04сентября выйдет статья о нас в газете Этаж новостей. :-D
Раннее развитие сейчас на слуху, пожалуй, у каждого второго родителя. И почти никого оно не оставляет равнодушным. Одни с завидным энтузиазмом бросаются изучать все методики и тут же применяют их на своих детках, другие, окунувшись, в многообразие техник, карточек, фамилий теряются и решают что это слишком сложно. И есть родители, которые категорически не приемлют данное направление по убеждению в его полной «бессмысленности» (да что он там понимает в полгода?!), либо под чадозаступнеческим девизом: «Не лишайте ребенка детства»! (можно еще добавить - изверги) забрасывает его игрушками и требует насладиться каждой минутой детства, ведь впереди такая сложная жизнь!
Так давайте, попробуем разобраться в этом таинственном понятии - «раннее развитие».
Хочу сразу оговориться, что я излагаю только лишь свое субъективное мнение по данному вопросу. Никому его не навязываю и осознаю факт существования людей, которые против. Но если кто-то после прочтения данной статьи изменит свое мнение в сторону «ЗА», знайте, что как минимум на одного счастливого человека станет больше (это буду, конечно же я, и кстати, ваш малыш тоже, тогда нас уже двое… а еще Вы, ведь результаты положительной динамики и успехов вашего ребенка не смогут вас не порадовать,… в общем, вы поняли)) Хорошо будет всем)
Так вот, как нетрудно было догадаться, Я ЗА раннее развитие. Кстати, дальше, когда все-таки мы поймем что это за зверь такой, многие мамы, папы, тёти и дяди и даже самые скептически настроенные родственники поймут, что они занимались или занимаются этим самым развитием со своими любимыми детками, просто, не знали, что это так называлось))) Чесно-честно!!!))
Начнем. Мое первое личное знакомство с РР состоялось несколько лет назад с метода Г. Домана и его знаменитых карточек. Дальше сыграло любопытство (профессиональный интерес помножился на материнский. Я как раз стала мамой очаровательного сынишки) и пошло поехало. Г.Доман, Никитины, М.Монтессори, С. Лупан, Н. Зайцев. Голова кругом! Везде потрясающие результаты. И так хочется все это богатство дать своему ещё ничего не подозревающему и мирно спящему сыночку. А кто лучше ?! И почему их так много? В общем, вопросов в голове было столько, что я не могла спокойно спать. Думаю, вы меня понимаете. А знаете, еще есть такое явление как родительское честолюбие) И, что ни говори, при всей своей лояльности и толерантности я уже видела своего сына то на пьедестале вручения олимпийского золота, то на вручении нобелевской премии, ну и от Тэффи не отказались бы. В общем, фантазия разошлась не на шутку. Но, конечно же, даже при таких амбициях я не собиралась насильно заставлять своего тогда еще трехмесячного сынишку реализовывать все свои фантазии. Так что сторонники группы «Не отбирайте у детей детство» можете выдохнуть и разжать кулачки. Сына я не истязала.
Наиболее полную картину и структуру в моей голове помогла сформировать книга Масару Ибуки «После трех уже поздно». Знаете, еще в институте мы, конечно, проходили такие дисциплины как физиология высшей нервной деятельности и анатомия ЦНС, и, конечно, нам говорили, что к ТРЕМ годам формирование головного мозга на 70% уже завершено. Вы можете себе это представить?! НО! Когда становишься мамой, то сухие цифры и показатели оживают в твоем ребенке. И совсем по-другому их воспринимаешь. Т.е. выходит, что время до трех лет - это время заложить фундамент для строительства всего, что будет потом. И поэтому так важно его не пропустить.
Конечно, я нисколько не хочу обидеть или напугать тех родителей, кто не сидел с карточками Домана перед своими трехмесячными детьми. Это не значит, что ваши детки ничего не добьются. Дай им Бог блестящего будущего! Но сами подумайте, если есть возможность заложить фундамент под строительство многоэтажки, да по технологиям, которые помогут ему выдержать и землятресения и сильные ветра? Заманчиво? Ни этого ли хотят родители для своих детей? Чтобы они были сильными, умными, веселыми, общительными (или коммуникабельными, кому как больше нравится), творческими, способными четко и ясно оформить свою мысль в грамотную и стройную речь. Красиво, да? И вы можете дать им все это. Ведь нашим детям жить после нас. Мы не сможем вечно ходить рядом и говорить «это можно», а «это нельзя». Самое главное - научить ребенка мыслить и жить в гармонии с собой. Настоятельно рекомендую к прочтению книгу «После трех уже поздно». Есть чудесная аудиоверсия, если нет времени на чтение, вы можете её прослушать пока ведете свой автомобиль или едете в автобусе на работу, или когда моете посуду. В общем, в любой удобный для вас момент. Книга очень доброжелательно написана и оставляет приятное светлое чувство после прочтения или прослушивания.
