Наталья
14 лет
Потешки))
Где же наши ручки?
Вот наши ручки!
Где же наши ножки?
Вот наши ножки!
А вот это (имя ребёнка: Машин, Катин ...) нос
Весь козюльками зарос.
А вот это глазки, ушки,
Щечки толстые подушки,
А вот это что? Животик!
А вот это (имя ребёнка) ротик!
Покажи-ка язычок,
Пощекочем твой бочок.
****
Ротик мой умеет кушать,
Нос дышать, а ушки слушать,
Глазоньки моргать- моргать,
Ручки - все хватать-хватать. *** Паучок, паучок,
(Имя ребёнка) хвать за бочок.
Лягушка, лягушка,
(Имя ребёнка) хвать за ушко.
Олени, олени,
(Имя ребёнка) хвать за колени.
Песик, песик,
(Имя ребёнка) хвать за носик.
Бегемот, бегемот,
(Имя ребёнка) хвать за живот.
Оса, оса,
(Имя ребёнка) хвать за волоса. ****** Вот лежат в кроватке
Розовые пятки.
Чьи это пятки –
Мягки да сладки?
Прибегут гусятки,
Ущипнут за пятки.
Прячь скорей, не зевай,
Одеяльцем накрывай!
***
Стенки (прикасаемся пальцем к одной щечке малыша)
Стенки (прикасаемся пальцем ко второй щечке малыша)
Потолок (прикоснулись к лобику)
Окна (показали на глазки)
Двери (показали на ротик)
И Звонок - Пи-и-ип! (нажимаем на носик)
Хозяин дома?
Гармонь готова?
Можно поиграть? (И щекочете малыша) ******* Два пожарника бежали И на кнопочку нажали - "Пиип"! (нажимаем на носик)
Стенка, стенка, потолок, (щечка, щечка, лобик)
Две ступеньки, "Дзынь" - звонок! (верхняя губа, нижняя губа, носик) ******* Умываемся:
Водичка, водичка,
Умой мое личико,
Чтобы глазки блестели,
Чтобы щечки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.
***
Наши уточки с утра:
- Кря-кря-кря!
- Кря-кря-кря!
Наши гуси у пруда:
- Га-га-га!
- Га-га-га
А индюк среди двора:
- Бал-бал-бал!
- Балды-Балда!
Наши гуленьки вверху: - Грру-грру-у! Грру-грру-у!
Наши курочки в окно: - Ко-ко-ко!
- Ко-ко-ко!
А как Петя-петушок
Рано-рано по утру
Нам споет "Ку-ка-ре-ку!"
*******
ЗамОк! (ручки складываете в замок, переплетая пальцы. Читая стишок, ритмично раскачиваете «замок»)
На двери висит замок.
Кто его открыть бы мог?
Постучали, (на этом слове ритмично постукиваете друг об друга основаниями ладоней, не расцепляя пальцы)
Покрутили, (не расцепляя пальцы, одну руку тянете к себе, другую от себя, попеременно меняя их)
Потянули (тянете ручки в разные стороны, выпрямляя пальцы, но не отпуская замок полностью)
И открыли! (резко отпуская руки, разводите их широко в стороны. Стишок нужно читать не очень быстро, но четко и ритмично, чтобы движения малыша совпадали с ритмом. Особенно выделяйте финальное «открыли», малыши очень любят демонстрировать, как широко они открыли замочек)
*******
Рыбки!
(пальцы обеих рук сложены «щепотью». Руки двигаются волной от плеча, изображая ныряющих рыбок)
Рыбки плавали, ныряли
В чистой тепленькой воде.
То сожмутся, (на последнем слове пальцы рук очень плотно сжимаются)
Разожмутся, (пальчики сильно растопыриваются в стороны)
То зароются в песке. (снова сложив пальчики, руками поочередно совершаете движения, как будто раскапываете песок)
*********
У тебя есть рублик
Сходи на базар.
Купи буренку,
А к ней теленка.
