❂ Мартовская эпоха.
Вальдорфская система«ПРИДИ, ВЕСНА! ПРИДИ СКОРЕЙ! ВСЮ ЗЕМЛЮ СОЛНЫШКОМ СОГРЕЙ!»
Предвесенье. В средней полосе России в марте зима еще борется с весною. Снег то подтаивает, то снова выпадает. Март - это возвращение перелетных птиц. Зимующие у нас птицы улетают на север, уступая место грачам, скворцам, жаворонкам - первым вестникам весны. Появляются первые проталины, первая капель. В конце марта - весеннее Равноденствие (начало астрономической весны): день с ночью равны, зима кончается, весна по-настоящему начинается.
НРАВСТВЕННЫЙ СМЫСЛ ЭПОХИ:
1. Помочь детям заметить пробуждение природы, тепло солнечных лучей, прилёт птиц, долготу светового дня.
2. Вызвать желание дарить радость своим близким людям.
ПРАЗДНИКИ
1. Женский день - 8 марта
2. Праздник «Жаворонки» (другие названия «Сороки», «Жаворонушки», «Закликание Птиц», День Весеннего равноденствия) - 22 марта
СКАЗКИ И СПЕКТАКЛИ
1. Синичкин календарь (про март)
2. «Снегурочка»
3. «Как весна зиму поборола»
4. «Айога».
5. «Заюшкина избушка» (спектакль)
6. «С кем мне всегда хорошо» (спектакль)
7. «Медведь и солнце» (спектакль)
1)"Как Ослик, Ёжик и Медвежонок встретились после долгой зимы" C. Козлов
2). "Как Ёжик ходил встречать рассвет" С. Козлов
3). "Чистые птицы" C. Козлов
ТВОРЧЕСТВО И РУКОДЕЛИЕ
(подробнее по ссылке Творчество и рукоделие март )
1. Открытки к 8 марта
2. Изготовление птичек из бумаги, ткани, воска,соленого теста.
3. Печём жаворонков и тетёрки.
4. Делаем ручеёк из шерсти.
5. Шьём обрядовых куколок к Дню весеннего равноденствия.
6. Делаем весенние витражи.
7 делаем кораблики для ручейков
8. делаем мартовское солнышко
9. делаем МАРТИНИЧКИ
10Весенняя птичка из шпагата
11.ПЕЧЕНЬЕ ДЛЯ ПТИЦ.
12изготовление самодельных весенних скрабов для "маминого дня"
13посадка рассады
14 изготовление скворечника
15 создание солнца или солнца-луны (как символ Равноденствия: день=ночь)
16 изготовление самодельных весенних скрабов для "маминого дня"
17 КУКОЛКА-ПОДСНЕЖНИК.
ИГРЫ С ДЕТЬМИ
1. Пальчиковая гимнастика.
2. Пятиминутная артикуляционная гимнастика.
3. Хоровод «Встреча Весны и Птиц».
4. Игры на коленках.
5. Игровой массаж.
ОФОРМЛЕНИЕ СТОЛА ВРЕМЁН ГОДА
Светло-зелёная ткань (пробивающаяся зелень), белая (снег), голубая (чистый свежий воздух). В вазе ветки с набухшими почками. Дерево украшают птичками. Композиция: дом, двор, корни деревьев, проталинки и кукла Матушка - Весна хлопочет во дворе.
Комментарий от Е.Якушевой: "К рекомендованным тканям я добавила бы нежно розовую (растворенный кармин) как розовая дымка, появляющаяся над деревьями на несколько часов перед тем, как лопнут почки. И, вообще, обратите внимание на то, как перед появлением дымки будто из земли через корни и стволы в молодые прошлогодние веточки поднимается кармин, придавая им силу, И в какой-то момент как весенний аромат он источается во вне, как предикт события вселенского масштаба. А наутро мы вдруг видим не розовую, а уже желто--зеленую дымку. Это лопнули почки. Поэтому я бы уточнила. Не светло-зеленый, а желто-зеленый цвет ткани".
При подготовке плана использовалась литература:
1) Лилия Дыкман «Гармоничный ребёнок».
2) «Берёзка». Методическое руководство для вальдорфских детских садов.
3) Галина Дайн «Детский народный календарь».
