Женина школа в Алматы
Зарубежные школыНу что, обещала - выполняю: рассказываю про женину новую школу.
Во-первых, здесь нет Плешакова!))) Собственно, это главное)) расходимся)))
Но если вам, всё же, интересны и другие подробности - добро пожаловать под кат (там овермного текста).
Итак.
Первый класс Женя окончила в муниципальной московской школе, а во второй пошла уже в Алматы - платно. Выбор отчасти вынужденный: инфраструктура мегаполисов в Казахстане не всегда успевает за взрывной урбанизацией, поэтому в крупных городах ощущается заметный дефицит учебных мест. Зная, что в госшколах и без нас, понаехавших, тесновато, мы сразу решили, что нагло претендовать на муниципальное место не станем.
Сначала был план уйти на заочку, формально оставаясь на балансе своего московского лицея. А потом решили-таки искать очно частную школу.
Здесь, для ясности, нужно сказать пару слов о казахской культуре, отношению казахов к детям и образованию (так сказать, этнографическая минутка). Если совсем коротко: из того, что я успела понять за время своего недолгого проживания здесь, в Казахстане есть две главные и нерушимые скрепы- дети и образование.
Это заметно и на частном уровне, и на государственном, и на уровне элит, и, просто, в бытовых мелочах.
Если на рекламном щите размещено яркое промо банка, не сомневайтесь: это не про ипотеку. 95%, что речь идёт об образовательном кредите, либо о детской «дебетовке» с системой бонусов для отличников.
Какой-нибудь казахский меценат вкладывает деньги? Статистически вероятнее, что не в больницу, спорткомплекс или волонтёрскую организацию, а во что-нибудь, связанное с образованием: частную школу для одарённых детей, грант на обучение в «Плющах» или, просто, на новый корпус для главной в городе ФМШ.
На уровне высших чиновников все разговоры тоже об образовании: как бы сделать образование в KZ максимально конкурентным, как бы одарённым детям учиться в лучших ВУЗа мира, как бы улучшить качество преподавания иностранных языков - и т.д.
Да, сами казахстанцы, наверняка, написали бы здесь, что разговоры - разговорами, а темпы ввода новых школ не успевают за ростом населения, в NIS (особая категория школ для одарённых детей, где учатся по программе международного бакалавриата) фиг поступишь, а на Болашақ (государственный грант на обучение в лучших ВУЗах США и Европы), вообще, бессмысленно подаваться - там всё куплено…
Но мне, как человеку со стороны, хочется отметить уже сам факт существования на государственном уровне описанной риторики и проблематики. Не во всех странах есть даже разговоры. А уж про Болашақ и NIS и говорить нечего.
Очевидно, что при таких вводных (+ на фоне дефицита мест в государственных школах), частное образование в Казахстане не порядок доступнее, чем в РФ. Частных школ очень много, и конкуренция между ними, реально, высока - что сказывается не только на качестве, но на цене коммерческого образования.
Для примера: женина CIS-школа обходится нам в цену среднемосковского монтессори-садика, хотя имеет самую «жирную» из возможных аккредитацию CAIE, присваивает выпускникам IGCSE и A-Level и даёт «золотые» гранты на обучение за рубежом.
Предисловие закончилось, дальше - к сути.
- Распорядок дня.
Непосредственно в школе дети проводят 9 часов. Школьный автобус собирает малышариков по городу с 7:00 до 7:30, чтобы в 8:00 они уже сидели в классе. Домой дети отчаливают в 17, и обратная дорога в час пик занимает примерно минут тридцать-сорок.
Обычно, в половине шестого-в шесть мне уже выдают на руки сытую, выученную, довольную, но сильно уставшую девочку.
Что же она успевает за день в школе?
Рабочий день у Жени начинается с плотного завтрака, а потом стартует учёба (в 8:45). Уроков довольно много: по 8 штук ежедневно, если считать вместе с внеурочкой. Правда, академический час у второклашек - всего 40 минут.
Между 6 и 7 уроками предусмотрено «окно» в расписании: для обеда и прогулки. Закончив учебный день, дети берутся за письменную домашку. Делают сами и тут же показывают учителю.
Те, кто справился не без косяков, садятся за работу над ошибками. Остальные могут пойти почитать в библиотеку (библиотекарь в школе - очень крутая артистичная женщина, мелкие её обожают, поэтому бегут в библиотеку при первой возможности) / поиграть в настолки / просто, отдохнуть. Дальше дети расходятся по дополнительным занятиям: кто-то идёт на дополнительные кружки, кто-то - на remedial для отстающих в английском. Женя идёт к школьному логопеду.
Наконец, в 16:30 все полдничают и собираются по домам. - Программа
Базово женина школа - классический пример Cambridge International School, которая работает по стандартным методикам CAIE. То есть, дефолтно дети учатся по британским программам среднего образования: с пяти лет и полностью на английском. Весь педсостав, соответственно - нейтив спикеры. А выпускники получают британский сертификат A-Level вместо аттестата.