У теленка хвостик.
Придем к тебе в гости.
*******
Мыли мылом ручки.
Мыли мылом ножки.
Вот какие ладушки,
Ладушки ладошки!
Наварили кашки
Помешали ложкой.
Вот какие ладушки,
Ладушки ладошки!
Строили ладошки
Домик для матрешки.
Вот какие ладушки,
Ладушки ладошки!
Курочке Пеструшке
Накрошили крошек.
Вот какие ладушки,
Ладушки ладошки!
Хлопали ладошки
Танцевали ножки.
Вот какие ладушки,
Ладушки ладошки!
Прилегли ладошки
Отдохнуть немножко.
Вот какие ладушки,
Ладушки ладошки! ******* ИГРЫ С ПАЛЬЧИКАМИ. Большой палец.
(сожмите руку в кулак таким образом , чтобы большой палец оказался внутри)
Пальчик в домике сидит ,
Затаился и молчит.
Выходи скорей , я жду.
- Подожди , сейчас приду. (вытолкните большой палец из-под других пальцев)
****** ДРУЖНАЯ СЕМЬЯ
(сжимаем пальчики в кулачек и разгибаем по очереди)
Этот пальчик - дедушка,
Этот пальчик - бабушка,
Этот пальчик - папа,
Этот пальчик - мама,
Этот пальчик - я,
Вот и вся моя семья!!! (и посильнее растопыриваем все пальчики)
**********
ПАЛЬЧИКИ (начиная с мизинца приговариваем)
Пальчик-мальчик, где ты был?
С этим братцем в лес ходил,
с этим братцем щи варил,
с этим братцем кашу ел,
с этим братцем песни пел! (большой пальчик отводим максимально в сторону) ******* Раз, два, три, четыре, пять! Пошли пальчики гулять. (перебираем пальчики, начиная с мизинца) Этот пальчик в лес пошёл, Этот пальчик гриб нашёл, Этот пальчик чистить стал, Этот пальчик жарить стал. Этот пальчик всё поел, Потому и растолстел! ***** ПРЯТКИ
В прятки пальчики играли
И головки убирали.
Вот так, вот так,
И головки убирали. (Ритмично сгибать и разгибать пальцы. Усложнение: поочередное сгибание пальчика на обеих руках) ******** СОРОКА-ВОРОНА Сорока-ворона, где была? - Далеко (пальцем стучим по ладошке). Печку топила, (поочерёдно сгибаем и разгибаем пальчики, когда что-либо перечисляем) Кашку варила, На порог скакала, Гостей созывала. Гости не бывали, Кашу не едали. Всё своим деткам отдала: Этому дала, Этому дала, Этому дала, Этому дала, А этому не дала. Ты, малец-удалец, За водой не ходил, Дров не пилил, Печь не топил, Кашу не варил. Шу-у-у! Прочь лети! *** Учим названия пальцев. Ивану-большому – дрова рубить, Ваське-указке – воду носить, Мишке среднему – печку топить, Гришке без прозвища – кашу варить, А крошке Тимошке – песенки петь. Песни петь и плясать, Родных братьев потешать. *** Укладываемся спать. Этот пальчик хочет спать, Этот пальчик лёг в кровать, Этот пальчик лишь вздремнул, Этот пальчик уж заснул. Этот крепко-крепко спит. Тише, тише, не шумите! Солнце красное взойдёт, Утро ясное придёт. Будут птички щебетать, Будут пальчики вставать. (раскрываем ладошку) ********** ПЯТЬ ПАЛЬЦЕВ
На моей руке пять пальцев,
Пять хватальцев, пять держальцев.
Чтоб строгать и чтоб пилить,
Чтобы брать и чтоб дарить.
Их не трудно сосчитать:
Раз, два, три, четыре, пять!
*******
МЫ РИСОВАЛИ
Мы сегодня рисовали,
Наши пальчики устали.
Наши пальчики встряхнем,
Рисовать опять начнем.
