Хлеб всему голова!
Много фото и много писанины. Все же Краткость сестра НЕ моего таланта.)
Как растет хлеб ребенок уже видел, правда так ничего и не смогла понять, где же это булки да батоны там на поле.) А тут я узнала о предстоящем Празднике хлеба, который проходил в местечке, находящимся как раз не далеко от дачи, куда мы и неприминули съездить.
Ох, тяжело доставался хлебушек нашим предкам!
От поля, от печки
При входе на праздник всех встречает девушка в русском сарафане, которая держит в руках миску с пшеницей и кидает зерно под ноги пришедшим с добрыми пожеланиями. Затем мы прошли к огромной печке, высотой 12м, в которой разместился музей русской печи. К сожалению, внутрь нам не удалось зайти, т.к. печь находится на реконструкции. Все остальное действие по добыванию муки происходило около этой самой печи.
Сначала нужно собрать зерно, причем не позже Хлебного спаса (29 августа). Оказывается, есть и такой праздник. Вот же даже не знала.) Знала только про яблочный спас, а про хлебный и не слышала. Срезали колосья с помощью серпа и собирали в снопы. Затем эти снопы отбивали специальными тяжелыми палками, которые называются цепы. Работа тяжелая, делали ее мужчины. При отбивании колосьев цепами из них выпадало зерно. Современный ребенок на вопрос про палку-цепу, что это, ответил - Нунчаки.)))
Отбивать нужно было обязательно с поклоном и что бы палка попадала по колосьям определенным образом. На празднике мог попробовать отбивать зерно каждый желающий.
Затем это зерно вместе с колосьями пересыпали в огромное сито, которое держали на шеях двое мужчин. И таким образом просеивали зерно от колосьев, раскачивая это сито.
Попробовали проделать этот процесс конечно же и наши женщины.))
Ну а после этого уже начиналась женская часть работы, не менее тяжелая. А на мой взгляд, так самая кропотливая, долгая и тяжелая. Эх, не легко было женщинам на Руси.
В полном разгаре страда деревенская.
Доля ты! Русская долюшка женская!
Вряд ли труднее сыскать...
Н. Некрасов
Просеянное через огромное грубое сито зерно нужно было провеять через сито поменьше с более мелкими дырочками. Делалось это по ветру, что бы при просеивании вся сорная трава, пустые оболочки и пр. с ветром сносило в сторону, а вниз падают уже только чистые зерна. Процесс долгий, повторялся несколько раз, до тех пор, пока не оставалось чистое зерно. Наверное, именно отсюда и пошла поговорка «Отделить зерна от плевел».
Ну и затем начинался самый трудоемкий процесс - перемалывание зерен в муку. Перемалывали на двух жерновах - грубого помола, затем мелкого помола. Жернова крутятся довольно тяжело. Крутить нужно в одну сторону, по солнцу, с одинаковой скоростью, при этом стоять приходилось согнувшись. С непривычки, буквально уже через минуту, ладони подавали сигнал о возможности заполучить мозоли, а перемолоть то получилось совсем каплю.) Как же наши бабоньки все это перемалывали, что бы накормить весь год всю большую семью???
Первыми к жерновам допустили попробовать детей.) Жернова самые настоящие, им более 100 лет! Вообще все предметы быта на территории уникальны, все настоящие, старинные, не новодел. Все помнят тепло рук наших прабабушек и прадедушек!
Настя тоже подержалась за жернова.))
Собственно на этом этапе моему ребенку наскучил процесс добывания муки и она рванула дальше.)) Пришлось спешно ее догонять, так что каравай с солью мы не отведали и хороводы не поводили.)
Залезла в телегу.)
Далее на Украинском хуторе Настя расписала пару дощечек - «Петриковская роспись» хлебных дощечек. Ведь раньше было важно не только, как приготовить, но и как подать хлеб. Подавали его на рушнике, вышитом хозяйкой собственноручно и на хлебной доске. Этот процесс нам очень понравился. Ну еще бы.) Дощечки в качестве сувениров увезли с собой!
