Он плачет от падения шляпы или игрушки. Он трепещет, когда вы повышаете на него голос. Он, кажется, имеет необычайно острую интуицию. Перед тем как списать это на детскую гиперболизацию, постарайтесь учесть тот факт, что такое поведение может быть врожденным. Высокая степень чувствительности - часто физиологическая реальность, с которой некоторые дети рождаются. Кто-то может сказать вам, что причина такого поведения в недостатке уверенности или социальных навыков, однако на самом деле высокочувствительность - нечто такое, над чем вы, как родители, никогда не имеете контроля.
Высокочувствительные дети имеют необычные, иногда преувеличенные, реакции на явления. Они не действуют так, как типичные дети в подобных ситуациях. К сожалению, в нашем обществе, это часто воспринимается как слабость. Но многие эксперты полагают, что все как раз наоборот. Реальность такова, что чувствительные дети имеют дар. Они способны воспринимать мир на более высоком уровне, чем среднестатистические дети. Что выделяет высокочувствительных детей? Необходимо развивать
• Является ли ваш ребенок очень чувствительным к эмоциям? У него отличное обоняние или слух? Чрезвычайно чувствителен к боли?
• Ваш ребенок иногда бывает ошеломлен эмоциями? Он переживает обширный и интенсивный спектр эмоций? Он иногда так взволнован, что пытается спрятаться?
• Ваше дитя углубляется в суть явлений больше, чем ровесники и даже взрослые? Он задает проникновенные вопросы, много размышляет о себе и своем опыте?
• Или проявляет чрезвычайное внимание к окружающим вещам? Он замечает перемещение небольших предметов домашнего обихода или незначительные изменения в других людях, такие, как стрижка, например?
• Или проявляет особую чувствительность к эмоциям другим людей? Замечает, если кому-то скучно, и пытается помочь? А может он особенно переживает за чувства животных?
Узнать, что у вас высокочувствительным ребенок, может быть не сложно. Не трудно понять, но трудно принять. Не отчаивайтесь! Это хорошо, что вы узнали на ранней стадии и можете принять меры, чтобы помочь ему справиться с миром, который на него давит. Существуют следующие подсказки для родителей, чтобы помочь своим детям поддерживать их чувствительность и уверенность, а не показывать, что они не похожи на других детей:
• Меняйте ваше поведение, а не ребенка. Не пытайтесь заставить его адаптироваться к требованиям общества. Любите и принимайте вашего высокочувствительного ребенка без всяких условий. Вы не можете изменить его природу. Ребенок должен знать, что вы любите его независимо от того, как он воспринимает или реагирует на мир.
• Будьте партнерами. Работайте с ребенком, чтобы создать механизмы безопасного взаимодействия с миром. Например, ребенку, возможно, более просто взаимодействовать со сверстниками один на один, чем в больших группах, поэтому запланируйте индивидуальные встречи, чтобы ребенок ближе познакомился с несколькими одноклассниками.
• Ориентируйтесь на сильные стороны. Помогите ребенку понять, что он воспринимает мир более глубоко, чем большинство детей, и помогите ему увидеть в этом силу. Ребенок может заметить вещи, о которых большинство людей не подозревает, имеет лучшее представление и концентрацию, может быть одаренным учеником, или сопереживать и быть чувствительным к другим.
• Вносить изменения понемногу. Если вам нужно внести коррективы в среду вашего ребенка, делайте их постепенно. Он будет чувствовать себя менее неопределенно.
• Побуждайте, но не заставляйте. Большинство высокочувствительных детей очень огорчаются, когда они должны принять решение. Они часто отвергают возможности из-за страха. Иногда лучшее, что вы можете сделать, это подтолкнуть вашего ребенка идти на риск или попробовать что-то новое. То же самое касается наказания. Он будет лучше реагировать на ваше нежное исправление своего поведения, а не на крик. Если ваш высокочувствительный ребенок знает, что вы поддержите его и будете любить независимо от того, что он чувствует, у него будет меньше колебаний в новых ситуациях, и будет меньше стеснения или непринятия риска. Вы можете помочь своему ребенку поладить с миром и преодолеть его тяготы и расстройства. Высокочувствительный или нет - время от времени все дети нуждаются в безопасной родительской поддержке.
