О том, как мы учим английский язык
ПолиглотыХочу поделиться с вами нашим опытом изучения английского. Сыну 4 года, дочке 2, так что задания есть разных уровней, хотя принцип абсолютно одинаковый. Я не буду описывать какую-то одну методике обучения, просто свой мамин опыт, то, что подошло моим детям. Самое главное условие - это говорить со своими детьми, ну это при условии, если вы на достаточном уровне владеете английским. Второе условие - это не бояться учиться самим, нет ничего страшного в том, что вы что-то подзабыли, сейчас масса пособий для взрослых, разговорников, словарей.
Правильность своего произношение можно проверить в любой момент, практически в каждом электронном словаре есть функция «прослушать слово» (ну, это на случай если мама не может разобраться с транскрипцией). Другая составляющая этого вопроса, это то, что язык не стоит на месте. Мы же не хотим научить ребенка закостенелым фразам, которые в реальной жизни носители языка не используют. Тут можно посоветовать просмотр фильмов, различных видео, чтение газет, журналов и современных книг. И на этом этапе большинство из мам зададут мне справедливый вопрос, где же взять на это время? Время действительно постоянно не хватает, но можно заставить себя выделить минут 15 в день на свой английский, пусть за это время вы не посмотрите полнометражный фильм, но каждый день по кирпичику, и через месяц часть стены готова. Я, например, стараюсь читать английские книги, когда ребенок на занятии, так что минут 40 2-3 раза в неделю у меня есть. Ну, думаю, моя мысль по поводу мам ясна, теперь перейдем к детям. Почему для меня самое важное говорить с ними, да потому, что мы обычно обсуждаем бытовые моменты. Давайте будем откровенными, на первых парах ребенку будет нужнее именно бытовые фразы, а не фразы по типу "London is the capital of Create Britain" и "Who is on duty today?". С разговорами разобрались, не важно, где вы дома, на улице, в кафе, смело переходите на иностранный язык, не могу сказать в какой момент, но в один прекрасный день ребенок ответит вам взаимностью.
3.Еще одной немаловажной составляющей изучения языка является понимание ребенка, зачем он это делает. Очень часто слышу от родителей, что ребенок не понимает, чего от него хотят и зачем ему знать все это непонятные фразы. У нас был переломный момент, когда дети попали за границу и увидели своими глазами, что понимают там, в большинстве, английскую речь мамы. После того как у сына спросили "What is your name?" он ответил, что Матвей, а на вопрос "Is it your sister?", он утвердительно закивал головой и сказал да, что-то с ним произошло. Да, он ответил на тот момент на русском, но он понял, что ему говорили, и понял, как важно знать еще один язык. Я не говорю, что все срочно должны куда-то ехать, я думаю достаточно попросить кого-то поговорить с малышом на английском или сделать вид, что какая-то игрушка не понимает родной для малыша речи.
4. Теперь о видео и мультиках. Разумеется, их необходимо показывать. Во-первых, дети слышат речь носителей языка, во-вторых, мультики нравятся детям, и они невольно усваивают иностранную лексику. Но, не стоит ограничиваться только на мультиках, детям необходимо видеть артикуляцию, по этому, в ход идут видео, где читают англ. стихи, поют песни, просто дети разговаривают между собой, познавательные программы. Думаю, почти все знают, что на многих пультах от телевизора можно выбрать язык, так вот можете смело включать Discovery и National Geographic и смотреть на английском. На вопрос, если ребенок не хочет ничего смотреть на незнакомом ему языке, я обычно советую не совсем со стороны педагогики правильную вещь: «Мультики на русском закончились, но если хочешь, я могу включить тебе английские», в большинстве случаев дитё согласится. Если нужно я в отдельном посте напишу, что именно мы смотрим. А еще можно приобрести героев мультфильмов и играть с детьми на английском, можно проигрывать сюжет, который вы только посмотрели, а можно и новое придумывать.
5. Книги. Я бы тут разделила книги на две группы - художественные и обучающие. С художественными все понятно, стоит начать с тех, где совсем мало текста на страничке и картинки соответствуют тексту, потом эти книги пригодятся для самостоятельного чтения ребенком. Можно читать на английском те книги, с сюжетом которых ребенок уже знаком, но мои дети больше любят новые тексты, хотя в нашей библиотеке есть и Репка и Колобок на английском. Как по мне, то чем больше книг, тем лучше, малыш всегда сможет выбрать, что он хочет почитать. Подробно о нашей подборке книг, я напишу отдельно.
Теперь обучающие книги. Для маленьких детей это в основном словари в картинках. Для тех, что помладше темы попроще, и картинки покрупнее (первое фото), для тех, кто постарше сюжеты посложнее (второе фото). Чем хороши эти книги? Они упрощают жизнь мамы, тут сразу и слово, и перевод, и транскрипция, остается только прочитать слово и все. Для детей польза состоит в том, что вы еще один раз, после прочтения художественных книг акцентируете внимание на конкретном слове без контекста, и когда он его вновь слышит в тексте, то ему понятнее, о чем речь. Еще хороши словари с наклейками, когда малыш клеит наклейку, но невольно у него в голове повторяется слово.
Можно и журналы подключить, главное, чтобы это был не единственный источник. Мы иногда покупаем «Дашу путешественницу», я не очень, а дети любят.
Еще стоит упомянуть книги с русским текстом и английскими словами. Мое мнение неоднозначное, больше нет, нежели да, но, тем не менее, такая книга у нас есть, и дети ее любят. Матвей даже с удовольствием учит такие стихи.
6.Игры. Пожалуй, из игр с английским текстом у нас только лото, а остальное все обычные повседневные игры, просто иногда, например, собирая по паром мам и детей или складывая конструктор, мы переходим на английский.
7.Карточки. У нас есть стена, на которой висят карточки с английскими словами. Обычно сверху находятся новые, внизу старые, а в середине картинка, которую мы рассматриваем и называем, что там изображено на английском. Карточки меняю по мере их запоминания, примерно раз в неделю. В основном, карточки покупные, но если мне нужно какие-то слова срочно, то я использую наклейки (так как рисовать не умею) и лист бумаги, маркером подписываю слово, можно и распечатать, но у меня это занимает больше времени. Дети любят играть в учителя и спрашивают друг у друга слова, хотя чаще всего ученик я и должна безукоризненно отвечать, и я вам скажу, что мне это нравится, как там говорят «повторение - мать запоминания».
Пожалуй, на сегодня все, и так получилось очень много букв, если кто-то дочитал до конца, то дайте знать. Очень долго я собиралась с мыслями, чтобы написать этот пост. Он получился немного сумбурным, так что, если что-то непонятно, то с удовольствием отвечу на все вопросы. У меня вообще возник вопрос, нужны ли еще такого рода посты? Писать ли о книгах и мультиках? И нужно ли описывать наши занятия, я не говорю про ежедневные бытовые беседы, а, например, учим мы части тела на английском, я могу написать, что мы читали, что смотрели, во что играли и какие-то необходимые фразы для мам. В следующий раз постараюсь быть не столь многословной, надеюсь, пост был полезным.