Что проглотил книжный червячок в апреле 2015 (Агате 3,5 года)
Ух, уже скоро начало лета, а у меня все еще на повестке дня - поделиться с вами, какие же книги мы с Агатой успели прочитать и осознать в апреле. Этой записью хочу начать новую для меня рубрику "В читательском дневнике". Сегодня расскажу о тех произведениях, которым Агата уделила внимание в возрасте 3,5 лет.
Стопочка не очень-то велика, но содержательна (здесь и в дальнейшем пишу о впервые прочитанных книгах). Конечно, сначала о серьезной литературе. Агата с удовольствием познакомилась с рассказом "Слон" Александра Куприна. Немалая помощь в этом - просмотр замечательнейшей постановки Белгородского театра кукол по мотивам данного произведения. Без преувеличения могу сказать: это один из лучших спектаклей для детей, который мы смотрели.
А наш "Слон" с иллюстрациями Геннадия Спирина словно живет духом того времени. Если кто не помнит, о чем речь в книге: девочка Надя больна, и ничего ее не радует. Никакие друзья и игрушки, никакие развлечения. Но однажды утром она просит у папы слона, обычного серого слона. Нет, не игрушечного, а маленького живого слоника. Рассказ о всеобъемлющей родительской любви, о том, как сбываются детские мечты. После спектакля Агата очень хорошо восприняла сюжет, с большим вниманием рассмотрела рисунки и как-то через пару недель после прочтения со вздохом ответила мне в период грусти, что она "больна равнодушием к жизни и ее ничего не интересует". Да, книга не прошла мимо :)
Вторым серьезным изданием, прочитанным мною Агате и прослушанным ею вдумчиво и осознанно, стал "Волшебник Изумрудного города" Александра Волкова. Любовь к этому произведению родилась у дочери давно. Еще в 1,5 года дедушка подарил ей музыкальную книгу с песенками из советского мультфильма про Элли и ее друзей ("Мы в город изумрудный идем дорогой трудной..."), потом на 2-й день рождения Пупоксик получила в подарок изготовленный нашими с Вовой руками Изумрудный город и всех героев. Тотошку, Железного Дровосека и Страшилу я слепила/сшила ночами, а похожих Льва и куклу Элли мне удалось подобрать и купить. До сих пор вспоминаю, как радовалась Агата, увидев свою любимую сказку!
Потом был небольшой перерыв в впечатлениях, "изумрудный домик" отдали в детский сад рядом с нашим старым домом, мы сменили жилье и позабыли о волшебной стране. Но купленная осенью книга оживила воспоминания Агаты, и в 2,5 года она стала просить читать ей кусочки текста возле тех рисунков, которые ее больше всего интересовали. Мне по душе оказались иллюстрации Виктора Чижикова, Агата тоже их прекрасно приняла. Так мы бессвязно прочитали почти половину книги и в итоге убрали ее на полку, потому что рисунки были не на каждой странице. И вот в 3,5 года время ее пришло: за неделю вечерних чтений перед сном вся история была наконец озвучена и с вниманием выслушана. Теперь Агата слушает еще и аудиопостановку по мотивам "Волшебника...", а вот до мультфильма мы так и не добрались пока.
Знакомство с Алисой Селезневой, Громозекой и космическими пиратами у Агаты прошло совсем по другому сценарию, но результат такой же: обожание и любовь. Сначала дочь увидела мультфильм "Тайна Третьей планеты" (снятый еще в годы нашего детства), ей очень понравились герои и сюжет. Но я отдавала себе отчет в том, что читать Кира Булычева в оригинале Агате еще рановато :) А потом мне случайно в библиотеке попалась книга по мотивам этого мультфильма, причем пересказанная в 1997 году самим автором.
И вот у Агаты в руках повесть о двух капитанах Буране и Киме, докторе Верховцеве, а также Пирате Глоте и Весельчаке У. В первый же вечер мы прочитали "Тайну Третьей планеты" полностью. И после - еще раз 10. Несмотря на разношерстные отзывы в Лабиринте, я сочла ее достойной упоминания, потому что мой главный читатель был в восторге.