Затем пошли на Белорусский хутор, где проходил мастер класс по приготовлению ситных булочек. Булочки лепили все желающие. Затем эти же булочки, прям горяченькие из печки, раздавали всем участникам - сколько слепил, столько получил.) Настя правда и здесь не пожелала задержаться надолго, слепила одну булочку и сказала хватит.)) А булочки ну очень вкусные! Замечательное тесто, да из настоящей печи! Уууу, вкуснотища!
Здесь же в Белорусской избе послушали про жизнь и быт в старину.
А что вот это за предмет?
Предмет, похожий на крохотную табуретку. Посередине сидушки не большая дырочка, а под дыркой какие то перекладинки.
Так ведь это современные ходунки.)) Только они без колесиков и совсем крошечные. И не совсем это ходунки, а подставка для младенчика. Ребеночка с 3х до 6ти месяцев ставили в это приспособление для разработки икро-ножных мышц! Пока мамка была занята по хозяйству, дитятко само себя забавляло, стоя в этой подставке и рассматривая все вокруг. Представляете? Трехмесячного ребенка уже ставили! А еще говорят, что современные дети более развитые. Что то у нас по моему трехмесячных младенцев не ставят на ножки.
Ох, я словно попала в детство. У бабушки была почти такая же печь. Точнее почти такая же лежанка в таком же закутке около печи, на которой собственно, как и в старину, все мы маленькие дети-внуки спали всегда вместе с бабушкой. Только у нас изба была в Украине, а не в Белоруссии. Печь была на полхаты, так же стены были завешаны коврами ручной работы, на ощупь они довольно грубые, но очень яркие. Правда у нас лежанка была как продолжение печки, а не из досок. А выше, над самой топкой, под самым потолком, у нас была еще одна лежанка, на которой лежали игрушки и где мы всегда играли. Оттуда же наблюдали через занавесочку, как бабушка пекла хлеб. Какой же аромат стоял в хате!
Вот в практически таком же деревянном корыте бабушка замешивала тесто. Т.е. теста замешивалось сразу много и пекли хлеб на всю неделю.
Ну как же без кошек? Их мы найдем везде!)
И бутылИ такие я помню!) Только не помню, что в них наливали. Наверное вино из бочек наливали в эти бутылИ на праздники.
Насколько я поняла, это старинная борона!
Остужали хлеб в безопасном от детей месте, на полочке под потолком. Это уже собственно Русская изба.
Большие семьи были раньше! Вон, какие дома строили!
На палати.)
Детей в старину рано приучали к труду. И поесть приготовить, и убрать, и за скотиной ходить, все они умели сызмальства. В 5 лет девочка уже могла приготовить кашу. Ну нам еще нет пяти, поэтому время еще для освоения есть.)) А с ухватом, пусть и маленьким, мы уже немного справляемся.)))
Хлебная лопата. Опять же вспомнила бабушку, как ловко она доставала такой лопатой хлеб из глубокой печи.
И именно на такой лопате баба-ягА пыталась сунуть Иванушку в печь.) Собственно, а кто такая эта бабка ягА? Откуда взялась? И правда ли она была такая злая и кровожадная и питалась человечиной? Была ли на самом деле или это вымышленный герой? Да собственно был прототип этой бабули.) Баба ягА это прототип Ведуний (ведьм, как их называли), повитух, знахарок, коих было раньше не мало. Лечили они травами и заговорами. А тулупы носили шиворот-навыворот, мехом наружу. Такой тулуп в старину назывался Яга, вот собственно и прилипло наверное это название. Бабки старые, страшные, в страшном тулупе. Ну чем не баба ягА?) Ну а что по поводу кровожадности и сажания на лопату, так и тут не сплошная выдумка.) Кровожадности конечно не было, а было вот что. В старину была очень высокая детская смертность. И также много детей рождались недоношенными. Принимала раньше детей обычно бабка-повитуха. Когда рождался недоношенный слабый ребеночек, про него говорили: «Ой, а ребеночек то недоделанный. Надо доделать, допечь». Вот такого недоношенного ребятеночка такая бабка-повитуха заворачивала целиком в тесто, как кулечек, наружу оставляли только лицо. Печь сначала топили, потом ее остужали до определенной температуры, до температуры внутренних органов 40С. Такая температура, как в животике у мамы. И засовывали этот кулечек глубоко внутрь печки. Вот так и «допекали» и выхаживали младенца, пока он становился жизнеспособным. Много людей выходили таким образом вот такие вот бабки-Яги.) Кстати, Суворов был выхожен таким вот способом.
