Золотце ( овечьи шкурки)
9 лет
Дети и телевизор
Скопировала у Ольги (трижды мама).
Очень полезная статья, потому что многие родители об этом не задумываются.
Напряжение неподвижности
Что происходит, когда ребенок смотрит телевизор? Мышечная система человека работает, как единое целое. Если внимательно смотреть в одну точку, нетрудно заметить, что все мышцы тела (не только глаз) напрягаются в неподвижности. Поэтому ребенок, который неподвижно сидит перед экраном, не только не двигается физически, не только не отрабатывает координацию движений, не обучается, подражая окружающим, не только лишен возможности осознанно действовать. Он испытывает неестественное напряжение неподвижности. Которое позже компенсируется состоянием неестественного возбуждения. По наблюдениям специалистов, дети после просмотра телевизора некоторое время не могут ничем определенным заняться, склонны к агрессии, пребывают в плохом настроении или ведут себя вызывающе. Это связано даже не со смыслом фильма (хотя и это имеет большое значение), а именно с напряжением неподвижности возле экрана.
Глаза и телевизор
При просмотре телевизора, глаза ребенка находятся в состоянии покоя. Кстати, этот факт используют в офтальмологических клиниках. После операции на глазах пациентам прописывают смотреть телевизор на протяжении нескольких часов, так как это единственная возможность обеспечить мышцам глаз неподвижность. Но какие последствия это может иметь для здорового ребенка?
Изображение на экране не может способствовать формированию пространственного и цветового зрения, так как определенные типовые цвета проецируются в виде отдельных точек на экран, что создает иллюзию объемного изображения. Согласно исследованиям врачей, этот зри тельный процесс не стимулирует развитие глаз, так как не обеспечивает им естественную деятельность, соответствующую работе в реальной действительности.
Кроме того, зрительная информация должна пройти обработку в мозгу, что способствует развитию малыша. Но опять-таки, возле экрана телевизора этот процесс проходит иначе. Ведь при активном наблюдении ребенка за реальной жизнью, его глаза находятся в постоянном движении, воспринимая тонкие оттенки цветов и пространственные объекты.
Работа мозга
Поток информации с экрана телевизора намного превышает возможность ребенка воспринимать ее и самостоятельно обрабатывать.
Малыш выхватывает то одно, то другое, часто не успевая связывать изображение с текстовым сопровождением. Мозг работает отрывочно, ассоциативно. Ребенок не может проверить соотношение этих мыслей с реальностью. Это влияет на тонкие нервные процессы в его мозгу. Малыш формируется как инструмент пассивной мыслительной деятельности и неспособен на активное творческое мышление.
Согласно социологическим исследованиям, проведенным западными учеными, ребенок, выросший в таких условиях во взрослой жизни постоянно ждет, что необходимая информация поступит извне. Он практически неспособен самостоятельно генерировать собственные идеи и суждения. Более того, человек не имеет желания к этому. А вот критическое отношение к окружению, склонность к осуждающей оценке обстоятельств у таких детей проявляется сильно. Ведь известно: творческое мышление развивается только на основе собственной активности, внимания, живой заинтересованности реальным миром.
Исследования (Гьобель, Гльокнер - Швейцария) свидетельствуют: детей, которые регулярно потребляют продукцию электронных средств массовой информации, отличает следующее:
· они мыслят быстрыми и готовыми ассоциациями;
· ставят поверхностные вопросы, при этом ответ их не особенно интересует;
· ответы на вопросы взрослых дают поверхностные и стереотипные;
· интерес к определенным предметам неглубокий;
· в общении с людьми не ощущают дистанции, и при этом не умеют вступать в глубокие личностные отношения;
· неспособны отвечать спокойным взглядом, вместо этого "таращат" глаза или отвечают гримасами;
· проявления чувств простые и имеют тенденцию к бесцеремонности.
Эти врачи-исследователи считают, что в идеале телевизор и компьютер должны играть определенную роль в жизни ребенка только после окончания формирования волевого и эмоционального развития, то есть не раньше 13-15 лет.
