Поиски планеты X
Настолки по-взросломуЗа последний месяц в "Поиски планеты X" мы с мужем наиграли больше партий, чем во все остальные игры вместе взятые за последний год. Сама не пойму, в чем секрет магнетизма, но затягивает!
Перед покупкой мы знали, что игра на дедукцию (что-то вроде 🦊 на максималках?) и для нее нужно приложение в смартфоне. И тема - решение научной загадки, вычисление местоположения девятой планеты солнечной системы. Пожалуй, тема и привлекала больше всего + аргумент, что в коллекции нет ни одной похожей игры.
Стартовая раскладка: поле с подвижным кругом в центре (показывает, какая часть неба в данное время доступна для наблюдений), фишки (телескопы) игроков на треке времени, ширмы, за ширмами листочки наблюдений, жетоны теорий и жетоны наблюдений.
И телефон с установленным приложением.
На лиса игра, конечно, оказалась мало похожа :-) Если уж сравнивать с чем-то привычным, я бы сказала, что это судоку на максималках. Мысли в голове в процессе игры звучат примерно так: "Нуууу, в первом секторе не может быть планеты икс, потому что в четвертом и пятом оказались бы тогда два астероида, а карликовая планета была бы в десятом, но там ее быть не может, потому что напротив... Не торопите меня, я ДУМАЮ! Ну вот, сбилась, теперь все сначала 😬"
Но игра не была бы игрой, если бы она сводилась исключительно к решению логической задачки. По определению Сида Мейера, которое мне очень нравится, "игра - это серия интересных решений игрока".
В "Поисках планеты X" игроки принимают решения о том, какую информацию и в какой момент получать. Информация стоит д̶е̶н̶е̶г̶ времени. В зависимости от того, какой запрос игрок делает в приложении, он продвигает свою фишку по треку времени на то или иное количество делений.
Например, можно "изучить сектор", то есть получить точную информацию, какой объект находится в конкретном участке неба, но это действие доступно всего дважды за игру и стоит целых четыре шага. А можно "искать объект" и узнать, например, сколько туманностей расположено в секторах с первого по седьмой, заплатив за эту информацию всего двумя шагами.
Ходит всегда тот игрок, фишка которого стоит последней на треке времени. Делая "дорогие" запросы, игрок получает более ценную информацию, но общее количество ходов за игру у него будет меньше.
Успех в игре определяется, прежде всего, правильностью выбора, который делает игрок, совершая каждый свой ход. Но и везение тоже присутствует. Можно "ткнуть пальцем в небо" и одним действием найти четыре карликовых планеты в четырех секторах. А можно найти всего одну, и потом потратить ещё несколько ходов, чтобы узнать, в каком именно из четырёх секторов она находится.
Обнаружение кем-то из игроков планеты икс означает окончание игры, но не обязательно победу.
Для победы нужно обогнать соперников по количеству очков, которые зарабатываются двумя способами: обнаружением планеты икс и выдвижением верных теорий о местонахождении других объектов (комет, астероидов, туманностей и т.д.)
Выкладывая жетоны теорий на поле, мы не только получаем ПО, но и делимся информацией, известной нам, с соперниками. Именно через теории в игре реализовано взаимодействие между игроками, и мне очень нравится, как это работает.
Жетоны выкладываются в закрытую во время фазы теорий и в каждую следующую фазу теорий выложенные жетоны продвигаются к центру поля (теории проходят проверку, это занимает время).
Когда жетон теории доходит до ячейки экспертизы, он переворачивается, информация проверяется в приложении и становится доступной всем игрокам. Но ещё до того, как теория дойдет до стадии экспертизы, по прямым и косвенным признакам соперники начнут строить догадки о том, какой именно объект вы обнаружили в указанном секторе. Вычислять, что известно соперникам, и "путать следы", чтобы соперники не догадались, что известно вам, - это очень увлекательно ;-)
В прямую блефовать в игре можно, но себе дороже: выложив ошибочную теорию, можно получить штраф и потерять жетон.
Игра очень тематична, каждое действие обоснованно, правила написаны так, что их интересно перечитывать.
Ещё один безусловный плюс - быстрая подготовка к игре, компонентов не много. Правила простые, объясняются за пять минут.
Уровень сложности самой игры регулируется, во-первых, выбором стороны поля (12 секторов или 18 секторов), а во-вторых, выбором уровня сложности в приложении (чем проще, тем больше стартовой информации сообщается игроку).
В одной партии разные игроки могут выбрать разный уровень сложности, это удобно, если вы играете, например, с ребенком, можно дать ему фору.
Из минусов, пожалуй, могу назвать только даунтайм. Любителям долго и тщательно обдумывать каждый ход игра противопоказана :-)
И маленький бонус для тех, кто дочитал до конца. На сайте bgg можно скачать бланки travel size для игры "Поиски планеты Х". Что-то вроде дорожной версии, поворот "обозримого неба" и выкладывание на поле жетонов теорий заменено отметками на листочке наблюдений, как в играх roll&write. Не так атмосферно, как с полным набором компонентов, зато абсолютно бесплатно.
Распечатав листочки и скачав приложение, можно сыграть полноценную партию, и уже после этого принимать решение о покупке коробки.