БЫТЬ МАМОЙ
Мы сидели за ланчем, когда моя дочь как бы между делом упомянула, что
она и ее муж подумывают о том, чтобы "завести полноценную семью".
-- Мы тут проводим опрос общественного мнения, -- сказала она в шутку.
-- Как думаешь, может, мне стоит обзавестись ребенком?
-- Это изменит твою жизнь, -- сказала я, стараясь ничем не выдавать
своих эмоций.
-- Я знаю, -- отозвалась она. -- И в выходные не поспишь, и в отпуск
толком не съездишь.
Но это было совсем не то, что я имела в виду. Я смотрела на мою дочь,
пытаясь почетче сформулировать свои слова. Я хотела, чтобы она поняла
то, чему ее не научат ни на каких дородовых курсах.
Мне хотелось сказать ей, что физические раны от родов заживут очень
быстро, но материнство даст ей такую кровоточащую эмоциональную рану,
которая никогда не затянется. Мне хотелось предупредить ее, что впредь
она уже никогда не сможет читать газету без внутреннего вопроса: "А
что, если бы это случилось с моим ребенком?" Что каждая
авиакатастрофа, каждый пожар будет преследовать ее. Что когда она
будет смотреть на фотографии детей, умирающих с голода, она будет
думать о том, что на свете нет ничего хуже смерти твоего ребенка.
Я смотрела на ее отманикюренные ноготки и стильный костюм и думала о
том, что как бы изысканна она ни была, материнство опустит ее на
примитивный уровень медведицы, защищающей своего медвежонка. Что
встревоженный крик "Мама!" заставит ее бросить без сожаления все -- от
суфле до самого лучшего хрустального бокала.
Мне казалось, что я должна предупредить ее, что сколько бы лет она не
потратила на свою работу, ее карьера существенно пострадает после
рождения ребенка. Она может нанять няню, но однажды она отправится на
важнейшую деловую встречу, но думать она будет о сладком запахе
детской головки. И ей потребуется вся ее сила воли, чтобы не сбежать
домой просто ради того, чтобы выяснить, что с ее малышом все в
порядке.
Я хотела, чтобы моя дочь знала, что каждодневные ерундовые проблемы
уже никогда не будут для нее ерундой. Что желание пятилетнего мальчика
пойти в мужской туалет в "Макдоналдсе" станет огромной дилеммой. Что
там, среди гремящих подносов и вопящих детей, вопросы независимости и
половой принадлежности встанут на одну чашу весов, а страх, что там, в
туалете, может оказаться насильник малолетних -- на другую.
Глядя на свою привлекательную дочь, я хотела сказать ей, что она может
сбросить набранный при беременности вес, но она никогда не сможет
сбросить с себя материнство и стать прежней. Что ее жизнь, такая
важная для нее сейчас, уже не будет столь значимой после рождения
ребенка. Что она забудет про себя в тот момент, когда надо будет
спасти ее отпрыска, и что она научится надеяться на осуществление -- о
нет! не своей мечты! -- мечты своих детей.
Я хотела, чтобы она знала, что шрам от кесарева сечения или растяжки
будут для нее знаками чести. Что ее отношения с ее мужем изменятся и
совсем не так, как она думает. Мне бы хотелось, чтобы она поняла, как
сильно можно любить мужчину, который осторожно посыпает присыпкой
твоего ребенка и который никогда не отказывается поиграть с ним.
Думаю, она узнает, что такое влюбиться заново по причине, которая
сейчас покажется ей совсем неромантической. Я хотела, чтобы моя дочь
могла почувствовать ту связь между всеми женщинами земли, которые
пытались остановить войны, преступления и вождение в пьяном виде.
Я хотела описать моей дочери чувство восторга, которое переполняет
мать, когда она видит, как ее ребенок учится ездить на велосипеде. Я
хотела запечатлеть для нее смех малыша, впервые дотрагивающегося до
мягкой шерстки щенка или котенка. Я хотела, чтобы она почувствовала
радость настолько животрепещущую, что она может причинять боль.
Удивленный взгляд моей дочери дал мне понять, что у меня на глаза
навернулись слезы.
-- Ты никогда не пожалеешь об этом, -- сказала я наконец. Потом я
дотянулась через стол до нее, сжала ее руку и мысленно помолилась за
нее, за себя и за всех смертных женщин, кто посвящает себя этому
самому чудесному из призваний.
Поделитесь этой историей с мамой, которую вы знаете или со своими
подругами, которые когда-нибудь будут мамами.