Высокочувствительный ребенок, как и
(
В младенчестве этот ребенок практически постоянно плачет и часто не спит ночами. Ему доставляет неудовольствие многие и разные вещи вокруг него. Иногда даже родители, которые хотят его успокоить, являются источником раздражения. Например, априори считается, что если ребенка обнимать и укачивать, то это всегда хорошо. Но высокоэмоциональному ребенку в конкретный момент может не хотеться быть обнятым или укачанным. Ему хочется, чтобы его положили в кровать и убрали свет ночника (или наоборот включили). Это уберет дискомфорт, который он испытывает.
Родители же начинают его качать, сильнее обнимать и т.п. Ребенок вопит еще сильнее. Иногда у родителей уходит довольно много времени, чтобы понять, в чем дело, и что конкретно надо предпринять. Так получается не от того, что родители нечувствительны к своему чаду, а потому, что комбинация "неприятного" для ребенка может быть очень необычная. Кроме того, младенец не может сам выделить из общего чувства неудобства какие-то отдельные раздражители и намекнуть окружающим: "Уберите это и принесите то". Ему просто плохо и он кричит.
Когда ребенок начинает ходить и играть, родители, которые планируют, что "будет уже легче", обнаруживают, что стали практически заключенными рядом с малышом. Все, что происходит вокруг, оказывает на ребенка довольно сильное воздействие. Он всегда довольно требователен к тому, чтобы мать играла с ним в игры, которые он сам предложит. Но родитель должен играть так, как ребенок представляет у себя в голове. При этом он не склонен объяснять свои планы и видение забавы. Просто они должны быть сами по себе, по умолчанию, такими, как он хочет. Если родитель делает какое-то неосторожное движение в сторону от плана ребенка, тот может разрыдаться и оставаться расстроенным до конца дня.
Расстроить может все, что угодно. Даже по какой-то неведомой причине, которая никогда не звучала, ребенок может решить, что на завтрак будут блины. А там сырники! И это просто невыносимая несправедливость. Утром хотелось солнца, а там дождь.
Кроме того, на поведение и самочувствие такого малыша очень сильно влияет окружающая среда. Все избыточные звуки, свет, цвет, вкус, запахи, текстура или взаимодействия с окружающими, могут привести малыша в довольно возбужденно-негативное состояние. Чтобы понять почему, представьте, что вы живете в центре стройки, где стучат, ходят люди, разговаривают, шаркают ногами, где пахнет всякой химией. И эта стройка никогда не прекращается и не замолкает.
Несмотря на свою чувствительность и эмоциональность, дети могут быть агрессивны к товарищам по песочнице. Они с трудом делятся своими игрушками и могут напасть на желающего даже посмотреть машинку. Во-первых, это его собственность; во-вторых, у него свои планы на машинку; в-третьих, машинку можно испортить. Даже маленькая царапина может изменить в игрушке буквально все.
Такие дети часто имеют фобии. Тематика может быть совершенно необъяснимая. То есть это не то, что ребёнок видел и испугался. Дело в том, что такие дети одарены большой и яркой фантазией, соединенной с глубоко эмоциональными переживаниями. Они не любят рассказывать о том, что у них в голове, потому что это сопровождается полным погружением в образы, и их эмоции при этом не всегда окрашены положительно. По этой же причине такой ребенок отказывается перессказать, что было в садике или в фильме, который он смотрел в кино.
