Детские истерики
Приведу часть дискуссии взятой с форума русмедсервиса http://forums.rusmedserv.com/showthread.php?t=144176&highlight=%E8%F1%F2%E5%F0%E8%EA%E8 (кому эта тема интересна, зайдите по ссылке, там очень познавательная беседа)
Кстати ситуация которую описывает эта мама, очень похожа на нашу в какой то степени )))))
Здравствуйте уважаемые специалисты! Очень Вас прошу о помощи, так как самостоятельно не справляюсь., что тема неоднократно поднималась, но мне так нужем мудрый совет. Читала Корчака, Гиппенрейтер, но к своей ситуации их советы ума не хватает что ли применить. Мой сынок, 1 год и 8 месяцев, сильно поменялся за последний месяц. Я по-настоящему узнала, что такие истерики. Поэтому темы про истерики других малышей стала читать с особым вниманием. В чем-то советы, данные другим мамам, помогали, но лишь в конкретном сиюминутномслучае. В целом, я не могу разобраться, в чем причина такого поведения сыночка, а главное, как реагировать мне (не обращать внимание, отвлекать, как?????)!!!! Все началось с того, что он просыпался либо во время дневного сна, либо ночного с криком и ничто его не могло успокоить. Брала на руки, он меня отталкивал, будто не видел. Я оставляла его в покое, он сползал с кровати, забивался в угол и рыдал. Только через полчаса я каким-то чудом его успокаивала. Потом начались истерики и днем, когда не получал желаемое, научился канючить. По совету педагога в группе, где занимаемся, всячески отвлекала. Тогда же стал отнимать у детей игрушки. Так длилось недели три и отпустило. Я думала, мое терпение победило. Мы даже научились договариваться о некоторых вещах. Но вот последние дни все началось с новой силой и вновь. Катались на качели два часа, сняли, а ему показалось мало, криком распугал всю округу. Договариваться не захотел, отвлекаться тоже. Одежду девать не хочет, протестует??? А сегодня во время дневного сна подскочил от звука сработавшей автомобильной сигнализации, с криком соскочил с кровати, стал швырять попавшиеся под руку вещи и стал бегать с криком. Я схватила его на руки. Носила, кружила, гладила. Он извивался как уж. Я от отчаяния и молитву над ним прочла. Потом посадила на кровать. Он стал бить меня по лицу. Это уже не первый раз так он делает, если ему что-то не нравиться. Просто норовит ударить меня по лицу. А иногда, когда зол на меня, машет мне рукой, говорит пока и если я выйду, закрывает за мной дверь. А за закрытой дверью начинает безутешно рыдать. Успокаивается минут через двадцать. Все это время я говорю ему, как люблю его, предлагаю обняться и… плачу от бессилия и неумения понять, чего хочет мой ребенок. Я очень люблю сына, он у меня золотой ребенок. Сама я очень эмоциональна, могу не сдержаться, но ради сына и его психичского здоровья готова меняться. Помогите мне советом, как действовать, когда сынок обиделся или когда он так со сна встает.
Как Вы могли заметить, проблема истерик у ребенка достаточно часто волнует мам, обратившихся за консультацией. Давайте попробуем на Вашем примере обобщить все то, что уже было написано-сказано по этому вопросу.
Про причины:
1. Плач и крик - это нормальная реакция ребенка в ответ на отрицательные эмоции и/или неудовлетворенность какой-то потребности, желание добиться чего-то. Там, где взрослый может в силу опыта и возможности осознанной регуляции поведения выбрать другие способы реагирования, ребенок будет плакать.
2. Если причина плача (истерики) кажется Вам незначительной, постарайтесь взглянуть на ситуацию глазами ребенка, с позиции его опыта и интересов. Возможно для него - это настоящая трагедия.
3. Детям нужно большее время, чтобы пережить свои эмоции, справиться с ними (опять-таки в силу малого опыта, внутренних ресурсов и особенностей функционирования нервной системы). Кроме того, каждый человек (читай: и ребенок) индивидуален. Поэтому каждому отдельному ребенку необходимо разное время и разное количество ресурсов и способов поддержки. Сравнивать разных детей в сходных ситуациях - занятие как минимум бессмысленное.
