Про туризм, состояние гостиничного и ресторанного бизнеса в Германии на 2023 год
ГерманияПо поводу туризма из России в Европу мне в частности написали
следующее:"Во всем мире нарастает тенденция - путешествия не для всех,
путешествия для избранных", "Доковидный уровень и по качеству, и по
количеству, позволить себе могут немногие. Кафе и отели наполнены еще и
потому, что многое закрылось за ковид. Конечно, люди готовы платить
больше, но глобально все совсем не лучше в туризме по всему миру",
"Половина отелей и ресторанов закрылись после пандемии", "Во всем мире
население стало путешествовать меньше в массе, потому что дорого. Это
постковидная тенденция. Вроде бы, все открылось, а не открылось. Туризм
таки сдох".
Предлагаю посмотреть статистику Германии по ночевкам
гостей и самим увидеть, что местные жители и иностранцы продолжают
путешествовать. У людей есть деньги и желание посмотреть мир.
Если кратко, то в 2023 г. относительно 2019 г. доходы отелей/апартаментов
были на 11,3 % ниже, ресторанов (не заведений на вынос) также на 11,3 %
ниже. Если говорить о количестве, то в 2022 г. относительно 2019 г. в
Германии стало на 10 % меньше ресторанов и кафе, но количество
"звездных" ресторанов выросло. Германия очень быстро восстанавливает
свой туристический рынок, но не так быстро, как пляжные европейские
страны (в 2023 году Испания восстановила число туристов относительно
2019 г., Хорватия + 2 % относительно 2019 г., в Греции также превышен
уровень туристов 2019 года).
Про наследников недвижимости во время ковида
Можно вспомнить про такое качество ковида, которое сравнительно часто приводило к наследованию имущества. Если брать последний
В общей сложности в 2015-2024 годах наследники получат финансовые активы на сумму 597 миллиардов евро (исключая 2 % семей с самым высоким доходом). Около половины денег пенсионеры обычно вкладывают в сберегательные счета с фиксированной процентной ставкой и низким уровнем риска. Еще треть инвестируют в ценные бумаги с более высокой доходностью, но несколько более рискованные. Из-за своего возраста пенсионеры держат лишь небольшую часть своих финансовых активов в сфере страхования жизни или строительных сбережений.
Источник - Отчет Немецкого института пенсионного обеспечения.
Самые вероятные получатели жилой недвижимости в Германии те, у кого пожилые родители имеют в месяц чистый доход более 3 000 евро (после уплаты налогов), если живут на Юге, Юго-Западе или Западе страны, если дом находится в населенных пунктах с количеством жителей не более 100 000 человек.
Число облагаемых налогом наследства и подарков в Германии с 2009 по 2022 год.
Синие столбики - число наследства, черные - число подарков.
Источник -
Ежегодно в Германии наследуется сумма, сопоставимая с бюджетом страны. Это только те суммы, которые зафиксированы, т.к. с них был уплачен налог на дарение или наследование.
Деньги наследуются в 84 % случаев, недвижимость - в 46 %, ничего не наследуется в 13 % случаев.
Про ночевки в отелях и апартаментах Германии
Ночевки в немецких отелях и других средствах размещения с 1992 по 2023 год.(в миллионах).
Под средствами размещения понимаются отели, гостевые дома, пансионы, кемпинги, предоставляющие места для ночевок, как с частными, так и с деловыми целями.
Источник -
До 2019 года в Германии ежегодно устанавливались новые рекорды ночевок гостей. Из-за локдауна в 2020 году количество ночевок снизилось почти на 40 %. 2021 год не сильно изменил эту ситуацию, а с 2022 года туристическая активность в Германии снова возросла: количество ночевок увеличилось на 45,3 % по сравнению с предыдущим годом. Всего в 2022 году было около 451 миллиона ночевок. Эта положительная тенденция продолжилась и в 2023 году: при более чем 487 миллионах ночевок разница с 2019 годом составляла 11,3 %.
