Как научить ребенка читать.
Взято
Ребенок должен прийти к чтению через «преображение» собственной речи в письменную:
• через подписи к рисункам (имя автора рисунка, объяснение содержания);
• через впечатления от событий, записываемые взрослыми в специальный дневник (можно посадить ребенка на колени и показать, как его речь превращается в запись, когда вы печатаете на компьютере; полезно также время от времени перечитывать ребенку написанное);
• через истории, превращенные в самодельные книги (это из области «я понимаю, как сделана книга»);
• через письма.
Ребенок должен прийти к чтению через «преображение» собственной речи в письменную.
Письма – то, с чего мы начали разговор, наглядная демонстрация общения с помощью письменной речи. Можно писать письма знакомым, сказочным персонажам, животным. Можно вообще повесить дома почтовый ящик (вопреки торжеству электронной почты), склеив его из картона или сделав из фанеры. А можно никаких ящиков не вешать, а облюбовать себе какой-нибудь тайничок, «дупло». Так или иначе, но то место, откуда достаются письма, должно быть особенным. И должны быть разные конвертики, которые надо подписывать, наклеивать на них марки, запечатывать и распечатывать. Чтобы дети включились в игру, она должна быть насыщена предметными действиями.
Письма, как ни странно, – более сложный вид ситуации письменной речи даже по сравнению с записью историй (если это не однократное письмо Деду Морозу, от которого требуется «ответ» в виде вполне определенной вещи). История «диктуется» маме (или бабушке), которая – вот она, рядом: видно, что она делает, как она что-то переспрашивает, уточняет. Она может показать, как выглядит только что записанный текст (это обязательно надо делать).
Как организовать ситуацию письменной речи
1. Создайте мотив для совместной деятельности: например, нужно сообщить кому-то о важном событии в жизни ребенка или о каком-то его желании. Предложите ребенку «наговорить» слова, которые вы за ним запишите.
2. Выберите форму текста. Это может быть письмо, сказка, история. Соответственно записанный текст потом будет оформлен как письмо или превратится в самодельную книжку.
3. Выберите способ фиксирования текста.
А) Можно записывать за ребенком на бумаге ручкой. Сами вы, скорее всего, уже давно этим способом не пользуетесь: он «ужасен» с точки зрения физиологических усилий и продуктивности. Но школа еще очень слабо затронута компьютеризацией. Обучение грамоте связано с «пыткой письмом». Поэтому есть смысл показать малышу, как вы это делаете и что из этого получается.
Б) Можно сесть вместе с ребенком за компьютер. Если вы умеете быстро печатать, процесс превращения фраз в печатный текст будет очень наглядным. Этот способ, помимо всего прочего, еще и продвигает малыша на пути к овладению чтением.
В любом случае ребенок должен видеть, как за ним записывают.
4. Время от времени нужно просить ребенка остановиться, показывать ему текст, в который превратился детский рассказ, и уточнять: «Я вот так записал. Ты ведь это говорил? Нет? Тогда давай я это исправлю. Скажи еще раз, чтобы точнее получилось». При письме ручкой зачеркивание допустимо (даже приветствуется), потому что взрослый работает на черновике, и ребенку нужно об этом знать.
5. В конце нужно обязательно прочитать малышу весь текст. Это усиливает ощущение «превращения» устного в письменное.
6. Готовый текст необходимо «оформить».
А) Оформляем текст как письмо.
Здесь лучше отказаться от соблазнов технического прогресса и не отправлять письмо электронной почтой. Лучше воспользоваться обычной почтой: она открывает дополнительные возможности почувствовать результат совместного труда: вкладываем письмо в конверт, наклеиваем красивую марку, опускаем в почтовый ящик... Много разных предметных действий.
Б) Оформляем текст в самодельную книжку.
Это особая область рукотворчества. И особая тема для разговора. Изготовление самодельных книжек – одна из тропинок, ведущих в большой книжный мир.
Марина Аромштам