Учим грамоте с пеленок: нужно ли обучать читать до школы?
Пожалуй, вопрос «когда начинать?» - один из самых острых, возникающих в родительско-педагогической среде. Когда начинать заниматься с ребенком? В каком возрасте ребенку можно дать краски или пластилин?
Также и вопрос: «Когда начинать обучать малыша грамоте?» вызывает множество споров.
Высказываются по этому вопросу тоже практически все, имеющие дело с детьми: врачи, педагоги, психологи, воспитатели, родители начинающие и умудренные опытом, а также бабушки, дедушки, знакомые и знакомые знакомых…
Каждый имеет свою точку зрения. Попытаемся выделить из всего многообразия высказываний самых значительные аргументы «за» и «против».
Быть или не быть?Мнения против:
Ряд специалистов считает, что раннее обучение чтению не соответствует физиологическим возможностям ребенка до 5-6 лет. Дети, которых научили читать в возрасте 3 лет, имеют неправильный механизм чтения и впоследствии с трудом воспринимают смысл текста. Отсюда большое число безграмотных старшеклассников в настоящее время, несмотря на то, что в начале 90-х появилась мода на раннее обучение и многие из них пришли в школу, уже обладая навыками чтения и письма.
Ранее обучение чтению также приводит к тому, что ребенку просто скучно на уроках в первые месяцы учебы, а затем теряется интерес и мотивация к обучению и возникает стойкая нелюбовь к школе.
Некоторые авторы пишут о том, те участки мозга, для развития которых наиболее благоприятен младший дошкольный возраст, не развиваются полноценно. Родители не уделяют достаточно внимания таким «несерьезным» вещам, как мозаика, рисование, лепка и т.д, а направляют все свои усилия на обучение тому, для чего ребенок еще не созрел. Негативные последствия этого также проявятся позже.
Раннее обучение бывает и своеобразным проявление родительских комплексов, когда родители стремятся сделать все, чтобы ребенок стал «самым-самым», не учитывая его собственных интересов, желаний, склонностей.
Излишняя увлеченность родителей необходимостью раннего обучения, неправильные и несоответствующие особенностям малышей методики могут приводить и к нарушениям здоровья ребенка, стрессам и полному нежеланию учиться и воспринимать новые знания в принципе. «4 года – читает, только если заставлять, действуют только угрозы. Что делать?» «3 года, не любит заниматься, видит книги – плачет, не может и полчасика посидеть спокойно. Может, ее врачу показать?» Эти вопросы действительно волнуют некоторых родителей.
Мнения за.
Чтение развивает мышление ребенка, ведь прочитанное надо еще понять и осмыслить, и чем раньше ребенок получает опыт такой мыслительной деятельности, тем лучше.
К тому же умение читать резко расширяет возможности самообразования малыша. Как известно, многие талантливые люди своей образованностью обязаны именно чтению. Чтение – важнейший инструмент в познании мира.
По мнению психологов, раннее чтение – залог формирования богатой речи у ребенка. Есть исследования логопедов, результаты которых показывают, что работа с некоторыми методиками обучения чтению очень помогает детям, у которых есть нарушения в развитии речи.
Аргументом сторонников раннего обучения также является тот общепризнанный факт, что ум ребенка младшего возраста гораздо более пластичен и восприимчив к восприятию нового, чем ум, например, 7 летнего ребенка.
Снижение интереса к учебе у детей, которые и так знают многое из того, что проходится в первом классе, - проблема, которую можно предотвратить. Если ребенок ненамного впереди класса, хороший учитель предложит ему развивающие задания, а по всем остальным темам можно работать со всем коллективом. Можно учиться по индивидуальному плану, перейти в следующий класс или поступить в сильную школу, предъявляющую более высокие требования к подготовке ребенка. Последний вариант неосуществим с ребенком, не имеющим навыков чтения и счета до школы.
Что касается вреда для здоровья и стрессов, то при правильной организации занятий и выборе наиболее подходящей именно вашему ребенку методики никаких проблем с этим не возникает.
Как видите, аргументы достойные внимания есть у каждой из сторон.
Что делать?В-первую очередь, выбрать аргументы, которые кажутся наиболее убедительными вам лично. Если обучать ребенка чтению рано «не хочется», то не заставляйте ни его, ни себя. Подумайте над этим вопросом позже, возможно, вы начнете учиться не в 3 года, а в 4, в 5 или перед самым поступлением в школу. Кстати, многие детки, с которыми занимались и которым не удавалось освоить чтение в 3-4 года, начинают читать к 6 годам практически без усилий со стороны родителей. При условии, что их не стали учить насильно и дали возможность «дозреть».
Если вы решили учить, то нужно познакомиться с методиками обучения чтению: по Доману, по Зайцеву или «традиционным» методом вы хотите обучать ребенка, если надумаете все-таки осваивать чтение до школы. Понять, какой вариант занятий вам больше нравится: можно учиться в группе в центре развития, дома с мамой, дома с педагогом индивидуально или с приятелями. Попробовать отдельные элементы или продумать полноценное занятие, сходить в группу. Психологи советуют брать из методики только то, что не вызывает внутреннего отторжения у вас самих, иначе обучение не будет иметь смысла.
А что еще?Не забывайте, что ведущий вид деятельности у такого маленького ребенка – игра. А значит занятие – это не сидение за партой с ровной спиной. Вряд ли ваш непоседа сможет долго это выдержать. Занятия включают игры, сказки, загадки, театральные постановки, стихи и песенки, подвижные игры и упражнения. Детям очень важна смена деятельности во время занятия, положительный эмоциональный настрой, яркие впечатления.
Идет это у ребенка, дается легко, ему интересно? Замечательно, продолжайте дальше. Не получается, не хочется? Подождите, занимайтесь чем-то другим, дайте отдохнуть. Возможно, ему еще рано. Ведь каждый ребенок – индивидуальность. У каждого своя скорость развития, свои особенности, свои интересы.
Ребенку дошкольного возраста важно не столько учиться, сколько развиваться. Поэтому не стоит, возможно, делать акцент на освоении навыков чтения до школы. Рисуйте, лепите, делайте аппликации, учите плавать, уделите время развитию внимания, наблюдательности, памяти и мышления. Читайте ему сами, посещайте музеи, разговаривайте, смотрите фильмы, играйте, конструируйте… Мало ли полезных занятий на свете…
К тому же хорошая координация движений пальцев рук, так называемая «мелкая моторика», послужит вашему ребенку в будущем. Считается, что при работе рук активизируются те центры коры головного мозга, которые отвечают за мышление и речь. Слышали поговорку: «ум ребенка на кончиках пальцев»? Мелкая моторика развивается и специальными пальчиковыми играми, и в процессе застегивания пуговиц, строительства железной дороги, наклеивания бусинок на пластилин..
Ребенок, у которого есть такой опыт, радость от узнавания нового, «фундамент» для дальнейшего обучения, пойдет учиться дальше с удовольствием и легко догонит раннечитающих сверстников.
Комольцева Наталья
Педагог