Но вот эти самые фантазии могут послужить почвой и базой для развития фобий. Ребенок ни с того, ни с сего может высказать опасение, что из слива ванной выползет змея или в темном углу у лифта прячется крокодил. Никакие рассуждения на тему, что этого быть не может или "откуда они там взялись", не помогают ребенку успокоиться. Он может ни с того ни с сего начать прятать еду по углам или игрушки без всяких объяснений. Он-то знает, согласно своей фантазии, откуда эти ужасы могут взяться, и почему надо все прятать, просто не говорит об этом родителям. И не из-за того, что родители не поймут. Слишком страшно вообще об этом с кем-то говорить.
Ближе к школьному возрасту все дети начинают осознавать, что у других тоже есть эмоции. Более того, что их эмоции могут вызывать эмоции у других, а эмоции других могут обратно вернуться к ним. Это сложно и потрясающе. Мама может расстроиться, если ты разозлился на бабушку и сказал ей какие-то глупости. А от того, что мама расстроилась, можно почувствовать себя пристыженным.
Что же касается высокочувствительных детей, то это открытие ими овладевает с полной силой. Тантрумы-истерики 2-3-х лет опять возобновляются. Только теперь ребёнок может быть просто захвачен эмоцией окружающих. Он может рыдать над книжкой, над мультиком, над чьей-то царапиной. Может быть испуган потому, что испуганы другие. Такие дети "притаскивают" из садика новые фобии. Они начинают бояться пауков потому, что другие их боятся. Могут начать бояться, что "папа возьмет ремень и выпорет меня", хотя папа отродясь этого не делал и даже не планирует. Неудивительно, что с какого-то момента дети начинают ограждать себя от перевозбуждения и начать сокращать круг приятелей.
В целом, дети такие очень сообразительны и любят учиться. Но очень многое зависит от детского коллектива и учителя. Любая регулярная недоброжелательность может привести к ухудшению успеваемости. Если кто-то передразнил его чтение, смеялся над ошибкой или высказал общение негативное соображение о нем, то в следующий раз он может вообще отказаться читать или идти в школу.
Иногда у таких детей может развиваться своя система ценностей, по которой они себя судят. Например, девочка может сказать: "Оля в школе сказала, что я глупая и противная. Но на самом деле это неправда. Меня многие любят и я хорошо учусь" - и родители могут вздохнуть спокойно. Такая умничка, она все поняла и разобралась! Но уже через пять минут девочку уже могут занимать вопросы, а будут ли с ней дружить другие дети, раз она "глупая и противная". То есть ценности могут быть верными, но нестойкими и зависеть от внешних влияний.
Такие дети так же склонны к черно-белому мышлению. Нюансы могут решать все. Это как если бы кто-то находился в освещенной комнате и видел все ясно и четко, а потом вдруг внешние обстоятельства этот свет выключили. Что делать? Ничего непонятно, натыкаешься в темноте на предметы, залезаешь рукой в горшок с цветами.
Как уже говорилось выше, такие дети хорошо и охотно учатся, но у них существуют проблемы с восприятием. Мир они видят фрагментарно, так как их может эмоционально перегрузить какая-то отдельная деталь, а на все остальное у них не хватает энергии. Для примера: им может не понравиться поход в цирк, потому что у клоуна был красный отвратительный нос. После носа их уже не привлекало ничего, потому что нос занял все доступное место в голове. По этой же причине им бывает трудно писать изложения и усваивать какие-то сложные концепции. Таким детям в этой области нужна дополнительная тренировка.
Благодаря этой фрагментарности восприятия мира они могут быстро составлять негативное мнение о человеке, и их потом довольно трудно переубедить в обратном. Из-за высокой эмпатичности дети очень метко подмечают отдельные черты незнакомцев, но после этого отказываются рассматривать другие стороны этого человека. Это часто препятствует хорошей социализации, которую они сами довольно тяжело переживают.