В индустрии гостеприимства в Германии с общим объемом в 20,7 млрд. евро (куда входит в том числе ресторанный бизнес и кейтеринг) 32 % общего оборота индустрии приходится именно на средства размещения, в основном на отели, пансионы и гостевые дома.
В 2022 году в средствах размещения в Германии было около 138 миллионов ночевок местных гостей и 35 миллионов ночевок иностранцев. Большинство ночевок в Германии приходится на июль и август.
Из отчета по ночевкам в Германии за январь 2024 г. Всего их было 25,3 млн, т.е. + 5,7 % относительно января 2023 г. Для сравнения: в январе 2020 г. было 26,9 млн. ночевок.
Про уровень инфляции в гостиничном бизнесе Германии
По сравнению с 2019 годом до коронавируса реальные (с учетом цен) продажи гостиничного бизнеса в 2023 году были на 11,3% ниже, а номинальные продажи (без корректировки цен) были на 8,8% выше. В 2023 г. индустрия гостеприимства подверглась резкому росту цен. Уровень инфляции в 2023 г. по сравнению с 2022 г. составил
Из отчета по туризму в Германии на январь 2024 г. -
Рост индекса потребительских цен в Германии в 2023 г.
2020 г. взят за уровень 100 %.
Синяя линия - индекс потребительских цен в среднем, красная - индекс цен по энергии, розовая - индекс цен по продуктам питания.
Источник -
В 2022 году уровень инфляции составлял + 6,9%. Это был исторический максимум.
В том числе в 2022 г. был очень большой рост цен на энергоносители, + 29,7 %, в 2023 г. рост составил всего + 5,3 %. В среднем за 2023 год цены на бытовую энергию выросли на 14,0 %, в том числе на природный газ + 14,7% и электроэнергию + 12,7 %, чем годом ранее. Цены на автомобильный дизель снизились на -11,3 %, на бензин 98 (или супербензин) на - 4 %.
Цены на продукты питания в 2023 г. выросли на 12,4 % по сравнению с 2022 г. (тогда рост составил 13,4 %). Цены на товары в 2023 г. по сравнению с 2022 г. выросли на 7,3 %, на услуги - на 4,4 %.
Арендная плата увеличивалась в среднем на 2,0% в год. Цены на общественный транспорт росли меньше, чем в 2022 г., особенно благодаря введению в мае 2023 г. Deutschlandticket, единому билету на общественный транспорт по всей стране всего за 49 евро в месяц. Цены на пакетные туры в 2023 году выросли за год на 9,1 %, на техническое обслуживание и ремонт транспортных средств +8,4 %, на услуги по организации питания и проживания + 8,1 %.
В декабре 2023 года природный газ за год стал стоить на 34,0% дороже, а централизованное отопление даже на 58,4% дороже, чем годом ранее. Но там была оказана единовременная денежная помощь от государства. Цены на электроэнергию остались стабильными по сравнению с декабрем 2022 года. Легкий мазут подешевел на 11,0%, а цены на топливо упали на 1,1%.
Доходы гостиничного бизнеса в Германии
Красная линия - реальные доходы (с учетом изменения цен), розовая - номинальные доходы (без учета).
2015 год взят за 100 %.
В 2023 году по сравнению с предыдущим годом был отмечен рост размещений (реальный +4,5 % и номинальный +10,8 %). Тем не менее, реальные продажи в отрасли были на 5,2 % ниже, чем в 2019 году до коронавируса, тогда как номинальные продажи были на 12,0 % выше.
В отелях, пансионах и гостевых домах в 2023 году было на 5,2 % больше продаж в реальном выражении, чем в 2022 году. Напротив, реальный рост продаж в двух других секторах размещения, жилья для каникул и в кемпингах, снизился в 2023 году (-1,5 % и -3,2 % соответственно).