********
ПОВСТРЕЧАЛИСЬ
Повстречались два котенка: "Мяу-мяу!",
Два щенка: "Гав!",
Два жеребенка: Игого!",
Два тигренка: "Ррр!"
Два быка: "Муу!".
Смотри, какие рога.
На каждую строчку соединять поочередно пальцы правой и левой рук, начиная с мизинца. На последнюю строчку показать рога, вытянув указательные пальцы и мизинцы. ********* ПЧЕЛИНЫЙ УЛЕЙ Что за дом-кубышка? (сожмите кулачок ребенка в своей руке и сделайте удивленное лицо) Кто живет там? Мышка? (со всех сторон рассмотрите кулачок крохи) Нет! Что вы, что вы! (тут же возмущенно помашите руками) В том доме живут пчелы. (потрясите кулачок малыша, жужжа, поднесите его к своему уху) Пчелы мёд собирают, (помашите кистями ребенка, как крыльями. Пожужжите) Деток в домике считают. (сожмите в кулачок пальчики малыша) Один, два, три, четыре, пять … (по одному освобождаете пальцы из кулачка ребенка) Мы не будем им мешать. (заведите руки за спину – «спрячьте») Пчелки мед соберут … (постучите своими пальцами по подушечкам пальцев крохи) И (имя ребёнка) дадут. (указательным пальцем проведите по каждому пальчику малыша от основания до кончика)
********
КАПУСТКА
Мы капустку рубим рубим,
Мы капустку солим солим,
Мы капустку трем трем,
Мы капустку жмём жмём.
******** ЛАДУШКИ (знают все, но пропустить их не могла) Ладушки, ладушки! Где были? - У бабушки. Что ели? - Кашку. А что пили? - Бражку. Кашка масленька, Бражка сладенька, Бабушка добренька. Попили, поели, Домой полетели. На головку сели, Ладушки запели. *** КОЗА РОГАТАЯ (тоже знают все)
Идёт коза рогатая, Идёт коза бодатая (делаем пальцами козу и шевелим «рогами») За малыми ребятами. Ножками топ-топ, (хлопаем пятачками малыша друг о друга) Глазками хлоп-хлоп (показываем глазки и моргаем) Кто кашки не ест, Молочка не пьёт? Забодает, забодает, забодает! (проходим «козой» от середины груди ребёнка к шее) *** ИГРЫ НА КОЛЕНКАХ У МАМЫ. Ехали мы к бабушке По ровной дорожке. (покачиваем ребёнка) По кочкам, по кочкам … (сильнее) Бу-бух в ярок! (удерживая за ручки, опрокидываем малыша на зад и вниз) *** Сидели два медведя На тоненьком суку. Один взбивал сметану, Другой молол муку. Раз ку-ку, два ку-ку – Оба шлёпнулись в муку! Нос в муке, рот в муке, Ухо в кислом молоке! *** Мишка косолапый По лесу идёт. (покачиваемся из сторону в сторону) Шишки собирает В корзиночку кладёт. (хлопаем ладошками по животику) Вдруг упала шишка – Прямо мишке в лоб! (хлопаем ладонью по лбу) Мишка рассердился И ногою – топ! (показываем это движение) ******* ПЕСЕНКИ. (для начала распевочка – улучшитель настроения) На берегу Большой реки Пчела ужалила медведя прямо в нос. «Эх-ух-ха-ха!» Вскричал медведь, Сел на пчелу И начал петь. (затем поём любую детскую песенку) Например, такую:
Зайка серенький сидит (приседаем) И ушами шевелит. (на голове ладошками показываем ушки) Вот так, вот так Он ушами шевелит! Зайке холодно сидеть, Надо лапочки погреть. (потираем ладошки) Вот так, вот так Надо лапочки погреть. Зайке холодно стоять, Надо зайке поскакать. (прыгаем) Вот так, вот так Надо зайке поскакать. Зайку волк испугал. (отводим большой палец от сжатой ладони, имитируя пасть) Зайка тут же убежал! (все бегут врассыпную)
Вот наши ручки!