Помню свое полное издание "Девочка с Земли", как я обожала историю о трех капитанах и перечитывала ее очень много раз в 5-7 классах школы. Уже тогда мне было понятно, что в мультфильме сюжет повести и число персонажей сокращены: исчез капитан Полосков, число Великих Капитанов уменьшено до двух и они получили имена Буран и Ким (в повести названо только имя Первого Капитана - Всеволод). Но от этого "Тайну третьей планеты" я любить меньше не стала.
То, чем были недовольны многие читатели в рецензиях на эту книгу, а именно - сокращением текста повести про Алису, мне кажется безосновательным, ведь сам автор сделал это (наверняка, в расчете на более широкий охват детской аудитории), а не посторонние люди. Да, события повторяют мультфильм, так ведь это и есть повесть по мультфильму, а никак не попытка переделать оригинал.
Мне кажется, что издатели со своей задачей справились на пятерку. Книга большая, удобного формата, текст и оформление соответствуют друг другу: листать и слушать книгу ребенку интересно, захватывающе и динамично. Агата теперь постоянно просит прочитать ей "Тайну Третьей планеты", а после книги мы стали слушать еще и аудиоверсию мультфильма, которая нравится дочери не меньше.
Кстати, в этом издании есть еще одна маленькая повесть "Алиса в стране загадок", главными героями которой стали Алиса Селезнева и сын Громозеки Оромозик.
Мое мнение: для первого знакомства с фантастикой - это чудесный вариант! А уж какое подкрепление в виде мультика и аудиосказки: редко получается разыскать удачное сочетание всех форм изложения сюжета. Теперь попробую более предметно провести поиск книги у букинистов и на сайтах менее популярных магазинов, все-таки очень сильно дочь ее полюбила и просит оставить себе :)
Продолжу описание наиболее удачных, любимых книг прошедшего месяца отзывом о необыкновенном сборнике стихотворений Людмилы Улановой "Самый мелкий великан". Я этого автора открыла не только для Агаты, но и для себя: рифмы не избитые, сюжеты веселые, лаконичные и мудрые, - меня покорило большинство стихотворений в этой книге.
Нашей шутливой семейной цитатой теперь стало четверостишие из "Как рассмешить носорога", которое, по-моему, в полной мере отражает инстинкты каждого родителя:
Говорила сынку носорожица:
"У тебя очень грустная рожица,
Кто обидел тебя, моя лапочка?
Мы затопчем его: я и папочка" :)
Речь шла о том, как маленький носорог грустил: его друзья-зверята смеялись, щекоча друг друга, а носорожик ничего не чувствовал из-за своей толстокожести. Мама утешила его очень быстро и "пощекотала" своего малыша рогом со словами: "Ты запомни, все мамы такие: могут то, что не могут другие!" Я обожаю это стихотворение, оно такое пронзительно доброе и светлое.
Добавлю еще несколько полюбившихся нам стихотворений. Иллюстрации, на мой взгляд, выше всяких похвал и достойны содержания.
Радостью для меня стало внимание Агаты к сказкам. До сих пор она не играла в принцесс, не любила никакие волшебные истории с королями, замками, каретами и другими подобными атрибутами. Все изменилось после просмотра в кинотеатре нового фильма "Золушка": Агату как подменили - хоть играть в одевание кукол на бал она и не стала, но зато у нее проснулся интерес к чтению волшебных сказок. Начали мы, конечно, с "Золушки" Шарля Перро и еще прочитали с удовольствием "Дикие лебеди" Ганса Кристиана Андерсена. Я выбрала книги с привычными мне иллюстрациями О.Васильева и Э. Булатова (здесь неожиданно кстати меня выручил FixPrice), наверно, до трехлетнего возраста они бы Агату не заинтересовали, а сейчас оказались очень подходящими.
