В.А. Сухомлинский 100 советов учителю
Воспитание.На пике кризиса 3-х лет у нас с сыном, как и у других родителей и детей в этом возрасте, покачнулись и напряглись отношения. Понимая, что я не хочу "ломать" и "дрессировать" его под себя, я стала думать, что же делать. Искала информацию, книги, статьи и советы. И в результате долгих блужданий по сети познакомилась (ранее только отдаленно что-то слышала о нем) о В.А. Сухомлинском
Конечно, как я поняла за годы поиска идеальной и оптимальной системы развития и воспитания, - идеальной системы не существует))). Поэтому, кое-что можно добавить или убрать, но общий подход, великая любовь и желание вложить в детей максимум любви, творчества, знаний, создать правильную систему ценностей и мировоззрение, - все это зацепило меня крепко.
Вот цитата одной из его книг
В.А.Сухомлинский
СТО СОВЕТОВ УЧИТЕЛЮ
(в сокращении)
1. ЧТО ТАКОЕ ПРИЗВАНИЕ К ТРУДУ УЧИТЕЛЯ? КАК ОНО ФОРМИРУЕТСЯ
Как и всякий квалифицированный, целенаправленный, планомерный и систематический труд, воспитание человека является профессией, специальностью. Но это особенная, не сравнимая ни с каким другим делом, профессия. Она отличается рядом специфических свойств и качеств:
а) Мы имеем дело с самым сложным, бесценным, самым дорогим, что есть в жизни - с человеком. От нас, от нашего умения, мастерства, искусства, мудрости зависит его жизнь, здоровье, разум, характер, воля, гражданское и интеллектуальное лицо, его место и роль в жизни, его счастье.
б) Конечный результат педагогического труда можно увидеть не сегодня, не завтра, а через очень продолжительное время. То, что вы сделали, сказали, сумели внушить ребенку, иногда сказывается через пять, десять лет.
в) На ребенка оказывают влияние многие люди и явления жизни. Миссия школы, наша с вами важнейшая задача, дорогой коллега, - бороться за человека, преодолевать отрицательные воздействия и давать простор положительным. А для этого необходимо, чтобы личность учителя оказывала наиболее яркое, действенное и благотворное влияние на личность ученика.
г) Объект нашего труда - тончайшие сферы духовной жизни формирующейся личности - ум, чувства, воля, убежденность, самосознание. Важнейшие инструменты нашего воздействия на духовный мир школьника - слово учителя, красота окружающего мира и искусства, создание обстоятельств, в которых наиболее ярко выражаются чувства - весь эмоциональный диапазон человеческих отношений.
д) Одной из важнейших особенностей творчества педагога является то, что объект его труда - ребенок - постоянно меняющийся, всегда новый, сегодня не тот, что вчера.
Я еще только начала читать его книги, но не могу не поделиться своим открытием, т.к. практически каждое предложение достойно, чтобы его переписывать, запоминать, цитировать и применять на практике.
В статье в Википедии (