4) В. Загвоздкин «Вальдорфский детский сад».
5) Е. Ларечина «Развитие эмоционального интеллекта».
МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧНАЯ ИГРА (ХОРОВОД) К ПРАЗДНИКУ «ВСТРЕЧА ПТИЦ И ВЕСНЫ»
1. Вот уж зимушка проходит
Вот уж зимушка проходит,
Белоснежная проходит,
Люли, люли, проходит. (2 раза)
Снег и холод прочь уводит,
Весну красную приводит,
Люли, люли, приводит.
Встает солнышко пораньше,
Светит красное подольше,
Люли, люли, подольше!
Теплый луч на снег бросает,
От него снежок растает,
Люли, люли, растает!
Почернеет на дорожках,
Побежит ручьем в канавках,
Люли, люли, в канавках.
Прощай, саночки-саночки,
Наши зимние дружочки,
Люли, люли, дружочки!
Прощай, зимушка-старушка,
Ты, седая холодушка,
Люли, люли, холодушка!
2. ИДЕТ МАТУШКА-ВЕСНА
Идет матушка-весна,
Отворяй-ка ворота.
Первый март пришел,
Белый снег сошел.
А за ним и апрель
Отворил окно и дверь.
А уж как пришел май,
Солнце в терем приглашай!
Полная версия этой игры с движениями можно найти в книге Л.Дыкман «Гармоничный ребёнок» на 210стр. http://vk.com/topic-41533144_28244691
РУССКАЯ НАРОДНАЯ ПЕСНЯ - +ВОТ УЖ ЗИМУШКА ПРОХОДИТ
Е.Крючкова- Идет Матушка Весна
ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ ПРО ПТИЦ И ВЕСНУ
1.Десять птичек стайка.
Пой-ка, подпевай-ка:
Десять птичек - стайка. (Хлопаем в ладоши)
Эта птичка - соловей, (Поочередно загибаем пальчики на правой руке начиная с мизинца)
Эта птичка - воробей.
Эта птичка - совушка,
Сонная головушка.
Эта птичка - свиристель,
Эта птичка - коростель,
Эта птичка - скворушка, (Поочередно загибаем пальчики на левой руке начиная с мизинца)
Серенькое перышко.
Эта - зяблик.
Эта - стриж.
Эта - развеселый чиж.
Ну, а эта - злой орлан. (Держим большой палец левой руки)
Птички, птички - по домам! (Машем ручками, как крылышками)
2. Весна
(Пальцы складываем щепоткой. Качаем ими)
Стучат всё громче дятлы,
Синички стали петь.
(Ладони сомкнуты "ковшом", поднимаем руки вверх, раскрываем ладони, боковые части остаются прижатыми, пальцы растопырены).
Встаёт пораньше солнце,
Чтоб землю нашу греть.
3. «Чики-чики-кички»
Чики-чики кички
Летели две птички (Руками делаем «крылышки» перекрестив ладони)
Мимо пролетали
Спинки почесали, (Тыльными сторонами ладоней трем друг друга)
Здравствуйте, сказали
Здравствуйте, здравствуйте вам (Складываем пальчики«клювиками», раскрываем их и здороваемся)
Хвостики кружились
Друг с другом подружились (Руки здороваются одна с другой)
И на крышу сели (Ладошки опускаются на голову)
Песенку запели (Ладошки «клювики» поют, оставаясь на голове)
Чики-чики, чики-чист
Их услышал трубочист
Вышел из трубы черныш
Закричал он птичкам «Кыш» (Руки прячутся за спину)
4. Птенчики в гнезде.
Улетела птица-мать
Малышам жуков искать.
(Пальцы расставлены, ладони перекрещены. Большие пальцы соединяют, остальными машут, как крыльями).
Ждут малютки-птенцы
Мамины гостинцы.
(Все пальцы правой руки обхватить левой ладонью. «Гнездо».Шевеление пальцев правой руки создает впечатление живых птенцов в гнезде).
5.Скворечник.
Скворец в скворечнике живет
(Пальцы рук касаются друг друга, ладони параллельно.)
И песню звонкую поет.
(Пальцы сжаты в кулак, а большой и указательный пальцы вытянуты, соединяются и рассоединяются).
Птицы прилетают.
С наступлением весны,
Птицы прилетают.
