Правильно говорят, что развитие детей происходит скачками: сначала вроде бы ничего нового, постоянно одно и то же, и уже кажется, что ребенок застыл на месте, как раз – и он буквально за несколько дней выдает столько разных умений, невиданных раннее.
Сейчас у нас период так называемого застоя, но зато у меня появилось время написать о предыдущем скачке. Буквально за несколько дней, в конце октября – начале ноября, Лизавета научилась стольким новым вещам, что я не переставала удивляться ее внезапно возникшим возможностям.
Самое первое, что Лиза начала делать – это кормить меня своим сухарем, причем практически насильно, то есть даже если ты не хочешь этот сухарь, то Лиза все равно будет пихать тебе его в рот, а сухарь твердый и колючий, хочешь-не хочешь – рот откроешь : ) Сейчас уже полегче вроде с этим, сыр, например, откусить не даст, даже если попросить – убежит подальше. А сухарь предложит, только если увидит, что ты отдала ей половинку, а вторую половинку грызешь сама, тогда Лиза с удовольствием делится своей половинкой, при этом попросит укусить твою половинку, заберет обе и убежит, потом выкинет их где-нибудь, а ты, лезь под диван или стол и ищи. Если дело происходит вечером, то можно и под собственным одеялом сухарь найти, когда спать будешь ложиться.
Дальше порядок появления новых умений в Лизином арсенале я уже не помню, поэтому просто перечислю все.
Лизка давным-давно (если понятие давным-давно вообще можно применить к годовалому ребенку) бежала в ванную после фразы «пойдем купаться», сейчас же она еще тащит в ванную свою пеленку и кладет ее на крышку унитаза (так всегда делала я). Опять-таки никто ее не учил. Она как-то сама всему учиться, предполагаю, что на основе подражания взрослым. Так вот, делает это Лиза не всегда, может просто побежать в ванную, тогда ей стоит напомнить – Лиза, а пеленку? Неси свою пеленку. Тогда она вспомнит, бегом вернется за пеленкой и принесет.
Смешно наблюдать, как Лизка суетится, собираясь в ванную: сначала ее нужно 10 раз позвать, Лиза стоит возле ванной и смотрит, как бежит вода, не хочет отходить, а когда все-таки отойдет, то еще раза 2-3 закроет и откроет дверь в ванную, часто запирая любопытную кошку внутри, которая разоряется, пока мы раздеваемся и снимаем памперс. Закрыв дверь окончательно (Лиза всегда оставляет дверь в ванную закрытой), она бегом бежит ко мне с криком – ээээ.. ее нужно поймать в этот момент, потому что траектория движения может внезапно измениться, облокотить на свою коленку и быстро раздевать. Лиза сама поднимает ножки, чтобы я сняла носочки и штанишки, но на памперс терпения вечно не хватает. Оставшись в одних трусах, Лиза убегает снова в ванную, я кричу ей вслед, что мы еще не сняли трусики, что в трусах никто не купается, нужно вернуться. Она останавливается, пытается стянуть с себя трусы самостоятельно.
Очень-очень редко, но все же это можно отметить, Лиза какает и бежит к пеленке, хватает ее и несет в ванную или бросает на полпути туда. Так я понимаю, что она сходила в туалет, но, повторюсь, это случается крайне редко, чаще всего, Лизавета не замечает собственных покаков.
Еще одно «банное» умение – чистка зубов. Лиза до жути не любила чистить зубы силиконовой пальчиковой щеткой (одеваешь щетку на палец и лезешь в рот к ребенку), я даже плюнула на это дело, потому что крики были страшные, никакого удовольствия, сплошная нервотрепка. Но она с таким любопытством смотрела на то, как я себе чищу зубы, что я поняла – пора брать обычную щетку. И случилось чудо – Лиза сама открывала рот, позже научилась сама подавать мне зубную пасту, то есть я достаю щетку, смачиваю ее водой, а Лиза уже стягивает пасту со стиральной машинки. Знает, что к чему. Сейчас она «сама» чистит себе зубы. Я делаю основные движения щеткой по зубам, если успеваю, если нет, то доделываю их под сопротивление ребенка, через десяток секунд у Лизаветы заканчивается терпение, она выхватывает у меня щетку и начинает «чистить зубы», возюкая ей по всему рту, одновременно кусая. Я не против.