Где же наши ножки?
Вот наши ножки!
А вот это (имя ребёнка: Машин, Катин ...) нос
Весь козюльками зарос.
А вот это глазки, ушки,
Щечки толстые подушки,
А вот это что? Животик!
А вот это (имя ребёнка) ротик!
Покажи-ка язычок,
Пощекочем твой бочок.
****
Ротик мой умеет кушать,
Нос дышать, а ушки слушать,
Глазоньки моргать- моргать,
Ручки - все хватать-хватать. *** Паучок, паучок,
(Имя ребёнка) хвать за бочок.
Лягушка, лягушка,
(Имя ребёнка) хвать за ушко.
Олени, олени,
(Имя ребёнка) хвать за колени.
Песик, песик,
(Имя ребёнка) хвать за носик.
Бегемот, бегемот,
(Имя ребёнка) хвать за живот.
Оса, оса,
(Имя ребёнка) хвать за волоса. ****** Вот лежат в кроватке
Розовые пятки.
Чьи это пятки –
Мягки да сладки?
Прибегут гусятки,
Ущипнут за пятки.
Прячь скорей, не зевай,
Одеяльцем накрывай!
***
Стенки (прикасаемся пальцем к одной щечке малыша)
Стенки (прикасаемся пальцем ко второй щечке малыша)
Потолок (прикоснулись к лобику)
Окна (показали на глазки)
Двери (показали на ротик)
И Звонок - Пи-и-ип! (нажимаем на носик)
Хозяин дома?
Гармонь готова?
Можно поиграть? (И щекочете малыша) ******* Два пожарника бежали И на кнопочку нажали - "Пиип"! (нажимаем на носик)
Стенка, стенка, потолок, (щечка, щечка, лобик)
Две ступеньки, "Дзынь" - звонок! (верхняя губа, нижняя губа, носик) ******* Умываемся:
Водичка, водичка,
Умой мое личико,
Чтобы глазки блестели,
Чтобы щечки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.
***
Наши уточки с утра:
- Кря-кря-кря!
- Кря-кря-кря!
Наши гуси у пруда:
- Га-га-га!
- Га-га-га
А индюк среди двора:
- Бал-бал-бал!
- Балды-Балда!
Наши гуленьки вверху: - Грру-грру-у! Грру-грру-у!
Наши курочки в окно: - Ко-ко-ко!
- Ко-ко-ко!
А как Петя-петушок
Рано-рано по утру
Нам споет "Ку-ка-ре-ку!"
*******
ЗамОк! (ручки складываете в замок, переплетая пальцы. Читая стишок, ритмично раскачиваете «замок»)
На двери висит замок.
Кто его открыть бы мог?
Постучали, (на этом слове ритмично постукиваете друг об друга основаниями ладоней, не расцепляя пальцы)
Покрутили, (не расцепляя пальцы, одну руку тянете к себе, другую от себя, попеременно меняя их)
Потянули (тянете ручки в разные стороны, выпрямляя пальцы, но не отпуская замок полностью)
И открыли! (резко отпуская руки, разводите их широко в стороны. Стишок нужно читать не очень быстро, но четко и ритмично, чтобы движения малыша совпадали с ритмом. Особенно выделяйте финальное «открыли», малыши очень любят демонстрировать, как широко они открыли замочек)
*******
Рыбки!
(пальцы обеих рук сложены «щепотью». Руки двигаются волной от плеча, изображая ныряющих рыбок)
Рыбки плавали, ныряли
В чистой тепленькой воде.
То сожмутся, (на последнем слове пальцы рук очень плотно сжимаются)
Разожмутся, (пальчики сильно растопыриваются в стороны)
То зароются в песке. (снова сложив пальчики, руками поочередно совершаете движения, как будто раскапываете песок)
*********
У тебя есть рублик
Сходи на базар.
Купи буренку,
А к ней теленка.
У теленка хвостик.
Придем к тебе в гости.