(Пальцы расставлены, ладони перекрещены. Большие пальцы соединяют, остальными машут, как крыльями.)
Возвращаются скворцы,
Работяги и певцы.
(Пальцы рук сжимаются в кулаки и разжимаются).
А грачи у лужицы
(Ладони раскрыты, соединены чашечкой).
Шумной стайкой кружатся. (Круговые движения кистями рук).
Журавли летят торопятся,
(Пальцы расставлены, ладони перекрещены. Большие пальцы соединяют, остальными машут, как крыльями).
А малиновка и дрозд,
Занялись устройством гнезд.
(Пальцы рук в замок ладони открыты
Кукушечка
Ку-ку, ку-ку, кукушечка!
(Ладони прижать к щекам и покачать головой из стороны в сторону 4 раза.)
Лети скорей в лесок. ( Слегка развести руки в стороны и 3 раза махнуть ладонями, как крыльями.)
Ку-ку, ку-ку, кукушечка! (Ладони прижать к щекам и покачать головой из стороны в сторону 4 раза.)
Подай свой голосок. (Слегка развести руки в стороны и 3 раза махнуть ладонями, как крыльями.)
Дятел
Дятел-дятел (помахивать кистями рук, как крыльями).
Сел на сук.
Тук-тук-тук (одновременно стучать большими пальцами обеих рук по столу),
Тук-тук-тук (одновременно стучать указательными пальцами обеих рук по столу),
Тук-тук-тук (одновременно стучать средними пальцами обеих рук по столу),
Тук-тук-тук (одновременно стучать безымянными пальцами обеих рук по столу),
Тук-тук-тук -(Одновременно стучать мизинцами обеих рук по столу.)
Долбит сук.
Гуси
Гуси-гуси, га-га-га (пальцы рук щепоткой то раскрываем, то опять вместе)
Есть хотите, да-да-да (пальцы щепоткой киваем вниз)
Хлеба с маслом, нет-нет-нет (пальцы щепоткой, киваем в стороны)
А чего вам? Нам конфет (раскрываем пальчики ладошками вверх)
Ворона
Вот ворона полетела, кар-кар (делаем руками движения, как будто крыльями машем, и ходим)
Вот она землю села, кар-кар (приседаем на корточки)
Поклевала-поклевала, кар-кар (делаем наклоны головы, как будто клюем)
Громко-громко закричала, кар-кар (встаем и снова машем крыльями)
Совушка-сова
Совушка-сова (руки положить на голову, покачать головой) -
Большая голова.
На суку сидела (не убирая рук с головы, покрутить ею из стороны в сторону),
Головой вертела.
Во траву свалилася (уронить руки на колени),
В яму провалилася. (Убрать руки с колен и уронить их вниз вдоль туловища.)
Синичка
Скачет шустрая синица,
Ей на месте не сидится,
Прыг-скок, прыг-скок,
Завертелась, как волчок.
Вот присела на минутку,
Почесала клювом грудку,
И с дорожки - на плетень,
Тили-тень, тили-тень!
Птичка
Я пройдусь по лесам -(Изобразить деревья обеими руками)
Много птичек там. (Изобразить птицу: перекрестить ладони, держа их тыльной стороной наружу. Зацепить большие пальцы друг за друга, как крючки.)
Все порхают, (Помахать руками, как крыльями.)
Поют, (Изобразить двумя руками открывающиеся клювы.)
Гнезда теплые вьют.(Сложить ладони в виде чаши.)
Цыпа-цыпа
- Цыпа-цыпа,(Обеими руками «сыпать» корм, массируя большим пальцем подушечки остальных пальцев от мизинца к указательному.)
Гуль, гуль, гуль!
Я посыплю,
Ты - поклюй! («Клевать» воображаемый корм указательными пальцами обеих рук.)
Клю-клю-клю. (Одновременно стучать по столу.)
Петушок
Идет, идет петушок - (Указательный и средний пальцы «идут» по столу, как ножки.)
Набок гребешок, (Указательный палец касается большого - получается «клюв». Остальные пальцы слегка округлены и веером подняты вверх - это «гребешок».)
Красная бородка,
Костяная головка.
Аист
Аист, аист длинноногий,
Покажи домой дорогу.
