Created with Sketch. Created with Sketch. Created with Sketch. Created with Sketch. Created with Sketch. Created with Sketch. Created with Sketch. Created with Sketch. Created with Sketch. Created with Sketch. Created with Sketch. Created with Sketch. Created with Sketch. 1 Created with Sketch. Created with Sketch. Created with Sketch. Created with Sketch.

Семья

8 принципов, которые помогут развивать ребенка без вреда для его психики

Материал предоставлен сайтом dailybaby.ru

Почти у каждого советского и пост-советского ребенка есть фотография: он читает стихотворение на табуретке, рядом — довольный родитель. И почему-то немногие задаются вопросом: а нормально ли это? И хотел ли ребенок на эту самую табуретку? Как развивать способности ребенка, не навредив нежной детской психике, мы расспросили детского психолога и педагога Анастасию Перминову.

1. Не путайте свои амбиции с интересами ребенка 

«Если родителям свойственно выбирать за ребенка хобби и секции, это говорит об их нереализованных амбициях. Всё просто: оставьте ребенку выбор и помогайте ему учиться этот выбор делать», — рассказывает Анастасия Перминова. 

Что делать, если хочется, чтобы ребенок изучал все и сразу? Развиваться самим. Грезите 7 языками — выучите вначале сами парочку. Умиляетесь игре на скрипке — одолейте несколько гамм. Интересное для родителей дело вдвойне увлекательнее для детей.

«Меня в детстве почти силком отправляли на скрипку. Да, умею играть, но берусь без интереса. А интерес для ребенка гораздо важнее умения, тем более столь специфичного, — говорит Анастасия. 

2. Не сравнивайте предыдущие поколения и это 

За последние 50 лет цели и постулаты детского развития и образования в обществе несколько раз сильно менялись. 

«В середине 20-го века задачей обучения было получать выпускников в меру умных, трудолюбивых, честных и патриотичных, — говорит Анастасия. Затем росло наше поколение — будем честны, на дворовых играх, почти без развивашек и репетиторов. В начале нулевых с появлением стабильности и интернета в моду вошли бесконечные дополнительные развивающие занятия — на любой вкус и кошелек. В последние годы родители хотят создать ребенку интеллектуальный фундамент: подразумевая, что они вложат в ребенка максимум — а дальше будет его выход». 

Опасность сегодняшней тенденции в том, что зачастую не учитывается возраст ребенка и особенности его эмоционально-волевой сферы. В итоге мы получаем детей с тревожными расстройствами, фобиями, нарушениями психики — но все это, да, — на фоне высокого уровня интеллекта. 

Другая крайность — не заниматься с детьми вообще, уверяя себя, что мы «как-то выросли», а значит, и с нашими детьми все будет в порядке. Не стоит равнять сегодняшних детей с прошлыми поколениями. Если сегодня у вас есть возможность поддержать интересы и способности ребенка, это здорово, и нужно это делать. При этом не стоит воспринимать все, что связано с развитием, как панацею. Учитесь чувствовать ребенка — без оглядки на опыт воспитания наших мам, бабушек и соседей.

3. Не перегружайте

Для ребенка младше двух лет нет ничего важнее, чем любовь и забота мамы — она помогает сформировать доверие к миру и чувство позитивной уверенности. Чаще обнимать ребенка и делать что-то вместе в этом возрасте важнее, чем водить малыша на кружки раннего развития.

Что касается детей старше 2-х лет, здесь тоже нужно понимать, «подъемен» ли конкретный тип нагрузки для вашего ребенка. Если во время занятия или после него учащаются истерики, у ребенка ухудшается сон, нарушается аппетит, возникает спонтанное агрессивное поведение — возможно, детская психика пока не готова. Основной критерий правильности выбора типа нагрузки — ребенок занимается чем бы то ни было с радостью. 

4. Обучайте в игровом формате

Почему игровое обучение самое эффективное? Ребенку легче познавать мир через игру — так он постоянно находится в поиске ответа на вопрос «А что, если?» 

Игровой формат дает ребенку значительно больше, чем это кажется на первый взгляд: помимо развития познавательной деятельности, ребенок обогащает свои представления о мире, учится выстраивать коммуникацию, формирует культурное поведение, развивает эмоциональную сферу и тренирует мелкую моторику. 