Анализ литературы по вопросу влияния телевидения и компьютерной техники на детей до 12-13 лет позволил выделить следующие особенности их личностных качеств:
· речь как способ общения остается примитивной;
· способность выделять главный смысл прочитанного текста снижается;
· при устном общении тяжело побудить ребенка к созданию собственных фантазий, чаще у него появляются стандартные зрительные образы и ассоциации;
· школьник практически не читает, но ему нравится рассматривать картинки (комиксы);
· активной переработки того, что ребенок видит или читает, не происходит. По-этому задерживается развитие способности к сосредоточению, внимательному наблюдению, творческому поиску, целенаправленной деятельности;
· в будущем стимулируется склонность к алкоголю, токсико- и наркомании, так как подросток привыкает получать впечатления и удовольствие ничего не делая, или прикладывая минимальные стандартные усилия (компьютерные игры);
· развитие воли нарушается, поскольку ребенок, сидя перед экраном, не может действовать активно-подражательно (как требуется в младшем возрасте);
· после просмотра телевизора или игры на компьютере идет агрессивная и неупорядоченная разрядка накопленной и неизрасходованной активности.
Важно помнить: то, что окружает ребенка в детстве, определяет всю его последующую жизнь.
Установка на пассивное восприятие мира формирует личность с низкой активностью и творческим потенциалом "телеинвалида", как говорят зарубежные психологи и социологи.
По их данным, большинство из 20-миллионной армии безработных Европы - "телеинвалиды". Мужчины и женщины, которые сейчас благополучно живут и активно работают, в детстве смотрели телевизор не более часа в неделю. Удовлетворительно приспособились ко взрослой жизни те, кто в детстве общался с телевизором не более получаса в день. По оценкам экспертов, 10 часов телесеансов в неделю снижают творческий потенциал на четверть, 2 часа телепросмотра в день приводят к потере половины творческого потенциала. На 90 процентов можно лишить ребенка социальной активности, если позволять ему в дошкольном возрасте смотреть телевизор более 3 часов в день.
Психологи советуют, чтобы ребенок до четырех лет (основной период созревания структур мозга - 80 процентов) не смотрел телевизор вообще. После шести лет (90 процентов) не более часа в неделю. После десяти лет - 2-3 часа в неделю. После шестнадцати лет ограничения можно снимать.
Компьютеромания
Отдельно остановимся на вопросе общения с компьютером детей до тринадцати-пятнадцати лет. Так называемое творчество ребенка при работе с компьютером ограничивается определенной схемой, границы которой заданы извне. Деятельность ребенка сводится к перебору определенных вариантов, и творческая фантазия, развитие, исходящее от собственных усилий не стимулируется, а наоборот, угнетается.
Компьютерные игры, безусловно, побуждают к готовности реагировать. Однако при этом отрабатывается автоматическая реакция, не связанная с мыслительной деятельностью. Это приводит к перевозбуждению нервной системы, несдержанности реакций ребенка в жизненных ситуациях. Кроме того, такое времяпровождение провоцирует радость манипулирования и удовольствия от саморазвлечения, полученного простым нажатием на кнопки. Это может в будущем привести к проблемам, связанным с выбором подростком легких и пагубных путей получения удовольствия, о которых уже упоминалось.
С четырех до пятнадцати лет у ребенка происходит формирование социальности. Он учится понимать других людей, общаться с ними. Если ребенок (особенно часто это встречается у подростков) живет в виртуальном мире, общается с машиной, он уходит от реальной жизни. Ведь компьютер не обидит и не обидится, его поведение всегда предсказуемо. Если такое общество заменяет общение с семьей, ровесниками, у ребенка возникают серьезные трудности в социальной адаптации. Именно поэтому западные психологи встревожены компьютероманией среди подростков.
После пятнадцати лет, когда заканчивается формирование основ образного, творческого мышления, волевой и моральной сферы человека, осознание закономерностей окружающего мира, - наступает время использования компьютера. Но не как игрушки или друга, а как инструмента продуктивной работы. Заметим, что в развитых странах Западной Европы и в Америке, большая часть семей имеет компьютеры, и дети с ними знакомы с пеленок. Но почему-то эти страны приглашают программистов именно из Украины и стран СНГ и ценят их как творчески активных работников. Может, потому, что наши ведущие программисты впервые подошли к компьютерам в старших классах, а кто-то вообще, по окончании школы. К сожалению, подобные исследования в нашей стране пока не проводились.
Черный ящик
Что делать родителям: выключать "ящик" железной рукой или идти на компромиссы? Самые распространенные варианты комментирует канд. медицинских наук Ирина Ивановна ЧукаеваМне спокойнее, когда ребенок дома и смотрит телевизор, чем когда гуляет на улице.