Топай правою ногой,
Топай левою ногой,
Снова - правою ногой,
Снова - левою ногой,
После - правою ногой,
После - левою ногой.
Вот тогда придешь домой!
Гимнастика «Яичко».
Мы говорим малышу:
- А знаешь откуда появляются птички? Из яичек! Давай покажем яички нашими ладошками! - сжимаем ладошки в кулачок. - Смотри, как наши яички сейчас будут танцевать! - делаем пальчиковую гимнастику:
Мы сожмем кулачок - сжимаем кулачки.
И положим на бочок - стучим кулачком по коленкам.
Разожмем ладошку, - разжимаем.
Постучим по ножкам. - стучим ладошкой по коленям.
Птичка
Птичка-птичка - водим пальчиком по ладошке.
Вот тебе водичка! - барабаним пальчиками по ладошке.
Вот тебе крошки на моей ладошке. - стучим пальчиками по ладошке.
Птичка-невеличка
Птичка ветки собрала,
Птичка гнездышко свила,
И снесла яичко,
Птичка-невеличка!
Прилетели птицы
Воспитатель называет птиц, а дети внимательно слушают. Если воспитатель называет не птицу, дети хлопают в ладоши.
- Прилетели птицы: голуби, синицы, мухи и стрижи
- Прилетели птицы:голуби, синицы, аисты, вороны, галки, макароны.
- Прилетели птицы: голуби, куницы.
- Прилетели птицы:голуби, синицы, чибисы, чижи, галки и стрижи, комары, кукушки, даже совы - сплюшки, лебеди, скворцы. Все вы - молодцы)
Птички-невелички
Птички-невелички
По небу летели Скрестите запястья рук, сцепите большие пальцы и помашите ладошками, как крыльями.
Птички-невелички
На ладошку сели. Накройте своей ладонью ладошку малыша.
Будем птичек привечать,
Будем птичек величать. Погладьте его ладошку своей несколько раз.
А воробушка узнаем,
Сразу милого поймаем. Погрозите ладошке малыша указательным пальцем. И сделайте над ладошкой хватательное движение, сжав ладонь в кулак.
Будет петь для деточки
В золоченой клеточке. Соедините кончики согнутых пальцев и слегка раздвиньте ладони, образуя клетку
Три раза произнесите название птички, например, кукушечка, воронушка, ласточка, журавушка, гаичка, совушка, уточка и т.д., сопровождая это тремя легкими поглаживаниями большого пальчика малыша от основания к кончику. Потом начните поглаживать указательный пальчик, называя другую птичку. Если вы называете воробушка, то малыш должен успеть отдернуть руку, а вы старайтесь ухватить пальчик за кончик. Если птичка улетела, скажите:
"Ой, беда! Ой, беда!
Улетела навсегда!
(улетел он навсегда).
За гору высокую,
За реку широкую". Соедините руки ладонями над головой.
Разведите их в разные стороны.
Если же "птичка" попалась, скажите:
"А-а, попалась птичка,
Птичка-невеличка!
Будешь петь для деточки
В золоченой клеточке!" Удерживая кончик пальчика, немного потеребите его.
Ловить можно не только воробушка, но и любую другую птичку, просто ее название надо заменить в потешке на подходящее по количеству слогов. Например, "а лебедушку узнаем", "а тетёрочку узнаем", "а авдошечку узнаем", "а бекасика узнаем", "а варакушку узнаем", "а как совушку узнаем", "а как ласточку узнаем" и т.д.
Когда малыш освоится в игре, можно и нужно поменяться с ним ролями
ПТИЧКИ В ГНЕЗДАХ. жестовая игра
Я пройдусь по лесам. (Изобразить деревья обеими руками)
Много птичек там. (Изобразить птицу: перекрестить ладони, держа их тыльной стороной наружу. Зацепить большие пальцы друг за друга, как крючки.)
Все порхают (Помахать руками, как крыльями.)
И поют, (Изобразить двумя руками открывающиеся клювы.)
Гнезда теплые вьют.(Сложить ладони в виде чаши.)
Источник:
http://scastliwymalish.ru/moya-metodisheskaya-kopilka..ЛАСТОЧКА. жестовая игра
Ласточка, ласточка,
Милая ласточка,
(показываем 2мя раскрытыми ладошками летящую птицу)
Ты где была,
Ты с чем пришла?