*******
Мыли мылом ручки.
Мыли мылом ножки.
Вот какие ладушки,
Ладушки ладошки!
Наварили кашки
Помешали ложкой.
Вот какие ладушки,
Ладушки ладошки!
Строили ладошки
Домик для матрешки.
Вот какие ладушки,
Ладушки ладошки!
Курочке Пеструшке
Накрошили крошек.
Вот какие ладушки,
Ладушки ладошки!
Хлопали ладошки
Танцевали ножки.
Вот какие ладушки,
Ладушки ладошки!
Прилегли ладошки
Отдохнуть немножко.
Вот какие ладушки,
Ладушки ладошки! ******* ИГРЫ С ПАЛЬЧИКАМИ. Большой палец.
(сожмите руку в кулак таким образом , чтобы большой палец оказался внутри)
Пальчик в домике сидит ,
Затаился и молчит.
Выходи скорей , я жду.
- Подожди , сейчас приду. (вытолкните большой палец из-под других пальцев)
****** ДРУЖНАЯ СЕМЬЯ
(сжимаем пальчики в кулачек и разгибаем по очереди)
Этот пальчик - дедушка,
Этот пальчик - бабушка,
Этот пальчик - папа,
Этот пальчик - мама,
Этот пальчик - я,
Вот и вся моя семья!!! (и посильнее растопыриваем все пальчики)
**********
ПАЛЬЧИКИ (начиная с мизинца приговариваем)
Пальчик-мальчик, где ты был?
С этим братцем в лес ходил,
с этим братцем щи варил,
с этим братцем кашу ел,
с этим братцем песни пел! (большой пальчик отводим максимально в сторону) ******* Раз, два, три, четыре, пять! Пошли пальчики гулять. (перебираем пальчики, начиная с мизинца) Этот пальчик в лес пошёл, Этот пальчик гриб нашёл, Этот пальчик чистить стал, Этот пальчик жарить стал. Этот пальчик всё поел, Потому и растолстел! ***** ПРЯТКИ
В прятки пальчики играли
И головки убирали.
Вот так, вот так,
И головки убирали. (Ритмично сгибать и разгибать пальцы. Усложнение: поочередное сгибание пальчика на обеих руках) ******** СОРОКА-ВОРОНА Сорока-ворона, где была? - Далеко (пальцем стучим по ладошке). Печку топила, (поочерёдно сгибаем и разгибаем пальчики, когда что-либо перечисляем) Кашку варила, На порог скакала, Гостей созывала. Гости не бывали, Кашу не едали. Всё своим деткам отдала: Этому дала, Этому дала, Этому дала, Этому дала, А этому не дала. Ты, малец-удалец, За водой не ходил, Дров не пилил, Печь не топил, Кашу не варил. Шу-у-у! Прочь лети! *** Учим названия пальцев. Ивану-большому – дрова рубить, Ваське-указке – воду носить, Мишке среднему – печку топить, Гришке без прозвища – кашу варить, А крошке Тимошке – песенки петь. Песни петь и плясать, Родных братьев потешать. *** Укладываемся спать. Этот пальчик хочет спать, Этот пальчик лёг в кровать, Этот пальчик лишь вздремнул, Этот пальчик уж заснул. Этот крепко-крепко спит. Тише, тише, не шумите! Солнце красное взойдёт, Утро ясное придёт. Будут птички щебетать, Будут пальчики вставать. (раскрываем ладошку) ********** ПЯТЬ ПАЛЬЦЕВ
На моей руке пять пальцев,
Пять хватальцев, пять держальцев.
Чтоб строгать и чтоб пилить,
Чтобы брать и чтоб дарить.
Их не трудно сосчитать:
Раз, два, три, четыре, пять!
*******
МЫ РИСОВАЛИ
Мы сегодня рисовали,
Наши пальчики устали.
Наши пальчики встряхнем,
Рисовать опять начнем.
