Как познакомить ребенка со временем.
Математическое развитие (арифметика, геометрия, величины, временные и пространственные представленияКак мы знакомились с понятием "время". Может, кому-то наш опыт окажется полезным.
Время для ребенка-это абстрактное понятие, ему тяжело понять что это такое, его нельзя увидеть или потрогать. Напишу с чего мы начинали наше знакомство со временем.
Прежде всего мы познакомились с простыми понятиями, относящимися ко времени.
1. День, ночь, утро, вечер.
-Я обращала внимание сына, что за окном сейчас утро/день/вечер/ночь. Проговаривала: "Солнышко встает/ солнышко светит, солнышко садиться, темнеет/ светит месяц, горят звезды"
- Все, что делала, то и комментировала, указывая на время суток.
Сейчас утро, мы проснулись. Пойдем умываться и завтракать.
Наступил день, солнышко светит, пора гулять.
Посмотри, вечер за окном, темнеет, пора купаться и т.п.
-Показывала картинки с изображением времени суток.
- Когда читала книги, то обращала внимание на время суток и на то, чем заняты герои.
"Наступило утро, проснулся котенок"
2. Времена года.
Про времена года тоже говорить начала с сыном очень давно, когда он ещё и не разговаривал.
Выходим на улицу, говорю, смотри как тепло-весна наступила. Снег тает, ручейки бегут, почки набухают. При этом все разрешала потрогать, понюхать.
Вот такой простенький плакат висел у нас дома:
по нему мы много работали. Сначала это были простые задания, например:
- покажи зиму, лето, весну, осень
- когда распускаются листья на деревьях, когда люди надевают теплую одежду?
- я описываю картинку, а сынок отгадывает. Потом наоборот
- загадывала загадки
- читала стихи про времена года.
3. Прошлое, настоящее и будущее.
Эти понятия тоже относятся ко времени. Очень важно научить ребенка оперировать ими. Начать можно с самого простого
3.1 "сначала-потом"
- в течении дня я проговаривала свои действия
"Сначала мы умоемся, а потом будем завтракать."
"Сначала оденемся, потом пойдем гулять."
"Сначала закроем дверь в квартиру, потом выйдем на улицу."
"Сначала почищу картошку, потом положу в кастрюлю." и т.д
- показывала картинки с просьбой показать что сначала, что потом
начинали с совсем простеньких картинок
из такой тетради:
Скачать ( ознакомится) можно тут
потом перешли к более сложным картинкам
- вот такие наборы у нас в почете до сих пор:
скачать (ознакомиться) можно здесь
скачать (ознакомиться) можно тут
-Дидакическая игра "Что сначала, что потом"
-Игры путанки.
Уж очень они Тиграше нравятся.
Я произношу "неправильные" фразы, в которых нарушена последовательность действий или нарушен смысл:
"сначала картошку надо положить в суп, а потом помыть и почистить"
"сначала у дошадки рождается щенок, а потом из щенка вырастаем большой медведь"
"сначала надо надеть шапку, а потом идти кушать"
Конечно после таких фраз восторгу нет предела! И Тиграша меня поправляет.
3.2. Понятие "вчера, сегодня, завтра". Часто дети путаются в этих понятиях.
Специально сына я не учила этим понятиям, просто употребляла в речи и задавала непрямые вопросы:
- Где мы вчера с тобой были?
-Что мы сегодня видели в парке?
- Куда мы решили завтра пойти?
3.3 Дни недели
Ничего особенного я не делала для сына( имею в виду никаких паровозиков с днями неделями), просто как-то естественным образом Тигран запомнил дни недели.
Единственное, стихотворение, которое мы с сыном читали про дни недели:
Муха - чистюха
Жила-была муха-чистюха.
Все время купалась муха.
Купалась она в ВОСКРЕСЕНЬЕ
В отличном клубничном варенье.
В ПОНЕДЕЛЬНИК - в вишневой наливке,
Во ВТОРНИК - в томатной подливке,
В СРЕДУ - в лимонном желе,
В ЧЕТВЕРГ - в киселе и смоле.
В ПЯТНИЦУ - в простокваше,
в компоте и в манной каше…
В СУББОТУ, помывшись в чернилах,
Сказала : - Я больше не в силах!
Ужжжасно, ужжжасно устала,
Но, кажется, чище не стала!
Другие стихотворения про дни недели можно посмотреть тут
- Конечно же, я проговариваю по утрам "сегодня понедельник, а завтра будет вторник и мы пойдем..."
Хорошо, если у вас есть календарь дома и вы будете рассматривать вместе с малышом дни недели и число. Можно просто при ребенке делать пометки в календаре, комментируя свои планы на будущее.
3.4 Месяцы в году
Тоже познакомились с ними мы помощью стихотворений
4. Понятие секунда.
Самое простое понятие на мой взгляд. Ребенок может его почувствовать, если поиграть в игру " Что можно сделать за секунду?"
- закрыть глаза
-хлопнуть в ладоши
-топнуть ножкой
- открыть рот
5. Мимоходом показывать на часы в комнате и произносить время.
Дети любят подражать взрослым, поэтому интерес к определению времени будет расти, если взрослый будет вслух определять время.
Можно говорить будто для себя: "Большая стрелка стоит ровно на 12, а маленькая на 5. Значит, ровно 5 часов." Не обязательно просить ребенка смотреть на часы, главное чтоб он слышал, как взрослый определяет время.
6. Игрушечные часы.
Я, как математик, считаю очень нужным приобрести игрушечные часики с крутящимися стрелками для ребенка. И чем проще они будут, тем лучше. Многие дети, придя в школу не умеют определять время по механическим часам.
У нас вот такие раритетные часики из моего детства.
Циферблат позволяет в дальнейшем лучше понять дроби: четверть часа, половина часа, а также на нем сразу видно и прошлое, и будущее.
Сейчас, когда у сына в разгаре период сюжетно-ролевых игр, я играю вместе с ним и в игре стараюсь мимоходом спрашивать который час. Например, я говорю Хомяку, что Суслик придет к нему в гости в 6 часов. И Тигран, т.е Хомяк, смотрит на часы и говорит сколько сейчас времени.Потом крутит стрелки, устанавливает их на 6 часов и ждет Суслика ( т.е меня) в гости.
Книги и пособия:
Тетрадь
"Готовимся к школе" - Время. Часть и целое.
Времена Года. Энциклопедия для детей