[url= http://letidor.livejournal.com/148170.html?page=2#comments]взято отсюда[/url]
Как Богданчик мне помогает (то, что реально облегчает жизнь))):
- приносит Нине горшок
- везёт тележку в магазине и выкладывает продукты на ленту (Нина в рюкзаке у меня, нагибаться неудобно)
- придерживает дверь спинкой, когда я с коляской
- включает комп (не приходится лезть под стол)
- вытирает со стола, если пролил
ну и так, принеси-подай, если в хорошем настроении)))
А раньше, когда был совсем мелкий, был огрооомный интерес к домашним делам: помыть пол, посуду, зеркала....Только вот убирать после такой активности приходилось долго. Сейчас зато папины дела в большом почёте: собрать мебель, прибить, прикрутить что-то, чинить велик. Причём Вовка говорит, что помощь от Богданчика реальная есть и послушный он становится тогда как овечка)))
Решить следующие задачи в воспитании Богдана:
- ориентировка в пространстве квартиры. Провести игру "Путешествие" (составь маршрут)
- встреча гостей и подарков в День рождения. Сюжетно-ролевая игра с проговариванием общепринятых вежливых фраз (здравствуйте, приветствую всех, угощайтесь, спасибо). В процессе игры обратить внимание на чувства и эмоции, испытываемые при общении (радость, восторг, интерес, удовольствие), а также физическое состояние (бодрость - хочется прыгать, бегать и т.д, и в противоположность усталость - нет сил,появляется раздражение, недовольство.) Обыграть все чувства, эмоции, ситуации при помощи игровых персонажей
- разучить совместное выступление (песня ДДТ "Осень")
Ход:
На цветном картоне Богдан раскатывал пластилин с помощью скалки, а затем оставлял различные отпечатки (в основном с помощью колёс от машин). Далее сынок перешёл к свободному манипулированию с материалом, а именно: скатывал в трубочку, колбаску, мял, рвал, получал из общей массы разрозненные кусочки и наоборот, закреплял навыки катания шарика из пластилина.
Дальнейшая работа :
попрактиковаться в аналогичных действиях (рвать, мять, скатывать, оставлять отпечатки) с другими материалами - мягкой бумагой или салфетками
Недели две назад с Вовой Нина переворачивалась с живота на спину, лёжа на кровати. Потом она перестала повторять такой трюк, но сегодня опять начала переворачваться и радоваться данному достижению.
Сегодня Нино потянула ручки к игрушке и попыталась захватить её. Её очень удивило то, что она может кправлять своей рукой.
Сегодня в больнице Ниночка впервые улыбнулась. Сначала доктору, а потом мне. Растёт и развивается!
На новогодних каникулах Вова захотел поставить Богдана на горные лыжи, и для этого сагетировал своего отца, деду Гену, поехать вместе с Богданом за лыжками. Когда они приехали в магазин Богдану не понравилась такая затея. Они долго ходили выбирали и в самом конце Вова решил примерить ему ботночни. Богданужасно не понравилось, что ботинки такие тяжёлые и что они так туго одеваются. Поэтомы Вова купил ему ботиночки просто по размеру нбез примерки (16,5 см). В то время Богдан был немного заинтересован в том, чтобы начиться кататься на лыжах, но всяческие манипуляции и лишние движения были ему противны. А ещё предстояло купить сами лыжи. Купили они их где-то на Дмитровском шоссе.
Вечером этого дня Вова пытался надеть на Богдана ботинки. Богдан всячески отбрыкивался. Тогда Вова стал просто показывать как ботиночки крепятся к лыжкам и отцепляются, После получаса уговоров Богдан всё равно отказался одевать боты. (
На следующий день (7 января) мы решили попробовать поставить его на лыжи в Кузьминском парке. А 8-го Вова планировал ехать сосвоими родными и Богданом в Волен. И как-то между делом Вова сказал: "Ну если он сегодня не будел кататься, то я и в Волен его брать не буду." А Богдану хотелось поехать кататься на горных лыжах. Вова утверждает что на Богдана подействовала его брошенная просто так фраза, а мне кажестя что Богдану просто не хотелось без толку надевать ботинки с лыжами. Как бы то ни было в парке он надел ботиночки и с удовольствием катался за верёвочку. Прогулка длилась не более 40 минут. Но за это время он подновострился правильно стоять на лыжах (стойка у него по умолчанию была правильной :-о )
8-го нои благополучно отправились в Волен и там Богдан сделал свои первые спуски. Интересно что пока Богдан стоян на горе с Вовой Богдан не собирался ехать с горы, он отвлёкся на посоянно взлетающие-садящиеся вертолёты. Но когда Вова пошел в машину отнести свои лыжи Богдан поехал с дедой Геной. В конце катания Богдан спустился с горы высотой как наш дом! Он был очень рад!!!