(Ладошкой вопросительный жест)
За морем бывала,
Весну добывала.
(Ладонью показываем волны на море)
Несу, несу
Весну - красну.
(Две ладошки лодочкой, как будто что-то в них несем)
Источник: http://scastliwymalish.ru/moya-metodisheskaya-kopilka..ПТИЦЫ ПРИЛЕТАЮТ. жестовая игра
С наступлением весны,
Птицы прилетают.(Руками машем, как крыльями)
Возвращаются скворцы,
Работяги и певцы. (Пальцы рук сжимаются в кулаки и разжимаются)
А грачи у лужицы (Ладони раскрыты, соединены чашечкой.)
Шумной стайкой кружатся. (Круговые движения кистями рук.)
Журавли летят торопятся, (Руками машем, как крыльями.)
А малиновка и дрозд,
Занялись устройством гнезд. (Пальцы рук в замок ладони открыты)
Источник:
http://scastliwymalish.ru/moya-metodisheskaya-kopilka..
ВЕСЕННЯЯ ПАЛЬЧИКОВАЯ ИГРА
(Пальцы складываем щепоткой. Качаем ими).
Стучат всё громче дятлы,
Синички стали петь.
Показать полностью..
(Ладони сомкнуты "ковшом", поднимаем руки вверх, раскрываем ладони, боковые части остаются прижатыми, пальцы растопырены)..
Встаёт пораньше солнце,
Чтоб землю нашу греть.
(Движения повторяются).
Встаёт пораньше солнце,
Чтоб землю нашу греть.
Бегут ручьи под горку,
Растаял весь снежок,
(Выполняем руками волнообразные движения:пальцы выпрямлены, сомкнуты, ладони повёрнуты вниз).
А из под старой травки
(Ладони сомкнуты "ковшом").
Уже глядит цветок...
(Ладони раскрываются, боковые стороны рук соединяются, пальцы раскрыты, полусогнуты -чашечка цветка)
А из под старой травки
Уже глядит цветок
(Движения повторяются).
Раскрылся колокольчик
(Руки стоят на столе, опираясь на локти. Пальцы сжаты в кулак).
В тени там, где сосна,
(Пальцы постепенно разжитаются, свободно расслаблены-чашечка колокольчика).
Динь-динь, звенит тихонько,
(Качаем кистями рук в разные стороны, проговаривая "динь-динь").
Динь-динь, пришла весна.
Динь-динь, звенит тихонько,
Динь-динь, пришла весн
ИГРЫ НА КОЛЕНКАХ
1. Кую, кую ножку, (Дети сидят у взрослых на коленях,мамы ритмично постукивают по стопе ребенка.)
Поедем в дорожку.
Дорожка кривая, (Держат малышей за руки, колени отводят вправо, влево).
Лошадка хромая, (Поочередно приподнимают колени),
Грязь по колено, (гладят по коленям малышей),
Дров ни полена. (постукивают по ручкам ребром ладони, разводят руки в стороны).
Скок, скок, скок (2 раза), (Подбрасывают на коленях),
И свалились под кусток! (затем раздвигают ноги, опуская малышей между ног).
На молоденькой лошадке - (Дети сидят лицом к мамам),
Трюх-трюх-трюх, (держась за руки)
А на старой да на кляче - (Подбрасывание на коленях быстрое и медленное).
Бух! (Ребенок отклоняется назад и ложится на выпрямленные мамины ноги).
(Играем 2 раза.)
2.Ой, ребята, та-ра-ра! (Мама сидит на стульчике).
На горе стоит гора, (Ребенок поднимается)
А на той горе - дубок,(по ее ногам на колени).
А на дубе - воронок. (Приседает 3-4 раза)
Ворон в красных сапогах, (Садится на колени, гладит ножки).
В позолоченных серьгах. (Гладит ушки).
Черный ворон на дубу, (Округлыми руками)
Он играет во трубу. (Изображаем трубу).
Труба точеная, позолоченная, (Проводим правой рукой по левой от предплечья)
Труба ладная, (к пальцам и обратно (2 раза).
Песня складная.
3. Идет Кузьма из кузницы, (Стучим ладошками по коленкам).