Как реагировать:
Каждый родитель может на себе испытать, какие реакции на истерики неэффективны (или малоэффективны, или дают кратковременный эффект) с их чадом.
Начнем с того, чего делать категорически нельзя. Итак, нельзя:
- наказывать (шлепать, обзывать, ставить в угол, кричать на ребенка);
- игнорировать (уходить, закрывать в комнате одного);
- паниковать и эмоционально "метаться".
Почему этого делать нельзя:
- Дело в том, что в моменты истерики ребенок нуждается в со-чувствии, понимании, ощущении рядом большой и спокойной мамы. Именно от взрослого в такой ситуации ребенок черпает ресурсы, чтобы преодолеть свои негативные эмоции, научиться взаимодействовать с миром.
В названных выше реакциях взрослого ребенок не только не получает так необходимого ему сочувствия и ресурсов, но наоборот ему достается еще больше негативных эмоций.
Малоэффективные меры:
- отвлечение (на рыбку, киску, другие виды деятельности). Как видно из названия данная мера - это не способ преодолеть проблему, а уход от нее. В малом возрасте и незначительных для ребенка ситуациях срабатывает, в остальных случаях - нет.
- договориться - не срабатывает, или срабатывает редко так как в этом случае взрослый пытается воздействовать на рациональное в ребенке, проблема же лежит в сфере эмоций. Более того, договор может стать "медвежьей услугой" для взрослого, когда ребенок может начинать специально истерить, чтобы получить предмет договора (например, конфету, просмотр мультика, покупку игрушки и т.п.).
- не обязательно тискать и прижимать ребенка к себе, если он этого не хочет. Вспомните, Вам тоже бывает неприятно, когда к Вам кто-то прикасается в момент переживания Вами особенно неприятных, негативных эмоций (например, злости, гнева).
Что делать:
1. Оставайтесь максимально спокойной и уверенной в себе.
Помните, что слезы и крики - явление временное, и ребенок имеет право на то, чтобы переживать негативные эмоции.
2. Для того, чтобы успокоить Ваше чадо, не обязательно знать причины его эмоционального "срыва".
Любые Ваши предположения всегда будут оставаться лишь предположениями, пока ребенок не вырастет до такого возраста, когда сам сможет рассказать Вам об этих причинах (это конечно не значит, что все Ваши предположения ошибочны, а ребенок сможет хорошо подобрать слова, чтобы эти причины описать).
3. Дайте ребенку понять, что Вы будете оставаться с ним рядом, чтобы не случилось и так долго, как это понадобится. Это можно сделать как вербально (спокойно сказать ему об этом), так и невербально (просто находиться рядом с ним).
Уверьте малыша в том, что Вы готовы в любой момент обнять и пожалеть его, как только он будет к этому готов.
4. Расскажите сыну/дочери о тех чувствах, которые он(а) испытывает и о том, что с ним происходит (например, "сейчас ты расстроен, напуган, злишься и пр., и поэтому плачешь, кричишь...").
5. Если Вам не нравится какое-то поведение ребенка в момент истерики, говорите ему именно об этом. Осуждайте только эти конкретные его действия, но его самого, его личность.
6. Создайте и поддерживайте у ребенка ощущение целостности, нерушимости, прочности окружающего мира, чтобы он мог чувствовать себя уверенно.
Сделать это можно, во-первых, оставаясь спокойным и уверенным в себе, а во-вторых, создав ряд четких и постоянных правил в общении с ребенком.
Как разговаривать с ребенком во время истерики:
- Находитесь с ним на одном уровне, поддерживайте контакт глазами.
- Говорите спокойным, ровным голосом, пониженным тоном.
- Если Вы осуждаете какие-то конкретные действия ребенка, используйте Я-высказывания ("я недовольна, мне не нравиться").
- Оставайтесь спокойной, уверенной в себе и большой мамой.