Материнская чуйка...
Материнская чуйка меня не обманула.
Попали в эту пятницу на консультацию к психоневрологу,
заведующей детским консульт.-психоневрологич. диспансерным отделением МОПБ №1 Готовцевой Татьяне Глебовне,
и она подтвердила мои предположения о наличие аутичных черт в Яромирке.
В диагнозе стоит: группа наблюдения, элементы дисгармоничного развития (расстройство аутичного спектра).
Что самое интересное, взглянув на высыпания на коже Яромирки (а у него сейчас обострение), сказала, что очень похоже на глютеновую реакцию и прописала нам гипоглютеновую диету в придачу к питьевому Магне Б6. А я как раз к ней буквально на днях пришла сама, методом проб и ошибок.
Из хорошего: РАС в лёгкой форме, есть положительная динамика (выводы из беседы со мной), очень во время обратились.
Из плохого: велика вероятность на фоне РАС появления сильных фобий, агрессии и аутоагрессии.
Вот как то так. Теперь я буду жить с чётким пониманием того, что мой ребёнок не такой как большинство, и к нему и его развитию ДЕЙСТВИТЕЛЬНО нужен ОСОБЫЙ подход.
Вчера затарилась литературой по теме. Попалась замечательная книга русских авторов О.С. Никольской, Е.Р.Баенской, М.М. Либлинг Аутичный ребёнок. Эта книга многое прояснила у меня в голове на предмет особенностей моего ребёнка и, надеюсь, окажется полезной и в практических советах.
Из этой книги я поняла следующее. Если для обычного ребёнка знакомство с окружающей действительностью, с миром вокруг, через родителя или иного человека, - нечто естественное и даже желаемое, то аутист в силу своих психических особенностей не готов к контакту, взаимодействию с посредником. Именно поэтому очень сложно привлечь внимание аутичного ребёнка к чему-либо, и добиться от него желаемой ответной реакции.
Такие дети крайне редко посмотрят на предмет, на который ты указываешь пальцем, они скорее будут разглядывать руку. Такие дети не покажут тебе "Где мышка?", даже если они прекрасно знают это слово и нахождение соответствующего изображения. Они удивительным образом способны не замечать какое-то интересное масштабное событие, отвлекаясь на другие детали, малоприметные для остальных.
Например, очень наглядным стал мини-тест в кабинете психоневролога. Яромиру были показаны разные мелкие игрушки, затейливые письменные ручки. Сын сразу отдал предпочтение ручке, взял в ладонь, стал рассматривать. В этот момент врач взяла фонарик и направила его в сторону Яромира через листок белой бумаги, водила им всячески, и всё это - буквально перед его носом. Неа, НОЛЬ реакции, даже взгляда не кинул. Не сразу оглянулся и на игрушку-пищалку, которой она стала водить и извлекать звуки у него за спиной. Аутичные дети склонны к "зачарованности" неким явлением. Солнечные блики на стене их привлекают больше, чем сам предмет, в руках взрослого, который эти блики создаёт.
Теперь понятно, почему Яромира так подолгу занимали провода в возрасте до года, почему он спокойно подолгу мог находится в коляске, почему не любил находится на ручках, отвергал пальчиковые игры, подолгу листал страницы, не обращая внимание на содержание... Аутичные дети привержены к стереотипности в поведении, стереотипии в движениях, в играх. Это их успокаивает, даёт ощущение безопасности.
Вот почему мой сын очень любил и любит придумывать себе некую полосу препятствий, в которых порядок прохождения и вариация движений неизменны. Какое удовольствие он от этого получал! Сейчас подобных "полос препятствий" вроде становится меньше. Но зато есть любимые маршруты, и когда мы возвращаемся в коляске домой и проезжаем ЗА помойкой - я немедленно слышу бурю негодования со слезами, а если проезжаем тремя метрами дальше и непосредственно МИМО контейнеров - всё ОК. Подобные маршруты есть и в других частях города (детские площадки не в счёт)
Вот список своих наблюдений, сомнений и тревог, который я подготовила для консультации.
1. Коверкает слова, например "дысь" вместо дай
2. Произносит в основном односложные слова
3. Практически не повторяет звуки и слова за взрослыми
4. Не отвечает да - нет
5. Очень редко выполняет просьбы
6. Не умеет ждать, сразу истерика
7. Очень бурно реагирует на нет и нельзя
8. Истерит на смену маршрута (в т.числе дорога домой)
9. Почти постоянно в движении
10. сложно привлечь внимание, занять чем-либо
11. Иногда ходит на носочках
12. Орёт, вместо того чтобы позвать "мама" на помощь или к себе в комнату
13. Странные движения, резкие кивки головой, напряжённое тело
14. Однообразные игры: перекладывание предметов, открывание - закрывание, хлопанье дверьми, бросание вещей на пол
15. Не собирает пазлы даже из двух деталей, не играет в сортер по назначению
16. Не показывает кто есть кто по просьбе
17. Не отвечает на вопрос где? ни словом, ни жестом
18. просыпается ночью на кормление, даже несмотря на довольно плотный ужин
19. много писает ночью, приходится менять памперс.
20. нет ролевых игр
21. указательный жест и интерес к содержанию книг появился после 1,5 лет
22. Стал стабильно откликаться на имя после полутора лет
23. Стал осторожно относиться к незнакомым местам и людям только после полутора лет
24. Стал проявлять эмоциональную привязанность к родителям после полутора лет.
25. Появилась имитация действий только после полутора лет.
26. Чешет себя, даже когда нет видимых причин для этого.Татьяна Глебовна конечно поняла, что я уже "в теме", и отнеслась к этому положительно. Раскусила меня и на предмет наличия педагогического образования. Считает, что это безусловно помогает мне общаться с моим ЗАГАДОЧНЫМ ребёнком более продуктивно.
В общем, дорогие мои подруженьки, спасибо вам за поддержку!
Теперь мы точно знаем, с чем имеем дело, будем выполнять рекомендации, сядем на диету и будем учиться искать Нужный подход к воспитанию и развитию Яромира с учётом его особенностей.
Хочется верить, наша непростая дорога приведёт нас в светлое будущее.