Многие со старта выбирают именно такой «бескомпромиссный» образовательный маршрут, но я забоялась.
По справедливости, я не была на 100% уверена в жениных силах, насчёт изучения всех предметов «ин инглиш». Естествознание или сам английский с носителем для неё не были бы проблемой, но, вот, математика… в неё Женя и на русском-то не сразу въезжает.
К тому же меня очень беспокоили адаптационные моменты.
В общем, хотелось подыскать какой-то более мягкий способ въехать в систему. Стали смотреть, какие есть варианты, и оказалось, что при той же школе работает т.н. «лингвоотделение»: забавный гибрид кембриджской и казахстанской программ, где обучение ведется по смешанным курсам частично на русском, частично на английском языках. Этот вариант показался удачей: поучиться год-два, адаптироваться и переводиться на кембриджскую программу. Забегая вперед скажу, что теперь, разобравшись во внутренней кухне отделения, и подробнее изучив образовательные программы, я вообще передумала в ближайшее время забирать Женю с «Лингвы».
В чём же прикол программы?
Программа, конечно, без преувеличения, - хрустальная мечта гуманитария.
Часть предметов дети изучают по программам Кембриджа, часть - по обычной государственной программе общего образования Республики Казахстан. Таким образом, стьюдентсы, с одной стороны, всё ещё имеют ежедневную языковую практику с носителями-учителями кембриджского отделения (в среднем, вместе с внеурочкой выходит, 2-3 часа английского в день). А с другой проходят полноценные курсы русского и казахского языков, имеют 100500 часов литературы, с первого класса учатся писать тексты в разных жанрах и стилях, осваивают основы риторики и даже имеют англоязычную внеурочку по драме.
С пятого нам обещают ещё испанский и китайский, но это - дела далёкого будущего.
Есть, правда, у программы и свои приколы. То ли в погоне за красивым расписанием (с кучей разных красивых слов), то ли за чем-то другим, администрация школы разбила многие предметы на подкурсы. Например, вместо привычных мне двух часов «Окружающего мира», в женином расписании значатся 1 час «Естествознания», 1 час «Познания мира» и ещё 2 часа англоязычной «Science». А вместо 4 часов «Чтения» - 3 часа «Литературного чтения», час «Смыслового чтения» и ещё 5 часов «Художественной литературы». «Английский язык», соответственно, разбит аж на 3 курса: основной курс, фонетику и спикинг клуб.
Я очень боялась, что так «нашинкованная» программа обернётся обрывочными знаниями. Но пока, вроде, система более-менее работает.
Проблема оказалась в другом… - Оценки и контрольные
В Казахстане работает универсальная система оценивания. Четвертные оценки вычисляются строго по формуле, разработанной национальным министерством образования:
СОР и СОЧ здесь - это, соответственно, текущие и четвертные контрольные работы…
То есть, для получения четвертной оценки ученик обязательно должен располагать баллами за контрольные… то есть, по каждому предмету должны проводиться контрольные… то есть, если у тебя 3 естествознания, вместо одного, то и контрольных у тебя будет втрое больше))))
В результате, изобилие «экзаменуемых» предметов превращает школьные аттестационные периоды в испытание не для слабых духом. А последняя неделя четверти (когда дети пишут четвертные контрольные по всем 100500 дисциплинам) и, вовсе, тянет на полноценную ВУЗовскую сессию.
К тому же, как я поняла, в Казахстане нет какого-то строгого САНПИН в отношении количества контрольных работ. Поэтому уже несколько раз бывало, что детям ставили в один день по 2-3 четвертные контрольные.
Но! Есть и позитивные моменты.
Во-первых, проходные предметы, вроде физ-ры или ИЗО, оцениваются по системе зачёт-незачёт. То есть, все эти треш-истории про принципиальных физруков, портящих отличницам аттестаты, не про казахские школы.
Во-вторых, все контрольные по всем предметам пишутся на распечатках - чтобы у учителей не было ни малейшего соблазна снижать баллы за оформление (нет, конечно, «за клеточки» снижают… но только в классных, домашних и самостоятельных работах. На СОРах и СОЧах проверяют сугубо знание пройденного материала - и, имхо, это очень справедливый подход). - Праздники и мероприятия.
Вот тут у меня смешанные чувства. По моим ощущениям, внешкольная жизнь у Жени выходит уж больно насыщенной. Наш класс постоянно участвует в каких-то активностях, праздниках, карнавалах и конкурсах. Только заканчивается месячник казахского языка, начинаются дни дружбы народов. Заканчивается дружба народов, начинается конкурс самодельных костюмов осени. Кончается осень - стартуют дни казахской культуры или месячник русского языка.
Женя - человек ответственный, поэтому вся семья вечно в заботах. То сапоги красим, то генеалогическое дерево восстанавливаем, то казахский этнический костюм ищем. Я, если честно, задолбалась)))