для любителей таблиц развития от 3 до 5
Психология
очень адекватные списки того, что надо уметь и на что обратить внимание) переводные. вытащила вот тут http://forums.rusmedserv.com/showthread.php?t=92630
Каких достижений в развитии стоит ожидать от ребенка в возрасте трех-четырех лет?
С 3-м днём рождения вашего ребёнка официально заканчивается период "ужасных 2-х лет" и ваш ребенок вступает в «волшебный возраст» - от трех до пяти – время, когда мир ребенка наполнен фантазиями, рожденными его живым воображением. В ближайшие два года ваш ребенок во многом повзрослеет.
Ниже приводятся и другие достижения, которых вы можете ожидать от своего ребенка:
Двигательное развитие
- подпрыгивает и стоит на одной ножке до 5-ти сек.
- поднимается и спускается по лестнице без поддержки
- пинает мяч
- подбрасывает мяч вверх
- почти каждый раз ловит мяч, который отскакивает от земли или от стенки
- движется проворно, как лицом вперед, так задом наперед
Развитие мелкой моторики и движений рук
- копирует квадратные формы по образцу
- рисует человека, изображая от двух до четырех частей тела
- пользуется ножницами
- рисует круги и квадраты
- начинает срисовывать по образцу большие буквы
Развитие языковых навыков
- различает понятия «одинаковое» и «разное» ( «такой же» и «другой»)
- совершенствует основные грамматические навыки
- говорит предложениями из 5-6-ти слов
- говорит достаточно чётко - так, что его понимают даже незнакомые люди
- рассказывает истории
Развитие процесса познания
- правильно называет некоторые цвета
- имеет общее понятие о счёте и может знать несколько чисел
- подходит к проблемам со своей точки зрения
- начинает обретать чувство времени
- выполняет просьбы, требующие совершения трех действий
- вспоминает части рассказа
- различает понятия «одинаковое» и «разное»
- Играет в фантазийные игры
Социальное и эмоциональное развитие
- с интересом относится ко всему новому
- объединяется и взаимодействует с другими детьми
- играет в "маму" или "папу"
- проявляет все большую изобретательность в ходе фантазийных игр
- сам одевается и раздевается
- с ребенком можно договориться о том или ином способе разрешения конфликтной ситуации
- становится более независимым
- представляет себе разных чудовищ, когда видит непонятные изображения
- воспринимает себя как целостного человека с телом, разумом и чувствами
- часто не понимает, где проходит граница между фантазией и реальностью
Контроль за развитием ребенка
Поскольку каждый ребёнок развивается по-своему, индивидуально, невозможно точно сказать, когда или как ваш ребёнок усовершенствует то или иное качество. Достижения развития, описанные здесь, помогут вам получить общее представление о том, каких изменений вы можете ожидать, но не волнуйтесь, если ребенок будет развиваться немного по-другому. Однако, поставьте в известность педиатра, если ребёнок проявляет какие-то из указанных ниже признаков возможного нарушения развития для его возрастного уровня.
- не может подбрасывать мяч
- не может подпрыгнуть на месте
- не может кататься на 3-х колёсном велосипеде
- не может держать мелок (каркандаш) в пальцах
- с трудом рисует каракули
- не может поставить 4 кубика один на другой
- по-прежнему плачет и цепляется за родителей, когда они уходят
- не проявляет интереса к играм, которые требуют взаимодействия
- игнорирует других детей
- не общается с людьми которые не являются членами его семьи
- не использует фантазию в играх
- сопротивляется одеванию, сну, пользованию туалетом
- выходит из себя, теряя контроль, набрасывается на людей, когда сердится или огорчается
- не может нарисовать круг по образцу
- не использует предложения больше чем из 3-х слов
- неправильно употребляет слова «я» и «ты»
Каких достижений в развитии стоит ожидать в возрасте от 4 до 5 лет?
Прежде, чем вы замечаете это, спокойный ребенок трех лет как-то незаметно становится генератором энергии, возбуждения, беспорядка, воинственности и совершенно недопустимого поведения. Это может напомнить Вам об испытаниях и бедствиях, через которые вы прошли, когда ему было два. Очевидно, что в это время огромный поток творческих идей рвется из детских разумов и ртов. Такое поведение и мышление поможет вашему ребенку создать надежную основу для вхождения в мир детского сада.
Посмотрим на некоторые другие достижения.
Двигательное развитие
- Стоит на одной ноге 10 секунд и дольше
- Подпрыгивает, кувыркается
- Раскачивается, карабкается (на что-либо)
- Возможно, перепрыгивает (через что-либо)
Развитие мелкой моторики
- Копирует треугольники и другие геометрические фигуры
- Рисует человека с телом
- Пишет некоторые буквы
- Одевается и раздевается без помощи
- Использует вилку, ложку и (иногда) столовый нож
- Обычно сам заботится об использовании туалета
Развитие языковых навыков
- Вспоминает часть рассказа
- Произносит фразы более чем из пяти слов
- Использует будущее время
- Рассказывает длинные истории
- Называет свое имя и адрес
Развитие процесса познания
- Может пересчитать десять и более предметов
- Правильно называет не менее четырех цветов
- Лучше представляет себе понятие времени
- Знает о вещах, каждый день используемых дома (деньги, еда, приборы)
Социальное и эмоциональное развитие
- Хочет радовать друзей
- Хочет быть похожим на своих друзей
- Легче соглашается с правилами
- Любит петь, танцевать и разыгрывать представления
- Демонстрирует все больше независимости, даже может самостоятельно посещать ближайших соседей
- Знает о различии полов
- Может отличить фантазию от реальности
- Иногда настойчив, иногда очень отзывчив
Контроль за развитием ребенка
Поскольку каждый ребенок развивается своим, особенным образом, невозможно предсказать, когда именно или как ваш дошкольник достигнет совершенства своих навыков. Достижения в развитии, указанные здесь, дадут Вам лишь общее представление о переменах, ожидаемых по мере взросления ребенка, но не беспокойтесь, если его развитие идет немного другим путем. Тем не менее, обратите внимание вашего педиатра, если ваш ребенок демонстрирует какие-либо из следующих сигналов возможной задержки развития в этом возрасте.
- Ведет себя очень испуганно или робко
- Ведет себя очень агрессивно
- Не может расстаться с родителями без сильного протеста
- Легко отвлекается и не может сосредоточиться на одном виде деятельности дольше пяти минут
- Мало интересуется игрой с другими детьми
- Вообще не реагирует на людей, или реагирует только поверхностно
- Редко использует воображение или имитирование в игре
- Выглядит несчастливым или грустным большую часть времени
- Не интересуется новыми видами деятельности
- Избегает или сторонится других детей и взрослых
- Не выражает широкого диапазона эмоций
- Есть проблемы с едой, сном или использованием туалета
- Не может различать фантазию и реальность
- Выглядит необычно пассивным
- Не понимает распоряжения, состоящие из двух частей или использующие предлог («Поставь чашку на стол», «Возьми мяч под диваном»)
- Не может правильно назвать свои имя и фамилию
- Не использует в речи множественное число и прошедшее время
- Не рассказывает о своих каждодневных занятиях и впечатлениях
- Не может построить башню из шести-восьми кубиков
- Испытывает неудобство, держа карандаш
- Испытывает трудности, снимая одежду
- Не может эффективно чистить зубы
- Не может вымыть и вытереть руки