Несет Кузьма два молота. (Вытягиваем вперед кулачки),
Для всех людей (стучим кулачок о кулачок).
Накует гвоздей!
ИГРОВОЙ МАССАЖ
Это ручеек, путь его далек. (Поглаживание спины)
Как же нам пройти, воду обойти? (волнообразными движениями).
Детки через ручеек - скок! Скок! (Постукивание пальцами)
Не догнал нас ручеек. (Разминание, поглаживание)
Весенняя зарядка
1) Просыпаемся и тянемся
Хватит cпать дружок вставай
Показать полностью..
Не ленись и не зевай
Поскорее просыпайся
На зарядку собирайся
Проснулся и перевернулся
С боку на бок перевернулся
Уж мы потянемся (встаём)
Маленькими не останемся
2) Ручеёк
Весной снег тает и бегут ручейки
Бежим
Бежит весёлый ручеек
Преграды обойти он смог
Прохладу жаркий день несёт
А день воды его попьёт
Цветы и травы расцветут
Его везде и всюду ждут
Он добротой наполнен весь
А остановиться он здесь
3) Сосульки
Загадываем загадку:
Зацепились за карниз
Головой свисают вниз
Акробатки-крохотульки
Кто же это там? Сосульки
Шаловливые сосульки сели на карниз (руки вверх)
Шаловливые сосульки посмотрели вниз (руки вниз и наклон вниз)
Посидели, чем заняться
Стали каплями кидаться
Целый день идёт трезвон
Динь-дон (голова вперёд, назад)
Динь-динь (влево-вправо)
Дон-дон
4) Почки-листочки
Я по улице гуляю
Всё на свете замечаю
На берёзах почки (сели)
А ещё листочки (встали)
Почки словно детки (сели)
Спрятались на ветке (сели)
А листочки вот краса
Зелёные чудеса
5) Ручеёк (со скакалкой), мостик и орешки для белочки
Вот какой ручеёк
Путь его далёк
Как его нам пройти
Лужу обойти
А мы по ручейку топ-топ (идём по скакалке)
(Прыгаем через ручеёк двумя ногами)
Посмотри через ручеек мостик появился (встаём расставив ноги, ребёнок пролезает)
Ты можешь проползти как ручеек?
А теперь вот такой ручеёк( встаём на колени)
А теперь давай вместе с тобой сделаем мостик (кладём на колени)
А теперь все зверушки пройдут по этому мостику и не замочат свои лапки
Нам нужно все орешки для белочки перенести через ручеёк, чтобы они не замочились (кладём на голову мешочек)
6) Птички (делаем два раза)
Прилетели птички
Птички-невелички
Всё летали, всё летали
Крыльями махали
На полянку прилетали
Зёрнышки клевали
Клюв-клюв (наклоны вперёд, руки назад)
7) Дождик (делаем два раза)
Дождик капнул на ладошку (бьём руками по коленкам)
На цветок и на дорожку
Льётся, льётся, ой-ой-ой
Побежали мы домой (бежим)
Дождик весною похож на меня
Вот он бежит ручейками звеня
Скачет вприпрыжку и не устаёт
Улыбаться не перестаёт
8) В конце занятие берём стакан с водой и трубочкой и дуем в трубочку, чтобы шли пузыри
ЭПОХА ВСТРЕЧИ ВЕСНЫ
Кликание весны ("выкликать весну", "весну гукати", "зачинати весну") - старинное, существовавшее на Руси, действо, сопровождавшееся пением или выкрикиванием специальных весенних песен - веснянок, закличек, смысл которого приглашение - призыв весны и/или птиц. Кликание образно способствует наступлению весны, приближению тепла и света, пробуждение природы и ее жизненных сил, а также внутренней весны в человеке.
Показать полностью..
Деткам постепенно в ходе прогулок, в ходе совместных занятий по недельному ритму, можно рассказывать, что начало весны связывалось с такими природными явлениями как прилет птиц, капель, таяние снега, ледоход, разрушение санного пути, увеличение долготы дня и т.п. В зависимости от климатических условий в различных областях расселения русских эти признаки проявлялись в разное время, а следовательно и обычаи встречи весны, тесно связанные с природными условиями благоприятными для начала сельскохозяйственных работ, были приурочены к различным датам календаря.