При Максиме Лиза начала в ванной подставлять голову под кран, ловить ртом струю воды, продолжила она это делать и при мне. Лизке так хотелось поймать струю воды, что она приседала возле нее, высовывала язык, открывала рот, но все без толку – струя была либо слишком далеко, либо слишком близко, поэтому Лизка просто засовывала голову под кран и быстро высовывала ее обратно. Вода скатывалась по лицу и капельки попадали в рот, что Лизавете и было нужно. Но как-то раз я совершенно случайно отбила у ребенка охоту так делать. Лизка была на стороне, противоположной крану, и я решила подлить горяченькой водички, подлила, воду выключила, а кран-то нагрелся, ну Лиза его по привычке и хватанула. Крик стоял. Зато около месяца к крану больше не подходила и голову под него не совала. Буквально только несколько дней назад вспомнила о нем, опасливо потрогала, убедилась безопасности и снова сунула голову под струю воды. Теперь этот номер повторяется редко. Недавно пыталась лизнуть воду в самой ванной, уж так корячилась..))
Наверное, самым приятным для меня умением явилось умение обниматься. Сначала Лиза обнимала только кису – прижималась к ней головой с возгласом – ииии. Потом я предложила ей обнять маму, к моему удивлению, она прикоснулась ко мне лбом с тем же возгласом – иии. Конечно, я обрадовалась, прижала ее к себе, и с тех пор начала практиковать просьбы «обними маму». Сейчас Лизка обнимается только сидя у меня на руках, причем по-настоящему, без всяких иии. Одной рукой обхватывает меня за шею, голову кладет на плечо и крепко прижимается, иногда мне кажется, что сейчас раздавит. Особенно ей необходимы обнимания после каких-либо обид или разочарований: стукнулась лбом – «обними маму», мама пожалеет, и мама носит на ручках; страшно сидеть в поликлинике – «обними маму» и ни о чем больше не думай. Ну еще она любит сидеть у меня на руках и обниматься во время медленных песен, как услышит что-нибудь с моего компьютера, так сразу же просится на руки, и попробуй не взять : )
Научилась проявлять ласку с помощью поцелуев, но, к сожалению, пока целует только свое отражение в зеркале и кису. Опять-таки я как-то просто сказала «Лиза, поцелуй Лизу», когда она стояла у зеркала и воображала, Лизка приблизилась к зеркалу, открыла рот и лизнула свое отражение. Потом я заметила, что Лизавета, близко-близко приближаясь к кисиной голове, открывает рот и пытается ее лизнуть, то есть поцеловать, но киса не дура, и при виде открытого Лизкиного рта моментально убегает. Иногда ей все-таки удается обслюнявить кисино ухо. Маму целовать категорически отказывается, хотя я прошу ежедневно, целую ее сама, догоняю, валю на подушки или просто целую в мордочку, шейку или пузико, а она вырывается, смеется и не целует.
Кроме купания Лиза, наверное, также сильно любит еще и прогулки. Как только слышит – пойдем гулять, так сразу бежит либо к дверям (так было раньше), либо, что чаще всего, к шкафу с одеждой, выворачивает оттуда половину, что-то натягивает себе на голову, что-то выбрасывает в центре комнаты – собирается на улицу. И тут самое главное не забывать, что о прогулке нужно говорить непосредственно перед самой прогулкой, потому что ребенок еще не понимает смысла слов – после обеда, сейчас покушаем и погуляем, вот проснемся и пойдем, она слышит только «гулять» и суетится, собираясь.
Особым удовольствием для Лизаветы является выбросить каку в мусорное ведро. Началось все с памперса. Опять-таки совершенно неожиданно Лиза схватила его утром после подъема и потащила на кухню, я открыла ей дверь шкафа, она выбросила памперс в мусорку, опасливо так выбросила, ибо, видимо осознавала, что кака это очень опасно и что всегда было нельзя в этот шкаф лезть, можно и схлопотать в случае чего. Потом стала выбрасывать памперс более медленно, успевая разглядеть, что же там еще за богатства лежат, а сейчас так вообще выбросит и стоит смотрит (столько добра пропадает), того и гляди схватит что-нибудь, приходится торопить. Кроме памперса выбрасывает и другую каку. Нарвет бумажек, я их собираю и тащу в мусорку, Лиза бежит за мной с оставшимися в руках, помогает.
Помогает еще, и когда я чищу ковер – ползаю по нему и собираю особо крупные крошки, нитки и прочее, Лиза при этом садится рядом и что-то там собирает своими ручками. Редко, конечно, когда поднимает что-то на самом деле, в основном приносит и отдает пустоту, но я все равно ее очень хвалю. Часто приносит мусор, даже если ничего не собирать. Найдет что-нибудь на полу и тащит, уронит по дороге и не заметит, если вообще хоть что-нибудь поднимет. Нужно обязательно «взять» у нее принесенное и похвалить.
