Про раннее приучение к горшку, о "вреде" памперсов, пользу "дрессировки" ...
Приучение к горшкуНапишу сюда, что написала для одного чатика. Сстоялась у нас там бурная дискуссия про горшки...
Про раннее приучение к горшку, о "вреде" памперсов, пользу "дрессировки" и неочевидный "вредный" совет, как помочь преодолеть ночной энурез.
Дорогие все! Возращаяся к нашей недавней бурной дискуссии о приучении к горшку. Во-первых, хочу поблагодарить всех тех, кто участвовал в дискуссии, потому что вы, наконец-то, помогли мне сформулировать мою позицию (теорию) до конца. Наконец-то пазл у меня сошелся.
Напомню, моя позиция, что приучать надо рано, если есть силы и желания,где-то с месяцев 4-5 (пассивно без напряга, можно и пораньше, после "комплекса оживления"), ну и увеличивая активность. Основной этап начнется с того момента, как ребенок начнет ходить. Где-то с +/- 1 год. Начну с того, что я долго размышляла над критикой, которая сводится к тому, что что мол, раннее приучение к горшку - это мамины амбиции, что мозг ребенка ещё не "дозрерл", что это дрессировка, что это как у собак Павлова. Если, что забыла, то добавьте.
Итак. Начну, т.е. продолжу с конца. Т.е. с собак Павлова и дрессировки. Спасибо тому, кто вспомнил этих прекрасных собак, именно они заставили мой мозг работать. В общем, что раннее, что позднее приучение к горшку после 3 и далее лет, по сути является дрессировкой, именно как у собак Павлова. Только в этом нет ничего негативного, а сплошной позитив. Павлов, кстати, как раз изучал у собак выработку "условного рефлекса" на определенные стимулы. Т.е. процесс обучения. Всю теорию рассказывать не буду, Википедия и youtube в помощь. В наше время, кстати, скорее бы вспомнили Илона Маска с его нейролинком и обезьянкой, играющией в компьютерную игру силой мысли. Когда обезьянка выигрывает в игру, то получет подкрепление - банановое пюре. В общем, когда мы приучаем к горшку, что в год, что в 3 и далее, мы дрессируем определенный навык. Вырабатываем условный рефлекс, "хочу в туалет, в пампрес и трусы - нехорошо, а в горшок и унитаз - я молодец". Если опсиался, то мне неприятно (мокрые трусики), мама ворчит, воспитатель недоволен, надо передевать и проч. проч. Это негативная штука. Намного лучше идти от подкрепления позитивных стимулов. Я пописал на горшок. Что до года, что после 3х лет, мама радуется, хлопает в ладоши, танцует с бубном и дает конфетку. Кстати, легко догадаться, что ребенку более раннего возраста выработать этот стимул даже легче, потому что 1. У него нет многолетнего 2-3 года опыта "нормальности" писанья и каканья в подгузник. Вот почему от него надо отказываться (можно не тотально) а постепенно, с 4 -12 месяцев,. У кого когда на это хватит запала. Мы заменили на время на многоразовые подгузники. Это нужно, чтобы ребенок чувствовал вот это вот "пописал-мокро - неприятно". Собственно, дети самого раннего возраста, как правило, пищат и плачут перед пописами. Это естественно. Так как очень долго человечество обходилось без памперсов. и все заинтересованы, решить эту проблему очень быстро. 2. Реакция мамы и окружающих куда более яркая, если у ребенка получилось сделать правильно. Плюс, до 3 лет, дети куда более сильнее зависимы от одобрения и похвалы мамы. Т.е., выработать этот условный рефлекс, т.е. обучить, развить мозг намного легче, чем после 3. 3. Времени больше. Помня, что памперс облегчает жизнь, но, к сожалению, кроет в себе угрозу, нарушения выработки условного рефлекса, ну или формированию правильных нейронных связей в голове (я писаюсь, попка сухая, всё норм), надо с самого раннего вораста оставлять период на нормальное формирование этих связей. Многоразовые подгузники прекрасно для этого подходят (слушайте, может мне их производители могли бы заплтить за рекламу)???)). Ну и просто голопопенье сюда же, на пеленочки специальные. Плюс, хорошо просто подлавливать и радоваться, когда у малыша получилсь. Велика же вероятность, что после сна, после питья и проч., что дите пописает. Ну можно же его подержать над раковиной, если мелкий, ну или уже дружить с горшком, когда бегать научился. Если нанчать рано, то на вырабоку этого навыка больше 3х лет. Норму сейчас чуть-ли не до 7 сделали, так что за 7 лет, точно приучится ))). В общем, можно это всё осуществялть в расслабленном темпе. К тому же, в саду, после 2-3 лет, воспитатель делает тоже самое. Все на горшки перед прогулкой, после прогулки, перед сном, после сна и т.д. 4. Отсутствует негативная реакция родных и не родных))). На самом деле, до 3 лет никому не придет в голову осуждать ребенка, что он описался и проч. проч. А ведь осуждение очень опасно в любом возрасте, и может вызвать комплексы и всякие невротические проявления. "Не думай о рыжей обезьяне, ну и ты о ней думаешь". "Не писайся, не писайся, ах ты такой сякой".. Воспитатели не очень людят писающихся детей, им помимо этого работы хватает... А реакция негативная, так как надо же переодеть и проч. проч. 5. Мама больше настроена на чувствование своего ребенка. Плюс мама может чувствовать, что на самом деле занимается тем самым правильным ранним развитием ребенка. Помогает мозгу, в каком-то смысле, созреть))). А мозг штука сложная, зреет один отдел, это влияет и на другие отделы.
