Ольга
8 лет
Физические упражнения до года (с материалом)
Физическое развитиеВсе конечно знают, что на первом году жизни самое главное для малыша- это физическое развитие. В это время ребенок много спит, много кушает, а затем и очень активно ползает. В общем, со своей стороны укрепляет тело, как только может.
Чем же можем помочь ему мы, родители? Не кутать, купать в прохладной воде, не пеленать, предпочесть по возможности грудное вскармливание, давать возможность двигаться. Но так как примерно первые шесть месяцев жизни возможности малыша к самостоятельному движению несколько ограничены, то обеспечить ему должный режим двигательной активности можно при помощи массажа и гимнастики.
Все, что будет написано дальше- это только мое личное мнение, мой опыт. Возможно, кому-то он будет интересен и полезен. Я не врач, и не медсестра. Все выводы делала на основе прочтения книг, журналов, интернета и по советам медсестер, врачей и массажиста.Итак, нам уже 8 мес. Что мы делали к этому времени...
1. "Мамин" массаж и гимнастика.
Это очень нежный, щадящий вид массажа, основанный на поглаживающих движениях. Мы начали делать такой примерно с 3-х недель вот по этой схеме:
Крупнее и по блокам можно скачать тут.
Вот еще один вариант такого массажа из книги "Мать и дитя" института им. Отта:
Крупнее тут.
И еще один вариант из журнала, который нам подарили в роддоме (на украинском языке):
Крупнее тут.
Такой массажик, конечно, лечебного эффекта не имеет, но кровушку по мышцам разгонит, а это уже хорошо. Одновременно с массажными движениями можно делать простейшую гимнастику для новорожденных: сводить-разводить ручки, сгибать-разгибать ножки, делать "жабку" (все эти упражнения Вам, наверняка, покажет патронажная медсестра). Повторяем каждое упражнение 3-5 раз. С возрастом число повторений можно увеличивать.
Для укрепления мышц пресса и профилактики коликов нужно выкладывать малыша на животик, как перед каждым кормлением, так и во время массажа и гимнастики. Например, ту же "жабку" можно делать не только в положении на спине, но и на животе. Особенно если ребенок с характером и сопротивляется "действу".
Во время массажа и гимнастики можно приговаривать такие потешки:
Наши уточки с утра-
Кря-кря-кря! Кря-кря-кря!
Наши гуси у пруда-
Га-га-га! Га-га-га!
А индюк среди двора-
Бал-бал-бал! Балды-былда!
Наши гуленьки вверху-
Грру-грру-у-грру-у-груу-у!
Наши курочки в окно-
Кко-кко-кко-ко-ко-ко!
А как Петя-петушок
Ранним-рано поутру
Нам споет ку-ка-ре-ку!
Сидит белка на тележке,
Продает она орешки:
Лисичке-сестричке,
Воробью, синичке,
Мишке толстопятому,
Заиньке усатому.
Кому в платок,
Кому в зобок,
Кому в лапочку.
Ай, тюшки-тюшки-тюшки!
Вырастали лопушки.
Вырастали лопушки-
Зарастали все лужки.
Зарастали все лужки,
Все пригорышки!
Набегали тут дружки,
Малы детушки!
Набегали на лужки,
Рвали-брали лопушки,
Лопушочки рвали-брали,
С ...(имя)... в зонтики играли!
Когда делаем упражнения для ножек:
-Ножки, ножки,
Куда вы бежите?
-В лесок, во борок-
Грибы, ягоды собирать,
Нашу (-его) ...(имя)... угощать.
Большие ноги
Шли по дороге:
То-о-п-то-о-п-то-о-п!
Маленькие ножки
Бежали по дорожке:
Топ-топ-топ-топ-топ-топ-топ,
Топ-топ-топ! Топ-топ-топ!
-Ножки вы, ножки,
Куда вы бежите?
-Пробегу по бору,
Тебе ягод наберу,
Черну чернику,
Алу землянику.
-Ножки, ножки, где вы были?
-За грибами в лес ходили.
-Что вы, ручки, работали?
-Мы грибочки собирали.
-А вы, глазки, помогали?
-Мы искали да смотрели-
Все пенечки оглядели.
Вот и ...(имя)... с грибком,
С подосиновичком!
Когда массируем пальчики и ладошки:
Сорока-белобока
Кашу варила,
Деток кормила.
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
А этому не дала:
Ты дров не рубил,
Воды не носил,
Каши не варил-
Тебе нет ничего!
