Про стоимость работы фотографа, а точнее про отношения фотограф-клиент...
Размышления о фотографииХочу поделиться с Вами размышлениями фотографа из Питера Петра Карасева о разговоре с клиентом относительоно цены...
Он пишет о свадебной фотографии, но мне кажется это верно и для детской и семейной фотографии...
Скажу сразу, мне очень близок этот подход.
Хочется услышать мнения фотографов и клиентов на этот счет.
Далее выдержки из текста взятые со страницы Вконтакте названного фотографа.
"Клиенты свадебного фотографа делятся на два вида. Первые хотят узнать стоимость работы. Вторые хотят, чтобы этот фотограф снимал их свадьбу. Это принципиальный момент – клиетов из первой категории действительно интересует только стоимость, они даже не называют дату своей свадьбы – только спрашивают стоимость, скажите стоимость! Сколько, ну сколько будет стоить ваша работа?! Налицо два совершенно разных подхода: либо мы спрашиваем стоимость до тех пор, пока нам не назовут сумму, которая "укладывается в бюджет" (это похоже на тест на сообразительность для детей, где нужно проталкивать фигурки разной формы в отверстия), а потом начинаем искать "подходящего" фотографа среди тех, кто попал в список приемлимых по бюджету, либо мы ищем фотографа, без снимков которого наша свадьба будет немыслимой, и договариваемся с ним о цене.
Мои фотографии, вполне возможно, не самые технически-совершенные, не самые яркие, и не самые креативные, но они самые искренние и счастливые – потому что я работаю только с теми клиентами, которые используют второй подход.
[...]
Мой пост о том, что некоторым клиентам хочется просто узнать цену свадебной съёмки - не пригласить любимого фотографа, от фотографий которого они балдеют, не сделать незабываемые фотографии с единственного свадебного дня в жизни, а просто узнать цену, чтобы найти фотографа подешевле – вызвал возмущение у некоторых читателей. Аргументы в основном в стиле "Клиент всегда прав, и если он хочет узнать цену – фотограф обязан цену сказать!" Хочу дать ответ тем, кто считает права клиентов ущемлёнными:
Здесь налицо подмена понятий, как это часто бывают, путают тёплое с мягким.
Конечно, если клиент хочет позвать на свадьбу фотографа, он должен знать, сколько стоят услуги этого фотографа, это очевидно. Я бы хотел видеть своим фотографом на свадьбе Джеффа Эскофа, или Шона Фланигана, или Йонаса Петерсона – но стоимость их работы мне не по карману. Даже стоимость очень и очень бюджетного Петерсона – всего от 5000 долларов (плюс расходы на перелёт). Подмена понятий здесь в том, что якобы, если клиент требует назвать цену – фотограф должен её назвать. Вот это ошибка. Вы не делаете в жизни то, что требуют от вас посторонние люди с неизвестными целями, правда? Для того, чтобы сделать что-то, нужна причина, так заведено у людей с мозгами в голове, и просто "А ну быра сказал нам цену!" это не причина, нет. Если ваш близкий человек, ваш друг, зовёт вас – подойди сюда! – вы подойдёте, потому что понимаете, что если он зовёт вас, значит, вам будет интереснее вместе. А вот если вы идёте по улице и из кустов доносится голос неизвестно кого, со словами "Подойди сюда!", или "Сколько стоит ваша съёмка?", то сомневаюсь, что вы броситесь выполнять, да? Как же так? Ведь клиент всегда прав? Клиент потребовал подойти – вы должны подойти? Любой человек, потребовавший у вас назвать цену – это клиент? Разве?
Выбор фотографа для многих превратился в покупку вещи в интернет-магазине. В интернет-магазине "Фотографы на свадьбу" лежат говорящие самоходные штативы, нужно выяснить их цену, и если цена приемлемая (то есть, дешевле айфона, дешевле лимузина, дешевле торта, дешевле платья, дешевле тамады, дешевле цветов, дешевле всего остального на свадьбе) то такой штатив нам подходит, берём его. Самоходный штатив из интернет-магазина будет ходить около нас на свадьбе шесть часов, или сколько там по договору, а фотоаппарат, прикрученный к нему, будет снимать. Безжалостная аналогия? Да. Что заставляет меня говорить такие слова? То, что с точки зрения клиентов из первой категории, у фотографа не может быть мнения. Это ключевая фраза всего этого поста, я повторю её ещё раз: "С точки зрения клиентов из первой категории, у фотографа не может быть мнения". Фотограф это купленная в интернет-магазине вещь, которая пришла на свадьбу, поснимала сколько надо и ушла (это, кстати, очень хорошо иллюстрируется темами на форумах невест о том "Надо ли кормить фотографа на свадьбе?", большинство склоняется к тому что нет, не надо – самоходные штативы не едят, действительно). У купленного в интернет-магазине самоходного штатива нет мнения, ему не может "нравиться" или "не нравиться" наша свадьба, наш распорядок свадебного дня, и прочие детали. Его дело - молча снимать. И – если вы покупаете вещь в интернет-магазине, вы должны знать её стоимость, действительно, это очень удобно.
Но я так не хочу.
У меня есть мнение. И мне не всё равно.