Вот, в целом теория. Отвечу так же о забавной критике, что "мозг не дозрел", и "ребенок до 2-3 лет" это делает не осознанно. НУ так это нормально. Поверьте и в 2, и в 3 года ситуация будет точно такой же. Только немножко более сложной, потому что уже в голове сформирован другой способ справления нужды - в памперс. И почему вдруг это надо менять? Если мне так очень удобно? Что касается моих девочек, им летом будет 2 года. То я совсем откажусь от пампресов в 2. Потому что они у меня ходят на горшок уже осознанно. Но также уже они понимают, что когда они в памперсе, то туда ходить - тоже является "нормально". И переодичеси приносят мне пампресы, вместо трусов ("не парся. не напрягайся мама"). Вообще, я тащусь от этого "мозг не дозрел". Мозг дозреет примерно лет так к 12, когда лобная доля, отвечающая за контроль дозреет. По этому, меня часто удивляют новые "диагнозы" о "незрелости мозга", и необходимости занятий у нейропсихологов. Нейропсихология никому, конечно, не повредит, но причем тут незрелось мозга? Но это я опять отвлеклась.
Ну и теперь, специально вредный совет для Асмик. И для всех, у кого есть проблема писания во сне. Я не говорю, когда это случайно, случайные огрехи, могут быть у каждого. По мне так 1. Над понять, что мы хотим. Чтобы ребенок спал всю ночь, "держал свой мочевой пузырь", в общем утром писал? Или понимал, что надо бы пописать и писал на горшек?В зависимости от этого есть 2 пути решения, которые, кстати, можно совместить. Уж извините, это будет ровно та же тренировка, что была бы раньше,но только гораздо более сложная. Все-таки 2х-летку оттащить ночью на горшок, проще, чем 3-5...ИТак.1. Надо отказаться от памперсов, либо, не отказываясь,Будить ночью пописать. Примерно понимая, что пузырь уже достаточно полный. ПОсле обязательно похвалить и спать уложить. Через какое-то время, ребенок сможет начать просыпаться сам. Но какое время - вопрос индивидуальный. 2. МОжно натринеровать пузырь не писать дольше. Как ни странно, для этогонадо поить ребенка не меньше, а больше. Поите детей очень много днём. Пусть они прочувствуют его вместимость. Ну и со временем время, которое ребенок может не писать, будет увеличиваться. На ночь много поить не надо. А весь день пусть пьют очень много. И ничего, что по началу, будут огрехи. Всё что Вам надо - это сформировть правильные нейронные связи. 3. Обязательно подкреплять положительный результат. Что там такое вредное, но очень приятное деть любит? Шоколадное яйцо, вредуню кока-колу? С кокой-колой, я конечно же шучу. но надо найти нечто действительно желанное и, по-возможности, не вредное.
Еще я думала над тем, почему у кого-то вопрос решился только с появлением месячных... Я думаю, что скорее всего, это действительно особенные физиологические вещи, которую родители не очень смогли понять и правильно решить. Специально, или случайно, довели как раз до болезненой "невротической" ситуации ((. И, возможно, что повление естественных неконтролируемых дел, как-то смогли снять эту вещь. Что всё-таки есть выделения, которые нельзя контролирвать и это нормально. И всё встало на свои места. Ну или, может дейтсвительно, нужно была полная дозрелость мозга. Увы. так как случай один, не возможно уже понять, что и как. ПОмогли бы мои ранние рекомендации или оказались, наоборот, крайне вредными...Я очень благодарна, за то, что человек поделился своей наболевшей проблемой. Потому что, это тоже надо иметь в виду. Что скорее всего все к 5-7 годам приучатся к горшку, но может быть и по-другому. СОбственно, теория-теория, а жизнь жизнью. В общем, мне трудно признаться, что я психолог по образованию (потому что слишком увлекалась психологией, чтобы успеть в ней разочароваться), но у психологов есть принцип работать на опережение проблемы. Если вовремя начать, многие кризисы можно сгладить. В целом, этот принцип пока ни разу не подводил. И в таких, в принципе, несложны вещах, как приучение к горшку, так и более сложных, при формировании тех или иных высших психических функций (ВПФ) или освоении тех или иных навыков. Да-да лучше предупредить проблему, чем её решать.
Ну и еще, в психологической науке, благодаря Марии Монтессори, известно такое понятие как "синзетивные периоды", т.е. "чувствительные, восприимчивые периоды". Это такое время, когда ребенок наиболее восприимчив к освоению тех или иных видов деятельности или ВПФ. Например, примерно до 7 лет у детей сполошной восприимчивый период к освоению речи. Вот почему, хорошо учить иностанные языки в это время (причем до 3 лет - это восприимчивость в разы больше, чем после 3). Но это уже другая история. По мне так, синзетивный период освоения к горшку лет где-то с 6-10 мес. до 2 лет. Не упустите это время ).
Хе-хе, интересно, кто-нибуд до конца смог осилить столь большой набор буков? Я обычно столько много букв не читаю. Кто прочитал, напишите, что прочитал, мне будет приятно )))).
#приучениекгоршку #памперсы #раннееразвитие