опытные и грамотные бизнесмены. Если вы пока не можете похвастаться опытом, то сто раз взвесьте, насколько ваша идея подходит для основания своего дела.

Основные тезисы бизнес плана

Найти подходящую идею — это даже не полдела, это пара мелких шажков в сторону настоящей работы и настоящей прибыли. Бизнес-искусство и состоит в том, чтобы суметь эту идею выгодно реализовать.

И здесь своевременно появляется вопрос: «КАК»? Именно на него вы и отвечаете всеми пунктами своего бизнес плана:

  • Как начать свое дело?
  • Как привлечь клиентов?
  • Как рассчитать риски?
  • Как победить конкурентов?
  • Как увеличить доходы и уменьшить расходы? 

Кроме вышеупомянутого, в вашем бизнес плане должны содержаться ответы еще на два основных вопроса:

  • Почему ваш бизнес жизнеспособен?
  • Какую прибыль он будет приносить?

Если в вашем плане можно найти ответы, если даже по основным тезисам потенциальный инвестор сможет понять суть и перспективы вашего проекта, считайте, что ваш бизнес план удался.

Оформляем!

Нужно ли лишний раз напоминать, что готовый бизнес план должен иметь привлекательный и солидный внешний вид? И если вы прекрасно знаете как составить бизнес план, но совершенно не заботитесь о его оформлении, вряд ли он сможет заинтересовать инвесторов. Мало того, у них может сложиться о вас крайне негативное впечатление — бизнес любит аккуратность во всем.

Первое, что бросается в глаза, — титульный лист. Поэтому оформите его как можно профессиональнее, специалист, регулярно изучающий бизнес планы в первые же секунды оценит качество оформления и уже обретет соответствующий настрой на последующее содержание документа.

На титуле обязательно укажите название предприятия с координатами и данными, срок, на который составлен бизнес план, дату составления, фамилию, имя, отчество представителя компании.

Обязательно нужно содержание, чтобы читающему было удобно находить нужные ему разделы.

Ну, и непосредственно, основные разделы: краткое описание бизнес плана, характеристика предприятия, описание продукта, выпускаемого предприятием, перечень оборудования, анализ рынка, методы продвижения продукта и т. д.

Учитывайте тот нюанс, что бизнес план — это побуждение к действию: вас, чтобы работа была последовательной и схематичной, а не хаотичной; и инвестора, чтобы у него возникло желание финансировать ваш проект.