Все, что стоит делать родителю, — позволять ребенку познавать мир: дать ему свободу движений, разрешать принимать участие в домашних делах (даже если это участие носит разрушительный характер) и минимизировать количество запретов.

Разумеется, родителям при этом важно заботиться о безопасности маленького человека: он должен знать, что существуют однозначные «нельзя» — это, например, розетки и провода в доме, проезжая часть или чужие вещи, взятые без спроса. 

5. Выбирайте правильные игрушки 

Есть несколько лайфхаков, как найти игрушку, которая и разовьет, и заинтересует. 

  • «В детском магазине выбирайте так, чтобы покупка задействовала несколько сфер развития: например, речь и мелкую моторику, память и слух, мышление и творчество», — рассказывает Анастасия. 
  • Ограничьте потребление. Дайте ребенку немного времени, и, скорее всего, большую часть товаров, взятых с полок, он положит обратно. «Совсем маленькие дети могут воспринимать магазины как большие игровые. Потому не полагайтесь полностью на сиюминутный выбор». 
  • Обратите внимание на то, что ребенок любит делать. И учтите: для детей нет особой разницы, сколько стоит та или иная вещь. 
  • Не стоит отбирать интересные малышу крышки от детского питания, заменяя их чем-то купленным, если ребенку было интересно. Лучше найдите в сети развивашку из крышек. Конечно, всегда стоит учитывать безопасность.
  • «Еще один совет — договаривайтесь о полезных подарках с родственниками и друзьями. Очень часто, приходя к детям, я вижу море игрушек — заброшенные и густо покрытые пылью корзины, — рассказывает Анастасия, — ребенку с ними не интересно. А со списком родителей подарки станут полезными». 

Как понять, полезна ли игра или игрушка:

  • Ребенок выбрал ее сам или проявил живой интерес, когда предложили.
  • Ребенок играет без дополнительных стимулов 5 и более минут.
  • После игры нервная система не перегружена.
  • Многофункциональность. Идеальный предмет, например, «мяч» — его можно обнять, бросить, поймать, он удобный и не тяжелый, яркий и с ним есть бессчетное количество игр.
  • Ребенок доволен результатом и у него получается.
  • Игрушка растет вместе с ребенком (эволюционирует, обретая новые роли в игре).
  • Ребенок уравновешен и доволен.

6. Не устраивайте гонку за результатом — в любой игре желания ребенка первостепенны


Суть игрового познания — в процессе, а не в результате. Иногда, забывая это, мы требуем от ребенка слишком многого и лишаем его интереса к игре. 
Мы делаем это, например, вопросами — «зачем ты сломал башню, разбросал игрушки, кидаешь это?», или требованиями — «будь аккуратнее, не ломай, давай закончим что начали», или публичными демонстрациями — «покажи тёте, где птичка, а где кошечка, скажи, как тебя зовут и сколько тебе лет». 
Ребенок может стесняться, злиться — да просто не хотеть что-то делать, как и взрослый. Помните, что это его право. 

7. Не забывайте про зону ближайшего развития


У любого растущего человека есть то, что он сам уже неплохо умеет, и то, чему вот-вот научится. Это «вот-вот» и есть зона ближайшего развития. 
Почти бессмысленно учить читать двухлетку — разумеется, если ваш ребенок сам не проявляет активного интереса к чтению. Зона ближайшего развития — это то, в чем взрослый может оказать корректную поддержку, при этом позволить ребенку делать ошибки и добиваться результата самостоятельно. 
Стоит учесть, что взрослые и дети не всегда понимают под успехом и результатом одно и то же. Для кого-то это съесть все пальчиковые краски и измазать шкаф, для другого — аккуратно обвести контур в раскраске.

8. Помните про язык любви вашего ребенка 


Каждый из нас выражает и воспринимает любовь по-разному. Изучить язык любви ребенка важно для того, чтобы правильно доносить до него простую идею: он любим и нужен. 
Например, далеко не каждый ребенок нуждается в частых объятиях и прикосновениях — так бывает, это просто не его язык любви. Но такому ребенку важно слышать от взрослого слова поддержки — потому что именно так он «считывает» любовь родителя. И если ребенок не слышит этих слов, он чувствует себя нелюбимым и — зачастую — бунтует.