- Вообще-то телевизор может стать для ребенка еще худшим товарищем, нежели сомнительная уличная компания. Ведь он способен нанести реальный вред здоровью. Речь не только об ухудшении зрения: обычно посиделки у телевизора сопровождаются поглощением бутербродов, чипсов, орешков, все это запивается кока-колой... Как показали исследования, дети, которые проводят много времени у телевизора, ведут малоподвижный образ жизни и чаще страдают ожирением. А оно способствует развитию других заболеваний, вплоть до сердечно-сосудистых и диабета.
Строгая договоренность: сын смотрит все, что хочет, но не больше двух часов в день.
- Два часа - слишком много. По международным нормам, детям до 3-4 лет вообще не рекомендуется смотреть телевизор; после 4 лет можно показывать малышу 15-минутную детскую телепрограмму. Школьникам разрешается проводить перед экраном не более полутора часов в день, причем желательно с 20-минутным перерывом. Для детей с плохим зрением или повышенной возбудимостью время телесеансов должно быть сокращено до минимума.
Кроме того, договоренность насчет времени решает только часть проблемы. К сожалению, мы живем не в Швеции, где показ передач с элементами секса и насилия запрещен до 21:00. В ваше отсутствие ребенок может выбрать как мультфильм, так и кровавый триллер. Эпизоды насилия на экране могут быть спроецированы им на реальную жизнь. Психологи единогласно отмечают, что такие дети на порядок агрессивнее своих сверстников.
Ребенок - самостоятельная личность. У него есть свой телевизор: пусть смотрит и делает выводы.
Еще одна крайность. У некоторых родителей присутствует странная уверенность: отнесись к ребенку на равных, дай ему полную свободу - и он тотчас научится проявлять умеренность, свойственную взрослым умным людям.
Однако опыт доказывает обратное. Американские исследователи попытались выяснить, кто проводит у экрана больше времени - дети, в чьей спальне поставлен собственный телевизор, или ребятишки, лишенные подобной привилегии. Казалось бы, в первом случае ребенок, заполучивший "ящик" в полное пользование, должен к нему охладеть. Но результаты исследования показали, что ничего подобного не происходит. Обладатели собственных телевизоров смотрели их при каждом удобном случае, не проявляя никакой разборчивости. Так что доверие к детям похвально, но все-таки лучшее место для телевизора - на "общей" территории, в гостиной.
В конце концов, от книг тоже портится зрение. Может быть, просто выбирать для ребенка интересные программы?
- Разница между телевизором и книгой огромная. Во время чтения включается внутренний анализатор: мы пытаемся образно представить прочитанное. Та же информация, усвоенная с телеэкрана, лишает необходимости фантазировать. Глазам предстает готовая картинка -ни отнять, ни прибавить. В итоге дети, отдающие предпочтение телевизору, теряют навык образного мышления. Исследования показывают, что даже у взрослых любителей телепрограмм наблюдается снижение интеллектуального уровня
Любовь
у меня телек пашет весь день на тихой громкости для ощущения, что я дома не одна. Это мой психологический аспект. Когда муж дома. у меня эта необходимость отпадает. Смотреть не смотрю, но работает фоном. Деть на нем тоже не зацикливается. Но есть обучающий мультик из тини лав, который нам помогает с 3 мес в поездках на машине, походах в поликлинику. Ребенок знает героев, показывает их, может назвать "язык" животного. Нам даже персонажа из этого мультфильма связали - обожаем его. Ребенок реально им заинтересован, смотрит осмысленно, и животных, аналогичных персонажам в мультике, знает и показывает (без моего участия). Оттуда же мы знаем и показываем ложки, треугольники, квадраты и круги. Так что мультик-мультику рознь))
27.10.2015
Ответить
Золотце ( овечьи шкурки)
Я тоже думаю включать через ivi такие развивашки, минут 15 в день. Но думаю что у этому времени мы уже это будем знать по книгам. В общем да, согласна с тобой. Есть хорошее и полезное тоже. Но ты ведь включаешь малышу то что полезно, а не всё подряд
27.10.2015
Ответить
Любовь