********
ПОВСТРЕЧАЛИСЬ
Повстречались два котенка: "Мяу-мяу!",
Два щенка: "Гав!",
Два жеребенка: Игого!",
Два тигренка: "Ррр!"
Два быка: "Муу!".
Смотри, какие рога.
На каждую строчку соединять поочередно пальцы правой и левой рук, начиная с мизинца. На последнюю строчку показать рога, вытянув указательные пальцы и мизинцы. ********* ПЧЕЛИНЫЙ УЛЕЙ Что за дом-кубышка? (сожмите кулачок ребенка в своей руке и сделайте удивленное лицо) Кто живет там? Мышка? (со всех сторон рассмотрите кулачок крохи) Нет! Что вы, что вы! (тут же возмущенно помашите руками) В том доме живут пчелы. (потрясите кулачок малыша, жужжа, поднесите его к своему уху) Пчелы мёд собирают, (помашите кистями ребенка, как крыльями. Пожужжите) Деток в домике считают. (сожмите в кулачок пальчики малыша) Один, два, три, четыре, пять … (по одному освобождаете пальцы из кулачка ребенка) Мы не будем им мешать. (заведите руки за спину – «спрячьте») Пчелки мед соберут … (постучите своими пальцами по подушечкам пальцев крохи) И (имя ребёнка) дадут. (указательным пальцем проведите по каждому пальчику малыша от основания до кончика)
********
КАПУСТКА
Мы капустку рубим рубим,
Мы капустку солим солим,
Мы капустку трем трем,
Мы капустку жмём жмём.
******** ЛАДУШКИ (знают все, но пропустить их не могла) Ладушки, ладушки! Где были? - У бабушки. Что ели? - Кашку. А что пили? - Бражку. Кашка масленька, Бражка сладенька, Бабушка добренька. Попили, поели, Домой полетели. На головку сели, Ладушки запели. *** КОЗА РОГАТАЯ (тоже знают все)
Идёт коза рогатая, Идёт коза бодатая (делаем пальцами козу и шевелим «рогами») За малыми ребятами. Ножками топ-топ, (хлопаем пятачками малыша друг о друга) Глазками хлоп-хлоп (показываем глазки и моргаем) Кто кашки не ест, Молочка не пьёт? Забодает, забодает, забодает! (проходим «козой» от середины груди ребёнка к шее) *** ИГРЫ НА КОЛЕНКАХ У МАМЫ. Ехали мы к бабушке По ровной дорожке. (покачиваем ребёнка) По кочкам, по кочкам … (сильнее) Бу-бух в ярок! (удерживая за ручки, опрокидываем малыша на зад и вниз) *** Сидели два медведя На тоненьком суку. Один взбивал сметану, Другой молол муку. Раз ку-ку, два ку-ку – Оба шлёпнулись в муку! Нос в муке, рот в муке, Ухо в кислом молоке! *** Мишка косолапый По лесу идёт. (покачиваемся из сторону в сторону) Шишки собирает В корзиночку кладёт. (хлопаем ладошками по животику) Вдруг упала шишка – Прямо мишке в лоб! (хлопаем ладонью по лбу) Мишка рассердился И ногою – топ! (показываем это движение) ******* ПЕСЕНКИ. (для начала распевочка – улучшитель настроения) На берегу Большой реки Пчела ужалила медведя прямо в нос. «Эх-ух-ха-ха!» Вскричал медведь, Сел на пчелу И начал петь. (затем поём любую детскую песенку) Например, такую:
Зайка серенький сидит (приседаем) И ушами шевелит. (на голове ладошками показываем ушки) Вот так, вот так Он ушами шевелит! Зайке холодно сидеть, Надо лапочки погреть. (потираем ладошки) Вот так, вот так Надо лапочки погреть. Зайке холодно стоять, Надо зайке поскакать. (прыгаем) Вот так, вот так Надо зайке поскакать. Зайку волк испугал. (отводим большой палец от сжатой ладони, имитируя пасть) Зайка тут же убежал! (все бегут врассыпную)