Собственно, сейчас дохаживают недоношенных деток практически тем же способом - держат в специальном кювете, при определенной температуре и влажности.) Наши бабушки знали, что надо делать!)
Ну а из теста не только хлеб пекли. Также первым материалом для изготовления игрушек на Руси было соленое тесто. Нам тоже представилась возможность попробовать своими руками сделать поделку из необычного материала. Правда тесто оказалось передержанным и работать с ним было очень трудно, т.к. оно почти сразу прилипало к рукам. Нужно было очень быстро скатывать из него шарики или другие фигуры и быстро приклеивать на картонку. Маленькому ребенку это давалось с трудом. Но что бы мы не расстраивались, нам подарили красивую поделку, сделанную мастером и рассказали, что и как делать с ней дальше.)
Если все правильно сделаем и раскрасим, то может получиться что то подобное этому.) Для примера.
Не довольная.) Пытается отлепить от ручек прилипшее тесто.) Сделать это довольно тяжело, только мыть.
В продолжение темы игрушек. Чем и во что еще играли наши предки? Не смотря на то, что конечно не было такого изобилия игрушек, которое есть у современных детей, не смотря на то, что все игрушки были вроде бы примитивные, тем не менее они несли в себе все функции для развития ребенка. Были игрушки и для развития памяти, мышления, моторики. А уж сколько веселья приносили детям. К тому же делались они вручную, с душой. На экскурсии в «детской» избе даже взрослые не могли удержаться поиграть в эти забавы.) Было довольно весело и экскурсия прошла как то незаметно быстро. К тому же этот молодой паренек-экскурсовод очень весело и умело преподносил материал. Молодец! Сумел заинтересовать всех!
А это кубарь. Один из прототипа волчка. Название такое от того, что если не правильно запустить, то он не крутится волчком, а катится кубарем.) Отсюда поговорка «Катиться кубарем». Что бы запустить, нужна сноровка. Никто из присутствующих сделать этого так и не смог.) Одна особенность, запускать его нужно, положив на бок и очень резко и быстро, после чего он встает сам на кончик и крутится. Что бы не останавливался, его стегали плеткой и пытались вогнать в импровизированные ворота.
Настолько весело и забавно, что Настя тут же вскочила и побежала вместе со всеми стегать этот кубарь.)
Еще один волчок. Это уже прообраз современной юлы. Можно запускать как на короткой, так и на длинной ножке.
И все таки бычок упал, когда закончилась доска.)
Богородские медведи.
Зернышко к зернышку! Такое занятие нам по душе.) Дома иногда делаем такие поделки и тут не прошли мимо. Мастер-класс в Поволжской избе.
И снова я оказалась на мгновение в детстве - Украинский хуторок. Хаты, обнесенные тыном. Ностальгия!
Не совсем поняла, причем здесь Гагарин и это место, но около памятника все равно сфотографировались.)
Помимо Праздника хлеба параллельно проходил еще один праздник - праздник этнической музыки «Путь к себе». Постоянно в разных местах выступали разные коллективы, группы и мы совмещали одно с другим.) Даже Гребенщиков посетил праздник. Хотя к этнической музыке его по моему отнести как то тяжеловато.) Но на его концерте народу собралось много. Никаких лавок, ничего. Только сидя на траве или стоя. Ближе к природе.) Мне понравилось!)
Группа «Иван Купала». Замечательно поют. Особенно сидя вот так вот в поле на земле, под открытым небом, слушать еще более интересно. Даже ребенок слушал очень внимательно. Правда со всеми этими мастер-классами мы не много успели их послушать к сожалению.(
Также послушали настоящих индейцев.)
Вообще я заметила, что Насте нравится такая музыка. Еще в стиле «Одинокий пастух» тоже привлекает ее внимание. Не удержались, купили диск, всю обратную дорогу слушали этот диск, а Настя комментировала.)
И послушали и потанцевали.)
На последок зашли в питомник хасок, который находится на территории. Красавцы!
Наш день прошел не зря! Мы остались довольны этой поездкой, правда день оказался какой то маленький, мы не все успели посетить.)
А это на обратном пути сделали маленькую остановочку.