И пусть с вами всегда будут те, кого вы любите.
На белом свете не существуют талантов без легкого привкуса безумия.
Джин-Лу Тринтигнант
Обращайте внимание ребенка на разные звуки, всегда называя их источник: телефон, дверной звонок, папины шаги, дождик, вода, текущая из крана, лай собаки и т. д. Реагируя на звуки, маленький человек учится слушать, а это очень важно для развития речи.
• Поиграйте со шляпой
Дайте малышу вашу шляпу, пусть он постарается самостоятельно надеть ее. Отыскивая собственную головку, ребенок больше узнает о самом себе. Поиграйте таким образом с разными шляпами или даже с круглой пластмассовой вазой. Пусть этот модник полюбуется на себя в зеркало -- собственное отражение вызовет у него восторг.
• Разные "языки”
У восьмилетнего малыша появляется интерес к животным. Дайте ему рассмотреть разных пластмассовых зверей, расскажите, кто это, и продемонстрируйте, какие звуки они издают: "Собачка говорит: "гав, гав"! Где у нас собачка?"
• Игра "в прятки"
Малыши любят игры, в которых нужно прятаться и искать. Спрячьтесь за стулом, и пусть ребенок, подползая, попробует вас найти. Потом пусть малыш сам попробует спрятаться, а вы его ищите.
• "Делай, как я"
Поиграйте с ребенком в "делай, как я". Бейте в "барабан", хлопайте в ладоши, машите рукой, дуйте, "дирижируйте оркестром", пусть малыш повторяет ваши движения.
• Игрушки в вазе
Большая пластмассовая ваза с круглым донышком внесет разнообразие в детские игры. Малыш может одной рукой держать вазу, а другой складывать в нее маленькие шарики или мячики. Если ваза не слишком устойчива, игра становится еще увлекательнее.
• Прозрачные и непрозрачные барьеры
Когда ребенок научился играть в разнообразные "прятки", попробуйте еще один вариант. Положите игрушку за каким-нибудь прозрачным барьером. Понаблюдайте, что будет делать ребенок. Попытается ли он достать игрушку прямо, сквозь барьер, или обойдет преграду?
• Игра с пасхальными яйцами
Положите пластмассовые пасхальные яйца в коробочку для яиц. Передвигая яйца, малыш получит свой ранний урок в арифметике.
От 9 до 10 месяцев:
• "Осязательная" игра
Дайте вашему малышу коробочку с различными кусочками ткани, которые ему будет интересно трогать. Обязательно положите туда лоскутки грубой, жесткой материи и гладкой, шелковистой. В хорошо подобранный набор можно включить маленький квадратик линолеума, игральную карту, большую пробку, кусочек бархата или атласа и губку. Вынимая из коробки кусочки этих предметов и вкладывая их туда обратно, ребенок начинает различать материалы осязательно.
• Переверните игрушки
Разложите перед ребенком игрушки, перевернув их вверх ногами (надример, плюшевый медвежонок окажется стоящим на голове и т. д.). Посмотрите, исправит ли малыш "положение" своих друзей.
• Липкая лента
Приклейте кусочек липкой ленты к тыльной стороне детской ладони. Ребенку будет интересно отрывать эту ленту.
• Дайте ребенку "пирамиду"
Если ребенок хоть один раз надел "кольцо" на стержень пирамиды, он будет делать это снова и снова Игру можно сделать еще интереснее, если стержень качать из стороны в сторону.
• Перевернутая кастрюлька
Опрокиньте кастрюльку вверх дном и дайте ее ребенку. Понаблюдайте, сообразит ли он, как нужно ее перевернуть. Ваш ребенок уже многое знает о том, как должны быть расположены предметы.
• Поиграйте в "дай мне игрушку"
Положите в коробку три разные игрушки. Назовите одну из игрушек и попросите ребенка дать ее вам. Если он сделает это правильно, изобразите шумный восторг.
• Вытягивание шарфиков
Возьмите несколько цветных шарфиков и свяжите их вместе. Пропустите шарфики одним концом в картонную трубку, пусть малыш протащит через нее все шарфики. Понаблюдайте, сможет ли ребенок запихнуть шарфики обратно в трубку.
От 10 до 11 месяцев:
• Разговор через трубку
Поговорите с ребенком через картонную трубку, стараясь изменить голос. Вас удивит, с каким вниманием ребенок будет вас слушать, потом подурачьтесь, произнеся в трубку какие-нибудь звуки: ба-ба-ба или ма-ма-ма! Дайте трубку малышу. Возможно, ему захочется повторить эти звуки.