Я хочу снимать свадьбы, которые нравятся мне, потому что я работаю для людей. Я создаю то, чего не существовало до сих пор, летопись семьи, как бы высокопарно это ни звучало, и я хочу, чтобы люди улыбались, глядя на свои фотографии. Я хочу чтобы их дети и внуки млели от удовольствия, рассматривая своих счастливых и влюблённых папу и маму, или бабушку и дедушку, потому что мне не всё равно. Так же, как я хочу есть еду, которая нравится мне, общаться с людьми, которые нравятся мне, потому что мне не всё равно. Делать фотографии, которые нравятся мне – определённо, этого я хочу. Каждый раз, смотря на фотографии, которые я сделал, я улыбаюсь, потому что на этих фотографиях молодожёны, для которых я стал другом, и они стали моими друзьями, и если это будет не так, то я просто не хочу снимать такую свадьбу. Станет ли вашим другом купленный за два клика мышкой в интернет-магазине самоходный штатив? Вряд ли. Главное в жизни это не чтобы фотограф стоил дешевле всего остального на свадьбе. Главное в жизни это человеческое тепло и дружеская поддержка. Фотограф, который поддерживает вас, который болеет душой за вас, который делает всё, абсолютно всё возможное для того, чтобы ваша свадьба была прекрасной и счастливой – такой фотограф вполне может стоить дешевле всего остального на свадьбе, потому что человеческое тепло измеряется не деньгами и не количеством часов, которые фотограф будет снимать. Но чтобы найти такого фотографа, нужно понимать это самим, и хотеть этого самим. Вот с такими клиентами я работаю.
[...]
Но ответьте себе на такой вопрос – когда нужно называть цену? В первом же ответе? Или через один ответ? Через два ответа? И тут оказывается, что многие уверены, будто фотограф должен называть цену сразу же, как только её спросили. Ведь это же просто самоходный говорящий штатив, который мы покупаем в интернет-магазине за пару кликов мышкой, на нём должна висеть бирка с ценой сразу, да?
Например, реальная ситуация из жизни – приходит сообщение:
– Какая стоимость? (точная цитата)
Какой должен быть ответ? "ХХХХ рублей"? Вот так, сразу? Кто-то убеждён, что да. А мои клиенты считают, что нет. И я считаю, что нет.
Ситуация номер два, тоже реальный диалог между мной и некими людьми (клиентами? нет, не клиентами - им ещё пока очень далеко до того, чтобы стать моими клиентами):
– Здравствуйте, Пётр! Сколько стоит у вас съёмка на целый день?
– Здравствуйте, <name>! Назовите, пожалуйста, дату вашей свадьбы, чтобы мы смогли убедиться в том, что я свободен в день вашей свадьбы?
– До свидания Пётр, вы хам и гавно! Научитесь сначала разговаривать с клиентами, а потом уже занимайтесь фотосъёмкой!
Чего хотели эти "клиенты"? Они хотели позвать меня быть их фотографом? Очевидно, что нет, иначе они бы назвали дату их свадьбы и спросили, свободен ли я ещё в этот день. Должен ли я был назвать им сразу какую-то сумму, в ответ на их первый же вопрос? Очевидно, что нет.
Итак, через сколько вопросов фотограф должен назвать спрашивающему цену на свои услуги? Я думаю, это должно произойти тогда, когда фотограф убедится в серьёзности намерений спрашивающего. Это бывает и после первого же вопроса. А бывает и после пятнадцати вопросов. Собеседник должен пройти хоть какой-то минимальный тест Тьюринга, подтверждающий, что он не автомат, а живой человек, прежде чем с ним можно будет вступить в какие-то переговоры. Автомат будет продолжать спрашивать "Нет, ну скажите, сколько стоит?!", а живой человек способен к общению и обмену мнениями, причём здесь есть тонкий момент – отсутствие желания отвечать на вопросы, и хотя бы ударить пальцем о палец ради какого-то разговора, очень хорошо чувствуется. Клиент-автомат отвечает на вопросы с явным раздражением.
С точки зрения возмущённых комментаторов, переговоры с фотографом это совершенно не нужная трата времени, потому что вести переговоры со штативом это признак душевного расстройтва. Фотографы, с их точки зрения, это работники сферы услуг (об этом ниже), что-то вроде слишком много о себе возомнивших официантов, которые лежат на полках в ожидании, пока кто-нибудь не увидит цену на их бирке и не скажет "О, этого берём". Тогда фотограф включится, придёт на свадьбу, снимет там свои свадебные фотки, и ляжет обратно на полку, ждать следующего клиента. Но я работаю для людей, у которых есть мечты и желания. И свадебного фотографа люди выбирают не только потому что "так надо" (с этими "клиентами" наши переговоры оканчиваются очень быстро, до называния цены дело обычно не доходит), а для того, чтобы удовлетворить какие-то желания. Какие? Желание увидеть себя счастливыми, на красивой фотографии? Это самое очевидное, конечно, но далеко не единственное – например, что значат слова "красивая фотография" именно для вас? Красивая – это какая? Что должно быть на этой фотографии такого, что вам нужен именно этот фотограф? Именно этот, и никакой другой? Расскажите! Докажите, что вы человек! Разговор штатива, которому насрать на желания клиента, с чурбаном, которому насрать на фотографии – вот что такое обычный среднестатистический разговор с человеком, спрашивающим "Какая стоимость?"