Практически равнодушной Агата осталась только к двум книгам, прочитанным в прошлом месяце. Первая - книга Владимира Дрихеля "Кто там, в темноте?" Честно говоря, я так и не поняла, опоздала ли я предложить дочери этот рассказ или же наоборот поспешила. Мальчик приехал в гости к дедушке, ночью ему становится страшно спать, и дед ведет его с собой в лес, в поле, на речку и показывает, объясняет, как ведут себя ночью звери, что интересного происходит в природе. Сюжет не самый динамичный, книга вечерняя, тихая, спокойная и очень душевная, но, видимо, нашей охотнице за приключениями и волшебством показалась скучноватой. Хоть мы и поиграли по ее мотивам, и обсудили поведение животных, книга поставлена на полку и ... не знаю, ждет ли своего часа? Искренне надеюсь, что Агата подрастет и получит удовольствие от самостоятельного прочтения. А пока что я любуюсь иллюстрациями.
Вторая книга, не оставившая глубокого следа в душе - библиотечная "Леса-Чудеса" Генриха Сапгира. Видимо, ее надо было прочитать пораньше, года в 2, потому что мягкая лирика уже на так Агате интересна, ее увлекают длинные поэмы, много сюжетных линий, перипетий, а тут все мило, просто, сказочно и почти не вызывает обсуждений. Хотя лично я эту книгу очень люблю, но как-то пришлась она не ко времени. Плюс еще Агата очень расстроилась, что смеянцы в последнем стихотворении дразнили дракона (а она очень их любит), и тот лопнул от злости. Ей было искренне жаль трехголового Горыныча, так что книгу мы отложили для скорой сдачи в библиотеку обратно.
Поверив большинству восторженных отзывов о книге Якоба Мартина Стрида "Невероятная история о гигантской груше", я приобрела ее в нашу коллекцию. Прочитали с Агатой дважды, ей история понравилась, но восторга не вызвала. Если воспринимать это как художественное произведение, а не как книжку-картинку с чудесными иллюстрациями (подобно "Городу добрых дел" Ричарда Скарри), то мое разочарование велико. Не совсем мне ясно, для какой аудитории предназначена книга. Возможно в 2,5 года Агате был бы более интересен незамысловатый сюжет, но слог книги с расчетом на этот возраст (или перевод?) оставляет желать лучшего. Мой вердикт: иметь в библиотеке вовсе не обязательно, но в качестве красивой книги для малышей - любителей рассматривать мелкие детали в возрасте 2-3 года - купить можно. Или еще вариант - оставить на самостоятельное чтение шестилетке как комикс. Агата запомнила из книги всех злодеев и периодически в них играет, других выводов ею сделано не было.
А вот о противоречивой книге "Лягушонок" того же автора у меня другое мнение. Хоть лексикон, да и некоторые подробности сюжета не всеми родителями будут восприняты однозначно, но книга наполнена смыслом, очень важным для каждого ребенка: мама и папа любят тебя любого, даже с скверным характером и ужасными поступками. К сожалению, такие посылы в духе альфа-родительства нечасто встречаются на страницах детской классики. "Лягушонок" был воспринят на ура Агатой, и она достаточно долгое время переспрашивала меня после каких-то мелких проступков словами из книги, люблю ли я ее по-прежнему. Все-таки тема принятия родителями ребенка для малышей очень трепетна.
И напоследок, в нашем читательском опыте появилась не совсем художественная литература, но очень и очень здорово написанная - переиздание советской книги Александра Шибаева "Язык родной, дружи со мной!". У меня только комплименты. Я обожаю игру слов и все, что касается букв, алфавита, русского языка, семантики и т.д. Филологи меня поймут :) Агата поначалу отнеслась к книге настороженно (думаю, из-за непривычных ее глазу иллюстраций), но потом распробовала рифмы на вкус, и сейчас мы читаем эту книгу с любой страницы, смеемся вместе, играем, хохочем. Мне кажется, никто еще не превзошел Александра Шибаева в этом формате азбуки-игры в стихах. Искренне рекомендую для прочтения в возрасте 3-6 лет.
Вот таким получился наш книжный апрель. Мне он запомнился долгими разговорами с дочкой, первым весенним чтением на улице, проснувшейся у Агаты любовью к аудиосказкам. А сейчас в самом разгаре читательский май, и вскоре здесь будут наши впечатления о Коньке-Горбунке, Карандаше и Самоделкине на острове фантастических растений и других отличных книгах.