На следующий день я поеала вместе с ними и увидела интересную картину. Богдан, ручки на коленочках, едет с горы прямо вниз. Скорость его не пугает ему хочется просто ехать с горы.А вот у Вовы совсем другое представление о катании. И вот как это выглядело: Богдан пока едет прямо едет нормально, а вот когджа Вова пытается его повернуть он падает. Было хорошо видно, что еме не интересно поворачивать. Потом он мне так и сказал: "Я ехал прямо, а когда папа мнея поворачивал я падал, потому что не хотел ехать медленно".
Потом Вова ездил с ним в Кузьминский парк, потом в дзержинский, ну а потом (я в это время лежала в роддоме после родов Нины) в Степаново.
В Степаново Богдан по Вовиным словам катался отменно для своего опыта. Сначала Богдан тормозил тем что просто заваливался на бок или на попу. Но потом Вова объяснил, что так тормозить можно только в экстренных случаях, во всех остальных лучше поворачивать или тормозить плугом. В итоге оннаучился тормозить плугом и поворачивать. Как только он понял как тормозить плугом он просто раза три спустился с горы плугом. И Вова показал ему как набирать скорость и как тормозить. Затем само сабой Богдан научился поворачивать.
Итогом его катания послужил ролик, в котором Богдан катится с горы сам без какой-либо поддержки за Вовой. И ниразу не упал! Это придало Богдану великой уверенности в себе!
Потом Вова, Богдан и дядя Дима ездили в Волен и катались с совсем крутых склонов.Они хотели записать несколько видео роликов о том как катается Богдан, но Богдан постоянно падал. Он очень переживал. Видно как он старался Вова говорил что когда он падал и Вова его поднимал Богдан не переставая говорил, что он больше не будет падать, но всё равно падал и падал. Каким-то образом им пришлось скатиться с чёрной горки. Вова держал Богдана между ног и не давал упасть, да и сам пытался не размазаться. Они благополучно скатились и Богдану это очень понравилось!!! Он начал просить ещё! И они поехали. Но не так удачно как первый раз. :-( Вова упал, перелетел через Богдана и подвернул ногу. А Богдан отделался всего лишь снегом на лице. На следующий спуск богдан сам поехал с красной горы! (Видимо он был очень уверен в своих силах) Спускался как обычно с падениями после 3-4 поворотов. Но в конце, когда надо было ехать к подъёмнику он сильно разогнался и въехал в целену. Вова не успел его подхватить буквально 1,5 секунды и Богда эпически упал. Он заплакал (Вова предпологает что первопричина это снег на лице, а вторая это шок от неудачи) он долго не хотел вставать и с ним было сложно до чего-либо договориться. Мы читали что после такого дети часто пугаются лыж надолго, он Богда начал просить скатиться ещё, но просто с учебной. На которой он учился кататься ещё с дедом Геной. Богдан требовал держать его за ручку и отказывался ехать один. Он скатился 5 раз ни разу не упав, почти не тормозя и немного поворачивая. Что оставило позитивное впечатление о горных лыжах.
Итог катания в Волене:
1. Его последнее падение развило его представление, что он супер крутой лыжник. Он понял, что ему надо ещё учиться.
2. Учиться надо днём.
3. Учиться надо в Степаново.