В мифопоэтических представлениях переход от зимы к весне осмыслялся как "пробуждение" земли. Зимой земля "замкнута", "спит", "замерла", поэтому ее нельзя тревожить. Переступая календарную границу, тот или иной праздник, она "просыпается" или ее отмыкает ключем святой, память которого празднуется, "оживает" корень у растений, просыпаются звери после зимней спячки, гады (змеи, земноводные, насекомые) и птицы возвращаются из "ирея".
С давних пор главным среди признаков, предвещавших наступление весны, был прилет птиц. Появление перелетных птиц уже само по себе соотносилось с наступлением тепла, таянием снега. "Как черная тропинка, так птички прилетают из теплых стран"; "Жаворонки все по дорожкам идут, перелетывают по проталинкам"; "Рады птицам перелетным: как птицы прилетят, так теплота у нас пойдет", - говорили крестьяне. В весенних закличках и хороводных песнях рассказывалось как "пташечка-полеташечка", кулик, галочка или ласточка - "ключница" летели к Богу, просили Его дать людям весну и/или приносили ключи, чтобы отпереть весну-лето и запереть зиму.
Крестьяне верили, что перелетные птицы проводят зиму в стране "вырей" или "ирей", находящейся за морем. Первыми возвращаются оттуда жаворонки или кулики, которые ведут за собой сорок птиц, несущих весну на своих крыльях. В старину страна "вырей" в народных представлениях связывалась с потусторонним миром, местом пребывания предков. В 19 в. перелетных птиц также часто называли "вырии", при этом считалось, что с приходом весны птицы, остававшиеся зимовать, тоже "выреют", т.е. смелеют, воодушевляются и начинают петь весенними голосами. Прилет первых птиц обычно соотносили с одним из весенних праздником, в который и закликали весну.
Так, раньше утром дети, вызывая жаворонков, бегали с печением по деревне и кричали:
"Жаворонок, жаворонок, выгляни, выскочи,
Твои дети на повети сыр колупают, в масло окунают.
- Я на солнышке печен, я соломкою строчен".
( Агапкина Т.А. 1987. С. 151)
Эту же песенку тихо напевали девушки. Но основная встреча весны, в которой они принимали непосредственное участие, начиналась вечером. Девушки начинали зазывать весну так:
"Весна красна!
Ты на чем пришла?
- Я на сошеньке, на боронушке,
На овсяном колосе,
На ржаном снопе..."
(Агапкина Т.А. 1987. С. 151)
В других областях России встречалось, что каждый клал свою птичку на вершину стога, и глядя на нее и риплясывая, пел вместе со всеми:
"Весна, весна,
На чем пришла,
На чем приехала?
На сошечке, на бороночке.
Кулики, жаворонки,
Слетайтесь на одонки (=остатки)!"
(Данковская Р.С. 1909. С. 173)
Пропев песенку дети разбирали жаворонков и убегали, затем возвращались, снова усаживали их на стог и пели "закличку", так продолжалось до позднего вечера, в конце которого каждый отрывал своему жаворонку голову и съедал ее.
Иногда весну закликали вместе и взрослые и молодежь:
"Кулики, кулики, куликали,
Весну красную закликали:
Весна - красна! На чем пришла?
- На сохе, бороне, на кривой кочерге,
"Приди к нам, весна, со радостью!
Со великою к нас со милостью!
Со рожью зернистою,
Со пшеничкою золотистою,
С овсом кучерявыим,
С ячменем усатыим,
На жердочке, на бороздочке,
На ржаном колосочку,
На пшеничном пирожочку".
а затем
"Приди к нам, весна, со радостью!
Со великою к нас со милостью!
Со рожью зернистою,
Со пшеничкою золотистою,
С овсом кучерявыим,
С ячменем усатыим,
Со просом, со гречею,
С калиной - малиной,
С черной смородиною,
С грушами, со яблочками,
Со всякой садовинкой,
С цветочками лазоревыми,
С травушкой - муравушкой".
(Красноженова М.В. 1914. С. 72)
Известно, что еще весну в песне "закликали" девушки, певшие в такт хороводу:
"Благослови, Боже, благослови, Христос!
Нам весну зачати, А зиму проклясти.
Ой весна красная, тепло летичко!
Что нам вынесла?
