Как избавиться от слов-паразитов?
Онлайн школа Арт-терапия для душиПо сути дела, за исключением редких случаев врожденной физической патологии, большинство дефектов речи можно преодолеть, если только у пациента есть желание это сделать. При отсутствии такого желания лечение безнадежно. ( Король говорит! Марк Лог, Питер Конради)
Есть две вещи, которые удивляют всех людей без исключения - это первый раз услышать в записи свой голос и увидеть себя на экране. Наше представление о себе самих очень далеко отстоит от реального положения дел.
Когда я начала записывать первые видео для лекций, я была полна уверенности, что это легко и непринужденно получится само собой, так как опыт учительско-ораторско-просветительский у меня будь здоров аж с 1999 года. Но увы...первый же небольшой кусочек лекции на видео показал множество недочетов, а особенно слова-паразиты. Никто никогда не говорил мне раньше, что эти слова у меня есть.
Я даже специально провела опрос среди знакомых мне людей - замечают ли они в моей речи затыки. Оказалось, что не очень-то и замечают, больше помнят о том, что именно говорилось. И я сделала для себя вывод намбер уан - вам могут простить много каши во рту, если вместе с кашей вы выдаете изрядную порцию интересного и важного. Поэтому первую задачу, которую я поставила перед собой - это разнообразить материал так, чтобы никто не успевал считать, сколько раз в одном предложении я говорю ээээ, даааа и воооот.
И плюс к этому я начала упражнять речь. Я переписывала раз за разом один и тот же кусочек лекции. Что получилось по итогу. Повторение не помогло. Более того, в определенный момент количество затыков стало расти и длительность ээээканий увеличиваться. Самое интересное, что запись с чтением листа ( чего я вообще в преподавании не приемлю еще со времен школы) была наихудшим вариантом. Единственное, что я не попробовала - это суфлерскую бегущую строку. Говорят, она норм. Но на записи очень заметно, как глаза бегают по строчкам и контакта со слушателями нет в принципе. А именно этот контакт, пусть и виртуальный, был важен. Мой вывод намбер ту - в этом деле количество не переходит в качество просто так, нужно что-то еще.
Тогда я стала менять скорость и тембр речи. И вот тут появился интересный эффект. Слова- паразиты испарились, но вместо них появилось ощущение, что это не совсем то, что я хотела сказать. Примерно так: Что -то я не поняла, куда я пришла по итогу. Так что мой вывод намбер сри - не надо пытаться себя переделывать. Речь станет новой, но мысли этого нового человека могут тоже очиститься до сияющей пустоты.
Так что в некоторый момент я перестала трястись над каждым словом. Просто извиняюсь за свои повторки, оговорки и паразитки, если вдруг ловлю себя на этом. И добавляю какую-нибудь шуточку в тему. Запоминается как известно, последнее.
Если вы мандражируете насчет выступлений и записей - рекомендация одна: БУДЬТЕ СОБОЙ! Если в вас кладезь умного, полезного и ценного, то собеседники просто профильтруют эти мелкие недочеты и возьмут то, что им надо. Если же ценного ноль, то даже сама чистая речь ничего не даст. А вы тем временем шлифуйте навык - камушки Диосфена во рту до сих пор единственный и непревзойденный метод оттачивания дикции и строя речи.
А на мой результат предлагаю посмотреть ниже - сколько эээ, дааа и вооот вы успеете насчитать :)
Ваша А. Бескаровайная
P.S. Начало лектория вот тут Принципы арт-терапии. Предисловие
P.S.S Очень рекомендую всем психологам и не только фильм "Король говорит!" - как раз обо всем этом
Арт-терапия - это... ( лекция 2)