-Пальчик-мальчик,
где ты был?
-С этим братцем-
В лес ходил.
С этим братцем-
Щи варил.
С этим братцем-
Кашу ел.
С этим братцем-
Песни пел!
2. Профессиональный массаж.
То есть тот, который делает приглашенная медсестра. Если у Вашего малыша есть показания для такого массажа, то тут все ясно. А если нет... Мое мнение- курсы массажей у профессионала малышу лучше пройти, и лучше 3 раза на первом году жизни:
- когда ребёнок начнет держать голову (2-3 мес.);
- когда сядет или придет время сидеть (6-7 мес.);
- когда малыш пойдет (около 12 мес.).
Почему я так думаю:
1. Да любому человеку полезно проходить курсы массажа два раз в год.
2. Даже если изначальных показаний для массажа не было, то положительный эффект Вы обязательно заметите. У нас, например, были проблемы с дневным сном. Поначалу сынок спал только на улице в коляске, и только если эту коляску везут. А так как наше младенчество пришлось на зимние месяцы, то временами это было проблематично (мы, наверное, были единственными, кто курсировал по улицам 3 раза в день при морозе минус 20С). Так вот, после первого курса массажа в 2,5 мес. Владик как будто научился сам расслабляться, и по крайней мере один из дневных снов стал спать дома в кроватке.
3. Если массажист "не жадный", то охотно поделится с Вами своими "секретами". И Вы сможете делать подобный массаж ребенку самостоятельно. Только не стесняйтесь спрашивать. В нашем случае так и было. Милейшая женщина, которая делала Владу массаж, показала мне основные способы воздействия на мышцы, а также зоны, на которые нужно обращать внимание. И самое главное- сказала, какие из упражнений без профессионала повторять не стоит.
4. Курс массажей для малыша- это, наконец, прекрасная возможность маме тоже поправить себе спинку.
3. Фитбол.
Замечательная штука!
Для занятий с грудничком лучше всего выбирать мяч диаметром 65-75 см, не меньше.
Занятия на фитболе- это развлечение для малыша, массаж животика и тренировка вестибулярного аппарата.
Мы начали заниматься на мяче в 2,5 мес., одновременно с первым курсом профессионального массажа. В интернете рекомендуют начинать чуть ли не с рождения. Но я считаю, что стоит все-таки подождать, пока ребенок не начнет самостоятельно держать голову.
Делаем такие упражнения:
1. Укладываем малыша голеньким на мяч животиком вниз (на мяч кладем пеленочку) и "пружиним" вверх-вниз. Амплитуда и скорость зависят от возраста малыша. В любом случае ребенку должно нравится, и голова ни в коем случае не должна болтаться.
Приговариваем потешку:
Прыг-скок, прыг-скок
Обвалился потолок!
или:
Тюх-тюх, тюх-тюх,
Загорелся наш утюг!
2. Положение то же. Только теперь, не прекращая "пружинить", прокатываем малыша на мячике сначала вперед-назад, затем вправо-влево и по кругу в одну и в другую сторону.
Приговариваем потешку:
Поехали, поехали
За грибами, за орехами,
Приехали, приехали
С грибами, с орехами.
3. Прокатываем малыша на мячике вперед-назад, вправо-влево, по кругу, только уже без "пружинки".
4. Сажаем малыша попкой на мяч и скачем, поддерживая его подмышками. Важно! Если ребенок еще не сидит, то при выполнении этого упражнения весь вес малыша должен приходится на руки мамы, не на мяч. В этом случае не скачем на фитболе, а как будто массируем мячиком попку.
Приговариваем потешку:
Еду, еду к бабе, к деду
На лошадке в красной шапке,
По ровной дорожке
На одной ножке,
В старом лапоточке
По рытвинам, по кочкам
Все прямо и прямо,
А потом вдруг... бух в яму!
5. С последними словами укладываем малыша на мячик спиной. И прокатываем вперед-назад. В самом нижнем положении можно слегка "попружинить", чтобы ребенок расслабил ножки и спинку.
6. Это и следующее упражнение можно выполнять после 6-7 мес. на профилактику проблем стопы. Мама садится на стул и придерживаем фитбол ногами. Малыша сажаем себе на колени, и стучим его ступней по мячику (топаем). При этом голеностоп придерживаем своей ладонью.