Однозначно! По сути мы смотрим ( а последнее время чаще слушаем) этот мульт тини лав. Далее 2-3 раза в неделю делаем программы на ноуте для малышей - там надо жать на кнопочку и тогда меняется цвет или животное, с предварительной озвучкой. Длится все это минут 8-9. Но ребенок счастлив, что лупил по клаве))
27.10.2015
Ответить
Светлана
Телевизор - вообще зло. Я не смотрю телевизор лет с 20 примерно, совершенно осознанно от него отказавшись. Помнится, в детстве меня познакомили с девочкой. И она сказала, что у них дома нет телевизора. Тогда это казалось диким. А сейчас я с радостью исключила бы телевизор из своего дома. Но увы. Живём мы с родителями мужа, я не могу запретить им иметь телевизор в их комнате. И не могу приказать выключить его, когда там играет ребёнок. Но я надеюсь, что всё-таки эти непродолжительные эпизоды не скажутся на ребёнке. Телевизор чем ещё плох - он гипнотизирует, человек совершенно не критично смотрит все, что ему оттуда вещают. Я поражаюсь иногда, особенно людям старшего поколения, как они готовы принять за чистую монету все, что увидели по телевизору. Мне мама с пеной у рта доказывает: "там же выступал доктор медицинских наук!". А ты его диплом видела? Воспринимает как личное оскорбление. Насчёт компьютера у меня другое мнение, но может потому, что муж сисадмин, мы оба линуксоиды, и компьютерных игр у нас нет. Компьютеры служат для работы, для творчества, для получения информации и для просмотра хороших фильмов по выходным, когда ребёнок спит.
26.10.2015
Ответить
Золотце ( овечьи шкурки)
+1. Со студенческих лет телевизор во время еды (знаю что вредно )) После завершения учёбы, ни интереса и времени к телевизору. Сейчас у нас висит экран телевизора, используем как монитор для компьютера. И да. Ненавижу прям игры. Они меня бесит и я не могу понять как на это можно тратить время. Ну и смотрим мы, даже кино по " праздникам". И тоже когда спит малой. А мне недавно тетя мужа задаёт вопрос, о том, какие мультики он любит ! ))) Ахаха ) я объясняю что до 3х лет, они сюжет не воспринимают, что у него уйма игрушек и книги, а у меня один ребёнок. На что она отвечает, что " мне же легче". Я понимаю, у всех своё мнение. Но блин, мы же детей рожаем не чтоб их на самих себя оставить.
26.10.2015
Ответить
Светлана
Мы были в гостях 2 недели. Там мамочка 2 детей: 5 и 2 года. Живут в коттедже, свой двор и огород, лето. Утром она в 8 включает в гостиной телевизор, и вечером в 9 его выключает. Идёт канал с тупыми американскими мультиками. И дети целый день их поглощают. Старший ещё иногда отдыхает от них в садике, а младший тупо целыми днями у телевизора. А вечером мальчишки начинают как сумасшедшие носиться по дому, скакать до потолка, драться... Я ей говорю: у тебя свой дом, двор, выстави ты их с утра во двор и пусть там скачут, к вечеру набегаются, устанут и будут спокойнее. Она: нет, ты что, там опасно, собака (щенок 30см высотой), заразные кошки ходят, яблоки с дерева падают... Она их с самого младенческом возраста посадит в манеж, даст игрушек и включит телек. И дети заняты и мама свободна. :) каждому своё.
27.10.2015
Ответить
Светлана
Не знаю, я не специалист. Дети как дети. Не умственно отсталые, но и не особо гениальные.
27.10.2015
Ответить
Золотце ( овечьи шкурки)
Эх, мне так хочется помочь своему малышу развить все качества, помочь ему стать образованным, полезным обществу человеком...
27.10.2015
Ответить
Светлана
Я тоже стараюсь дать своему ребёнку максимум на что я способна. Не столько полезным для общества, сколько полезным для себя, уверенным в себе и своих способностях, самодостаточным, тем, кто ценит и уважает себя и своих близких, а не мифические, навязанные телеком, идеалы. Но не все матери задумываются об этом. Ну и ладно. Я сильно эгоистична, за чужих не переживаю. Главное, чтобы мои близкие были счастливы.
27.10.2015
Ответить
Светлана
Воот! Даже тут надо тщательно отбирать поступающую к ребёнку информацию, чтобы ребёнок унаследовал именно твои идеалы и мораль, а не чужую. В мультиках есть мораль, ее там навязывают как единственно верную, но она не всегда совпадает с нашим видением мира.
27.10.2015
Ответить