И все же… РР - обучение или мучение? Пожалуй, каждый из нас при слове «обучение» вспоминает свои школьные годы. Как правило, это воспоминания о партах, учебниках, контрольных, об учителях (я вот некоторых с содроганием вспоминаю)и, конечно, это страх перед ошибочным ответом, «двойкой» и разговором с родителями после родительского собрания. Кто это время вспоминает с улыбкой - вы счастливчики, а может, даже и марсиане! И вам не понять нас, простых смертных. Если, честно, учиться мне нравилось всегда. А вот ходить в школу … нет. Потому что учёба и школа, это не одно и тоже. Учёба - это процесс познания нового, а школа - СИСТЕМА со всеми её составляющими. Так вот! Наших малышей годовасиков никто не собирается ставить к доске, устраивать допрос об устройстве Вселенной, а потом беспощадно пороть розгами, в случае неверного ответа. Или, не дай БОГ! Он вообще вас не слушал, а ковырял палкой в песке, ну или засовывал кашу себе в ухо. Кстати, в последнем предложении и кроется разгадка или, наоборот, загадка РР. Годовалого малыша невозможно «ПЕРЕГРУЗИТЬ»! У них есть потрясающая природная реакция организма. Они просто не будут делать то, что им неинтересно или нежеланно. Тот, кто хоть раз пытался накормить ребенка кашей (которую он не любит) или заставить выпить лекарство, или объяснить, что нужно постоять в очереди еще 25 минут и только потом можно пойти на площадку играть, меня хорошо поймет. Потому что НЕ БУДЕТ ребенок есть эту вашу кашу, не будет пить он лекарство, и не будет стоять мирно в очереди, ведь он хочет играть!!! НО! Если вместо ложки с кашей в ротик отправится вагончик с космическим топливом для космонавтов, вместо лекарства - волшебное средство для сильных и смелых, а ожидание в очереди использовать для любых речевых игр, то ваши шансы в этом диалоге значительно возрастают! И тут мы нашли «золотой ключик» всей концепции раннего развития. Это ИГРА! Только лишь в игре, удовлетворяя природное неиссякаемое любопытство вашего чада, вы сможете его научить всяким интересным и полезным штукам.
РР не ставит перед собой цели вырастить гения или вундеркинда. Хотя количество одаренных детей, воспитываемых по данному принципу достаточно велико. РР - способ показать ребенку всё многообразие окружающего его мира. Рассказать как много прекрасного и сложного в нем есть. И самое главное, что ребенок - это не отдельно существующая единица, живущая только лишь в мире игрушек, он является частью этого мира. И очень важной частью! Как много он может сделать сам! Как многому можно его научить. Легко, играючи, незаметно. Ведь отрезок детства такой короткий. Мы живем в мире, где царят скорость, информация и высокие технологии. Сейчас дети в первом классе пишут рефераты, защищают проекты на социально-острые темы. И представьте, насколько непривычно и трудно будет ребенку попасть в такую среду из мира, где его основной задачей было лишь играть в игрушки и не мешать взрослым. А теперь, так быстро и так стремительно ему нужно влиться в этот ритм, успевать и не огорчать родителей плохими результатами, ведь он теперь ВЗРОСЛЫЙ! Где тот рубеж, когда ребенок из свободного создания превращается во ВЗРОСЛОГО, который всем уже столько должен?! Учителям, родителям, сверстникам, себе, в конце концов!
Все, что происходит с ребенком до 3х лет, до того момента, как начинается активная социализация (поступление в детский сад) мы, родители, можем дать ту мощную базу, на которой будут строиться все остальные навыки. Невозможно на расстроенном пианино сыграть красивую мелодию. Не возможно без активного и широкого словарного запаса написать красивый захватывающий роман. Для всего этого нужна основа. Её и дает раннее развитие.
Когда вы с малышом играете в пальчиковые игры (сорока-белобока, идет коза рогатая и т.д.), вы не только устанавливаете контакт, не только весело проводите время и наслаждаетесь заразительным смехом вашего ребенка, вы помогаете развивать его мозг. Мелкая моторика- ключик к развитию головного мозга. Каждый контакт, каждое усилие, когда ваш малыш попадает проволочкой в бусинку или цепляет прищепку, все это создает огромное количество новых нейронных связей в головном мозге. А чем их больше, тем больше возможностей они создают для самого ребенка. Лепка, рисование, ритмичные упражнения под музыку, все это помогает ребенку расти, развиваться так легко и с такой пользой.
К сожалению, мы не всегда можем уделять необходимое время нашим детям. Жизнь диктует определенные условия,и мы уже спешим на работу, тратим огромное количество времени на решение социально-бытовых проблем. И наши дети порой оказываются предоставлены сами себе. Мамы часто испытывают чувство вины перед своими детьми. И это не делает всех счастливыми. А бывает и так, что женщина, находясь в отпуске по уходу за ребенком, просто теряет себя. Уставшая от бытовых проблем, однообразного распорядка дня, физических нагрузок, даже при постоянном присутствии дома - не может полноценно посвятить своему малышу несколько часов для занятий.
Сейчас на рынке услуг появляется огромное количество детских клубов и психологических кабинетов. В основном, работает направление подготовка к школе. А малыши оказываются не у дел. А ведь им тоже хочется общаться со сверстниками, играть, узнавать новое, обучаться новому. А их чудесным мамочкам иногда как глоток свежего воздуха нужен часик в день, чтобы отвлечься от забот. Отдохнуть и посидеть с чашечкой чая в кафе, поболтать с подругами. Или, наоборот, успеть сделать важные дела, а для малыша такие путешествия слишком утомительны. А порой хочется найти единомышленников в принципах воспитания и обменяться опытом. Поговорить о достижениях своих детей. Поболтать на женские темы. В такие моменты и приходит на помощь команда профессионалов.
В нашем клубе разработаны программы для детей разных возрастов. Курс включает в себя лучшие элементы со всех методик РР. Это позволяет гармонично развивать малыша со всех сторон.
г.Тимашевск, "Академия детского творчества Бо-Бо."