Лизавета вообще растет помощницей, любит копировать мои действия. По утрам я заправляю диван, с каждой стороны которого лежит по подушке, Лиза всегда помогает мне эти подушки разложить по местам: поднимает их и тащит, порой, ухватится за подушку неудобно и не может ее поднять на диван, закидывает-закидывает, а все без толку, в таком случае поднимает визг, и уже я ей помогаю, а не она мне. По вечерам, когда я, наоборот, постель расправляю, она иногда вызывается помочь мне – тоже затаскивает подушки на диван, но это случается редко.
Если уж зашла речь про подушки, то отмечу еще, что где-то месяц назад Лиза выразила желание сидеть не на голом полу, а на чем-нибудь мягоньком, например, на диванных подушках. Сама начала стаскивать их с дивана на пол и садиться, а потом уже и я поддержала ее идею – дует по полу сильно, все-таки немного теплее на подушке сидеть. Теперь подушки – наше все, если Лиза на них не сидит, то валяется. Ох, как она валяться любит.. )) И так развернется, и этак, как Мия, когда хочет, чтобы ее погладила – и пузо выставит, и голову завернет, и катается на подушках,, и смотрит исподлобья хитрющими глазами, улыбается – погляди, какая Лиза, молодец. В общем, выбражулька растет.
С недавних пор (напомню, что появление всех описанных выше и ниже умений относится к концу октября-началу ноября) Лиза стала пользоваться тряпкой для уборки. А дело было так: я стирала коляску перед прогулкой, ибо уж очень много на ней пятен было. Стирала – это терла мыльной тряпкой, а потом смывала чистой. Лизавета мешалась под ногами, вырывала у меня тряпку, плакала, лезла, и я вспомнила, что говорят по таким поводам в мамском сообществе – дайте ребенку другую тряпку в руки, пусть помогает. Так я и сделала, взяла новую губку для мытья посуды и вручила ребенку. Лиза сразу же успокоилась, начала тоже тереть коляску. Потом я вручала ей эту же губку, когда протирала пыль, Лиза брала ее, но протирала не пыль, а бежала по привычке тереть коляску. Потом она видела, как я оттираю пятна на ковролине, но в самом процессе не участвовала, и буквально пару дней назад, когда я оставляла Лизу со своей мамой одну, она мне рассказала, что Лиза пролила чай из бутылки, взяла тряпку с кроватки (тряпочка предназначена для вытирания Лизиного лица после приемов пищи) и начала возить по пятну. А сегодня (29.11.2010) добралась до компьютерного стола, где в куче всего лежал мой носовой платок, вытащила его из принтера (да-да, он у меня в принтере лежит :)) и начала размашисто тереть по столу.
Вообще можно перечислить кучу вещей, которые Лиза совершает, повторяя мои действия. Так, например, сегодня она вытащила свою кофту из шкафа и отнесла ее в стиральную машинку, только не учла, что я это делаю с грязными вещами, а не чистыми. Было интересно наблюдать, как она осторожно заходила в темную ванную и тихонько открывала дверцу машинки, наверное, боялась темноты или того, что я заругаю. Еще сегодня нашла мой очередной носовой платок в капюшоне своей коляски, принесла мне и начала совать в нос – сморкайся : ) Запомнила, для чего нужен именно этот платок :)
Очень любит открывать и закрывать двери в туалет и на кухню (у нас других нет). Я иногда играю с ней во время этих открываний. Чаще всего, это происходит в ванной, когда я внутри, а она снаружи. Лизка закрывает дверь, я наклоняюсь и жду «открытия», она думает, что я стою и «ждет» меня глазами наверху, а я визжу снизу или говорю ку-ку и визжу, Лизка тоже визжит, топает ногами, улыбается, смеется. Видно, что ей и страшно, и весело. Снова закрывает дверь, и я снова ее обманываю.
С кухонной дверью так неудобно играть.