7. Ставим малыша на мяч и топчемся. Сначала фитбол можно придержать своими ногами, а потом отпустить и дать малышу возможность слегка побалансировать.
Мой сынок обожает такие упражнения. И если на массаже и гимнастике по мере взросления удержать его все сложнее, то на фитболе он всегда занимается охотно и с удовольствием.
4. Динамическая гимнастика.
Пожалуй, самый спорный пункт. У подобных систем упражнений огромное количество сторонников и противников, как среди родителей, так и среди представителей медицины.
Скажу сразу, что я категорически против всякого экстрима, когда ребенка подбрасывают, выпуская при этом из рук, крутят в воздухе за одну руку или ногу, прокручивают суставы и т. п.
За основу наших занятий я взяла вот это видео:
На мой взгляд, тут все аккуратно и максимально безопасно для ребенка. И наши патронажные врач и медсестра такие упражнения одобрили.
В любом случае, перед началом подобных занятий лучше проконсультироваться с семейным врачом или (и) ортопедом на предмет возможных противопоказаний.
5. Глазная гимнастика.
Начинать тренировать глазки можно как только малыш научится фокусировать взгляд на предмете. Собственно это само по себе уже и есть первое упражнение. Над новорожденным можно подвешивать игрушки и картинки. Обязательно по прямой линии перед глазами и на расстоянии не меньше 30-40 см, чтобы малыш не скашивал глазки вправо, влево или к переносице. Предметы-"тренажеры" лучше использовать контрастные, в идеале черного, белого и красного цветов.
Когда ребенок начнет следить глазами за предметом, можно добавлять упражнение на движение глазками по простым траекториям: вверх-вниз и вправо-влево. Число повторений 2-3 раза. С возрастом число повторений увеличиваем.
Затем постепенно добавляем слежение за предметом, перемещаемым по диагоналям, по кругу в одну и в другую сторону, а также упражнение " ближе-дальше", плавно приближая и удаляя предмет-"тренажер" от малыша.
Рабочее расстояние для упражнений:
- до 2 мес. (примерно)- 15-25 см;
- в дальнейшем- 30-40 см.
Если предмет для слежения окажется слишком близко, ребенок будет скашивать глаза к переносице. Этого допускать нельзя.
А вот и наши первые "друзья" по глазной гимнастике- Лёва, Совушка и Совушка-сплюшка (контрастно прорисованные мордочки и яркое красное пятно):
Должна заметить, что с возрастом все труднее сделать так, чтобы Владик захотел за чем-то следить глазами. Поэтому, если подходящего по интересу предмета не находится, то приходится маме самой прыгать из стороны в сторону, ближе-дальше и т. д.
Еще полезно для глаз, войдя в комнату, несколько раз включить и выключить свет.
На прогулках нужно стараться, чтоб ребенок почаще смотрел вдаль. Для этого можно намеренно обращать его внимание на нечто, расположенное вдали или движущееся (автомобиль, трамвай).
Ну а о том, что "не нужно смотреть в телевизор, компьютер, планшет до 3-х лет, а после 3-х лет не более получаса в день", думаю и говорить не стоит.
6. Плавание.
В большой ванне или бассейне. Подробно, как все организовать, можно посмотреть в книгах и статьях доктора Комаровского Е. О.
Если же в Вашем городе есть специальный бассейн для грудничков, то это огромное везение. Можно не только закаливать, но и научить малыша плавать под руководством опытного инструктора.
Честно говоря, меня очень впечатлила в книге Сесиль Лупан "Поверь в свое дитя" глава о младенческом плавании и нырянии.
Но мы пока довольствуемся надувным бассейном во дворе, приспособив шейный круг к одеванию вокруг пояса.
7. Упражнения на тренировку вестибулярного аппарата.
Это всевозможные кружения, раскачивания, подъемы малыша на своих руках вверх-вниз и прочая "возня". Тут у нас верховодит папа. А я стараюсь делать с сыном упражнения из комплекса, который давала Лиза.
Важно! Хочу еще отметить, что при выполнении любых упражнений важно следить, чтобы во-первых, ребенок был доволен, во-вторых, чтобы у него ни в коем случае не болталась голова (не забываем про безопасность позвоночника и "шейк-синдром"). Всегда лучше немного "недо-", чем "пере-".
Вот, вроде, и все, чем хотелось поделиться. Спасибо всем, у кого хватило сил дочитать до конца столь длинный опус. Буду рада общению и советам на тему активной жизни деток до 1 года.Сохранить