Несмотря на это снижение, продажи жилья для каникул и кемпингов были выше, чем до пандемии короны в 2019 году (+5,6 % и +1,3 % соответственно). Это связано с тем, что в обоих секторах в 2022 году зафиксирован особенно высокий рост по сравнению с 2021 годом (+51,8 % и +11,2 % соответственно).
Про доходы в сфере общественного питания Германии
В сфере общественного питания реальные продажи в 2023 году упали на 0,9% по сравнению с 2022 годом, что на 12,9% ниже уровня 2019 года. В номинальном выражении продажи в 2023 году были на 7,2% выше, чем в 2022 году, и на 9,0% выше, чем в 2019 году. В секторе ресторанов, пабов и кафе на вынос зафиксирован реальный спад на 1,1% в 2023 году по сравнению с предыдущим годом и, следовательно, на 10,3% ниже, чем до пандемии.
В индустрии подачи напитков, которая включает пабы, дискотеки и бары, реальный спад был особенно высоким: -4,8% в 2023 году по сравнению с 2022 годом. Это означает, что реальные продажи в отрасли были на 34,0% ниже уровня 2019 года до пандемии.
Только предприятия общественного питания и другие поставщики общественного питания смогли добиться реального увеличения продаж на 1,8% в 2023 году по сравнению с 2022 годом. Тем не менее, продажи отрасли все равно оказались на 11,3% ниже, чем в 2019 году.
Число ночевок в Германии с 2022 г. по январь 2024 г., в млн.
Источник -
В январе в Германии было зарегистрировано 25,3 млн. ночевок местных и иностранных гостей. Это самое высокое январское значение с 2020 года, когда было зарегистрировано 26,9 млн ночевок.
Можно зайти на интерактивную страницу
Основные гости в отелях Германии по странам происхождения в 2022 г.
Источник -
Здесь стоит обратить внимание на привычку обращения с кредитными картами. Например, голландцы, американцы, швейцарцы предпочитают расплачиваться с помощью карт, немцы - наличными. К тому же немцы часто посещают одни и те же отели, апартаменты, где их знают по 15-20 лет и принимают деньги наличными, возможно, без отражения в отчетности.
К тому же голландцы очень любят отдыхать на юге Франции, куда предпочитают ехать по территории Германии, где выше скорости на автобанах и нет дорожных сборов. Поэтому именно у голландцев так много ночевок в Германии (они проезжают ее насквозь, но с остановками).
Реальные доходы индустрии гостеприимства в Германии c 2013 по 2024 гг.
Источник -
Данные по путешественникам из Германии в 2022 году
В 2022 году путешественники из Германии совершили в общей сложности 222 миллиона частных и деловых поездок с хотя бы одной ночевкой в Германии или за границей. Это было на 24% больше, чем в 2021 году, на который сильно повлияла пандемия короны, но на 15% меньше, чем в докризисном 2019 году. Особенно выросло количество поездок за границу: 87 миллионов поездок, больше на 78% по сравнению с предыдущим годом. Это показывает, что после окончания пандемии в 2022 году отдыхающие снова стали чаще ездить за границу. Однако количество поездок за границу осталось на 13% ниже уровня докризисного 2019 года. Число внутренних поездок выросло в 2022 году на 4% по сравнению с 2021 годом до 135 миллионов и оказалось на 16% ниже докризисного уровня.
Распределение туристических направлений между Германией и другими странами вернулось на докризисный уровень. Доля поездок за границу составила 39% в 2022 году по сравнению с 38% в 2019 году. В пандемические 2020 и 2021 годы доля упала до 25% и 27% соответственно. В это время туристы всё больше перемещались внутри страны.
Самыми популярными направлениями для поездок за границу в 2022 году были Италия (14%), Австрия (14%), Испания (11%), Франция (7%) и Нидерланды (7%). Эти пять стран зарекомендовали себя как лучшие зарубежные направления для путешественников из Германии как до, во время, так и после пандемии.