• Детские кубики
Сделайте несколько красных картонных кубиков и один желтый (хорошо подходят для этой цели 250-граммовые молочные упаковки, обклеенные липкой бумагой). В желтый кубик положите колокольчик. Понаблюдайте, сможет ли ребенок, отыскивая кубик с колокольчиком, отличить его по цвету.
• Поищи и найди
Спрячьте под подушку часы или маленький радиоприемник. Ребенок будет искать часы, прислушиваясь, где тикает. Такой опыт будет совершенствовать его умение слушать.
• Время для музыки
Возьмите коробку из-под крупы и превратите ее в детский барабан. В качестве палочки дайте малышу деревянную ложку и покажите, как ею бить по коробке.
• Катание машинки
Покажите ребенку, как толкать маленькую машинку или грузовичок, чтобы они ехали по полу. Через некоторое время малыш научится так подталкивать машинку, что она долго будет катиться сама.
• Поиграйте в телефон
Возьмите игрушечный телефон и "поговорите" с ребенком, а потом дайте поговорить ему. Играя в "телефон", малыш начнет получать удовольствие от разговора. Еще лучше отключить настоящий телефон и поиграть с ним, хотя тут могут быть свои неудобства. Ребенок может захотеть снова поиграть, когда телефон не будет выключен.
От 11 до года:
• Покормите куклу
Наденьте на руку игрушечного зверька. Дайте малышу мячик и попросите его покормить игрушку. После того как вы покажете ребенку, как это делается, он поймет, о чем вы говорите.
• За окном
Если вы услышите, как летит самолет или поет птичка, поднесите ребенка к окну и расскажите ему о том, что там видно.
• Через тоннель
Дайте игрушечной автомашине проехать через картонную трубку. Ребенок будет с нетерпением ждать, когда она появится в другом конце тоннеля.
• Наденьте куклу на руку
Дайте малышу на руку куклу, и пусть он заставляет ее двигаться.
• Игрушка с ленточкой
Привяжите разноцветные тесемки к двум самым любимым игрушкам вашего ребенка, например к машинке и к мишке. Положите их на некотором расстоянии от малыша, так чтобы он мог достать их, только дернув за ленточку. Попросите его дать вам сначала мишку, а затем машинку. Вскоре он научится доставать нужную игрушку. Попробуйте поиграть, спрятав сначала одну, а затем обе игрушки, так чтобы малышу были видны только ленточки.
• Заводная игрушка
Ребенок учится играть с игрушками, которыми можно управлять. Дайте ему машинку, наверху у которой есть рычажок. С помощью этого рычажка малыш может регулировать ее движение.
• Стул вместо ходунков
Если малыш начал ходить, покажите ему, как держась за маленький легкий стульчик, передвигать его по комнате.
• Пусть малыш, покатает коляску
Если ребенок только учится ходить, дайте ему покатать маленькую коляску. Это полезное упражнение, с помощью которого ребенок учится поддерживать равновесие и вовремя останавливаться. (Чтобы легкая коляска стала более устойчивой, положите в нее тяжелую книгу.)
• Игра в мяч
Подтолкните мяч, так чтобы он покатился по направлению к ребенку, и пусть малыш вернет его вам обратно. Пойте песенку и играйте в мячик, стараясь поддерживать ритм.
• Заверните игрушки
Оберните игрушки фольгой или бумажным полотенцем, и пусть ребенок развернет их. Не завязывайте их тесемкой или лентой.
• Игра теней
В солнечный день возьмите малыша на прогулку и покажите ему, как двигаются тени. Встаньте на его тень, а он пусть встанет на вашу.
• Брось горошину
Дайте ребенку сухой горох и большую миску или ведерко. Покажите, как нужно высыпать горох в миску.
• Мамин помощник
Дайте ребенку губку, чтобы он помог вам вытереть свой стол и стул.
• Маленький стульчик
Детям, которые научились ходить, нравится сидеть на маленьком стульчике или скамеечке. Постарайтесь найти в доме маленький детский шезлонг или стульчик с подушечкой. Он должен быть достаточно широким, чтобы малыш мог взобраться на него, а затем повернуться. Детям иногда трудно сразу удобно сесть на стульчик.
• Выскакивающая игрушка
Теперь, когда у ребенка достаточно развита координация движений, ему нравится ударять по предметам, реагирующим на его действия. Существует много игрушек с фигурками внутри, которые выскакивают наружу, если по ним сильно стукнуть.