- Короб житушка, два - пшеничушки,
Малым детушкам - по яичушку,
Красным девушкам - по перстеночку,
Молодым молодушкам - по детеночку,
Старым старушкам - по рублевику".
(Шейн П. 1900. С. 337)
Особую роль во встрече весны играли вода и огонь, как символы пробуждения и очищения природы, поэтому мероприятия, посвященного встрече весны, часто имели четкую локальную привязку: берега рек, озер, около источников - и сопровождались разжиганием костров. В середине 19 в. в Масальском у. Калужской губ. вечером накануне Благовещения и Вербного воскресенья женщины и девушки на берегу реки разводили костры и водили вокруг них хороводы с пением протяжных, заунывных песен, среди которых обязательно была весенняя закличка:
"Весна! Что ты нам принесла?
Принесла я вам три угодья:
Первое угодьюшко - животинушка в поле,
Другое угодьюшко - с сошкой в поле,
Третье угодье - пчелки на налете,
Да ишшо угодьица - миру на здоровьица".
(Шереметева М.Е. 1930. С. 46)
Как еще можно познакомить деток с весной, кроме этих фольклорных сохранившихся веснянок, - вариантов множество. Достаточно включить свою фантазию :) Но для примера, это могут быть:
1. Рассматривание иллюстраций с изображением народных гуляний весной,
2. рассматривать взрослых и детей в весенних народных костюмах (Для детей можно делать: сарафаны, кокошники, бусы, рубахи, шапочки весенних птиц, яркие платочки для девочек, шапочка для Солнышка),
3. прослушивание тематической народной музыки, совместное пение понравившихся песен (например, Аудиозаписи: русская народная мелодия «Как под наши ворота», украинская народная песня «Веснянка», песня А. Филиппенко «Весенняя песенка»),
4. беседы о наступающей весне,
5. разучивание плясок, потешек, закличек, поговорок, народных игр, хороводов и ещё миллион разных интересных дел :)
Источник группа в ВК Елены Гринтальhttp://vk.com/waldorfhome
Список дел на весну
Весна - волшебное время, когда природа пробуждается от зимнего сна и возвращается к жизни. Весной мы живем в предвкушении лета - яркого солнца, длинных каникул и маленького путешествия - на море, на дачу, к бабушке или просто похода в парк. Мы собрали небольшую подборку весенних моментов, которые должны хотя бы раз быть в жизни каждого ребенка.
1. Растопить побольше снега, чтобы весна пришла поскорее.
2. Научиться печь блинчики в масленицу.
3. Выучить новый стих про весну.
4. Походить замерзшей луже в непромокаемых сапогах так, чтобы лед начал трескаться.
5. Завести полезную привычку - зарядку по утрам, закаливание или просто начать ходить в спортивную секцию.
6. Увидеть ледоход на реке.
7. Пускать кораблики по весенним ручейкам.
8. Сделать цветы из бумаги.
9. Найти первые почки на деревьях.
10. Попрыгать по лужам.
11. Украсить комнату тюльпанами.
12. Поучаствовать в «Часе Земли».
13. Помочь маме сложить и убрать зимние вещи и инвентарь.
14. Отдать старые вещи и игрушки.
15. Вести дневник погоды, чтобы проследить, как она меняется ближе к лету.
16. Вдохнуть аромат цветущего дерева.
17. Найти птиц, вернувшихся с юга.
18. Посадить и вырастить цветок.
19. Попробовать березовый сок.
20. Сходить в ботанический сад.
21. Погулять под весенним дожем со своим собственным зонтиком.
22. Увидеть и сфотографировать радугу.
23. Раскрасить яйца на Пасху.
24. Выиграть «яичную битву» на Пасху
25. Смастерить кормушку для птиц.
26. Записаться в бассейн, чтобы к лету плавать как рыбка.
27. Посмотреть парад.
28. Возложить цветы к памятнику в День Победы.
29. Посмотреть на запуск фонтанов.
30. Провести целый день в парке
31. Заняться «малярными работами» - помочь взрослым покрасить дом, забор на даче или просто нарисовать рисунок на асфальте.
32. Пускать солнечных зайчиков.
33. Научиться кататься на велосипеде/роликах/самокате и т.п.
34. Запустить воздушного змея.
35. Составить список планов на лето.