Из глобальных умений можно выделить, наверное, два. 1. научилась сама забираться в коляску. Вечером того дня, когда Лиза впервые продемонстрировала мне это умение. Я заговорилась по телефону, в связи с чем не спешила уложить ее спать, но Лиза, видимо, серьезно захотела спать, поэтому сама залезла в коляску и легла..) За месяц она отточила этот процесс до совершенства. Теперь может залезть в коляску сбоку, спереди, с перекинутой ручкой впереди, когда я держу или не держу, - без разницы. Правда, принесло мне это оттачивание много беспокойства. Лиза лезла в коляску как только видела ее, поэтому приходилось класть внутрь плед, подушки, пачку памперсов для утяжеления, чтобы и места не было в коляске больше, и чтобы Лиза вытащить не могла этот предмет. Изощрений хватило не надолго, она начала вскарабкиваться и по памперсам, как обезьяна, ей богу, поэтому я все убрала и оставила ребенка в покое. Только один раз она упала у меня вместе с коляской. В это утро я встала раньше, чтобы приготовить все нужное к отъезду в Иркутск, мыла бутылки, из-за шума воды слышимость была никакая, но Лиза обычно просыпалась гораздо позже, поэтому я не беспокоилась ровно до тех пор, пока не услышала – бум!! И ааа!!..)) Лизка проснулась, выбралась из ремней, забралась на верхний край коляски, равновесие утратилось и коляска вместе с Лизой полетела вниз. Я увидела орущего ребенка, вцепившегося в ручки коляски попой кверху. Пожалела немного на ручках, да и все.
2. сама пьет из бутылочки. Не помню, как это произошло конкретно. По-моему, сначала Лиза баловалась с бутылкой во время кормления на стульчике – брала бутылку, я ей помогала ее держать, запрокидывала голову назад и пила, а потом я перестала помогать. Сейчас мне не нужно бесконечно спрашивать у ребенка, не хочет ли она пить, предлагать ей, видеть отказ. Теперь, когда Лиза хочет пить, она берет бутылку, снимает крышку и пьет, потом надевает крышку обратно и ставит бутылку на место. Конечно, и балуется тоже. Кидает бутылку так, что чай летит во все стороны, или сильно запрокидывает голову и теряет равновесие.
Дело теперь за освоением кружки. Я предлагаю ей иногда, но процесс превращается в сплошное баловство: то Лиза кусает край, то глотает слишком много жидкости и захлебывается, то закрывает рот и все проливается на майку, то отталкивает мои руки и хочет перевернуть кружку, то сует туда все лицо целиком, стараясь дотянуться до жидкости целиком. Сплошной кошмар, в общем. Но мы практикуем общение с кружкой :)
В таком возрасте все достижения важные. Ну как можно списывать со счетов совершенно новое умение, которое я с недавних пор старательно развиваю в ребенке – умение прибрать за собой. Иногда получается : ) Лиза очень любит все разбрасывать, особенно журналы, диски и бутылки с водой. Началось все с бутылок, я так замаялась их поднимать каждые 30 секунд (только подниму, Лиза увидит и снова их бросает), что однажды прикрикнула на нее – поднимай теперь сама, поднимай-поднимай. И она стала поднимать. Тут мне подумалось, а почему бы не провернуть подобную ситуацию и с остальным. С дисками и журналами получилось хуже, но получилось – у Лизы еще не хватает сноровки положить мягкий журнал или диск в небольшую по размеру щелку шкафа, но желание уже сеть: поднимает и сует их на место, я хвалю, помогаю.
Говорит несколько новых слогов: та-та-та, танцует при этом. Стоит мне спеть на любой лад: та-та-та-та, как Лиза начинает дрыгать попкой. Па-па. С ударением на второй слог. Не знаю, что это обозначает, явно не папу.
Около месяца назад купила ей магнитную доску, на которой нужно рисовать водными фломастерами, доска оказалась не фонтан, но речь не об этом. Лизке поначалу нравился не сам процесс рисования, а момент засовывания фломастера в рот..) Обсосала весь красный маркер так, что он перестал рисовать, а под конец, и вообще отгрызла у него кончик стержня. Обсосет фломастер и возюкает им по доске, он, естественно, не рисует, грызет его снова. Отберешь – крик, так и воевали.
А в конце ноября уже стали подходить к процессу более цивилизованно. Доску я больше не достаю, жду более подходящего момента, рисуем мы теперь на обычных листах для черчения обычными фломастерами. Красный фломастер был съеден в прямом смысле этого слова, всех остальных ожидала лучшая судьба. Лиза рисует, а я ставлю дату на каждом «рисунке» и убираю в папку на память. Ерунда там, конечно, сплошная, нарисованная нашими совместными усилиями. Но лет через 10 будем обе смотреть и вспоминать )
Не очень приятное для меня умение, но вызывающее восторг у Лизаветы - кусание маминых конечностей. Подходит к тебе такой ангелочек, улыбается хитро, наклонится к ноге и .. хвать..))) Я смеюсь, противостою атаке, оттаскиваю ее, прошу больше не кусаться, а она смеется. Или возьмет мою руку и тянет в свой открытый рот, только слюна не капает..) отдашь ей палец, а она каааак цапнет. Бывает очень больно.