Если говорить о причинах путешествий, то в 2022 году было совершено около 192 миллионов частных поездок. Это на 22% больше, чем в 2021 году, но на 13% меньше, чем в докризисном 2019 году. По сравнению с частными поездками количество деловых поездок в 2022 году выросло значительно больше, чем в 2021 году, увеличившись на 39% до 30 миллионов. Однако количество деловых поездок во время пандемии также сократилось значительно сильнее и в 2022 году осталось на 27% ниже, чем в 2019 году. Это говорит о том, что многие деловые встречи будут проходить виртуально даже после пандемии и что деловых поездок все чаще будут избегать.
По мере увеличения количества поездок в 2022 году расходы также снова значительно увеличились. Расходы на транспорт увеличились на 85% до 42 миллиардов евро по сравнению с предыдущим годом, но это соответствует снижению на 14% по сравнению с 2019 годом. Расходы на размещение в 2022 году составили 60 миллиардов евро. Это на 73% больше, чем в предыдущем году и - вероятно, из-за инфляции - на 1% больше, чем в 2019 году. Расходы на еду и напитки в кафе и ресторанах составили 28 миллиардов евро. Это на 64% больше, чем в предыдущем году, и на 5% меньше, чем в 2019 году
Источник -
Про доходы в индустрии общественного питания
В сентябре 2023 г. численность работников в сфере общественного питания была на 6,7 % ниже уровня сентября 2019 года. Самое большое сокращение сотрудников было в секторе продажи напитков - 12,0%. Рестораны, пабы и кафе смогли приблизиться к докоронавирусному уровню по численности персонала: численность сотрудников в сентябре 2023 года была на 4,7% выше, чем в том же месяце предыдущего года, и все еще на 4,1% ниже, чем в сентябре 2019 года.
Продажи и занятость в сфере общественного питания.
За 100 % взят уровень 2015 г.
Верхние графики - продажи реальные, календарные и сезонно скорректированные.
Нижние графики - занятость сотрудников.
Реальные продажи в сентябре 2023 года все еще были на 12,6% ниже уровня сентября 2019 года. Особенно большим оказался спад в сфере подачи напитков: 6,2% по сравнению с тем же месяцем прошлого года и 34,5% по сравнению с сентябрем 2019 года.
На нехватку персонала в сфере общественного питания влияет то, что там находится самая высокая доля низкооплачиваемых рабочих мест. Работники индустрии гостеприимства, в том числе и ресторанов, чаще, чем в любом другом секторе экономики, получают валовой почасовой заработок ниже минимального порога заработной платы. В октябре 2022 года это касалось половины трудовых отношений (50,0%) в этой отрасли. На тот момент нижний предел заработной платы составлял 12,76 евро брутто в час. Для сравнения: в экономике в целом доля низкооплачиваемых рабочих мест составила 15,2%.
Количество предприятий в сфере гостеприимства в Германии.
Источник -
Если рассматривать только число ресторанов Германии, то с 2010 по 2021 год данные выглядят так.
Их число всегда медленно сокращалось, ковид лишь ускорил этот процесс.
Источник -
Так выглядит график роста Индекса потребительских цен в индустрии гостеприимства и общественного питания Германии.
Это существенный рост цен, но он не останавливает в людях желание путешествовать.
Источник -
При всём росте цен количество ресторанов, отмеченных Мишлен, в Германии растет.
Данные на 2020 год.
Данные на 2023 год: + 19 ресторанов *, + 7 ресторанов **.
Источники:
- Исследование о распоряжении наследством, заказанное Deutsche Bank в 2018 г. -
- Статистика на январь 2024 г. "Как жители Германии наследуют имущество" -
- Отчет по уровню инфляции в Германии в 2023 г. -
- Отчет по уровню продаж в сфере гостеприимства -
- Отчет по продажам и занятости в сфере общественного питания Германии на ноябрь 2023 г. -